ПОДЕЛИТЬСЯ
30 июля 2020 | 14:25
Что происходит с мировым рынком газа. Мнение эксперта
На фоне относительной стабилизации ситуации с ценообразованием на нефть благодаря действия ОПЕК+ и естественному падению производства неясными остаются перспективы мировых рынков газа. Коронавирусный шок спровоцировал сильнейшую корректировку предложения, что обусловило исторически низкие спотовые цены на газ. Так, стоимость газа в Европе обвалилась до цены "на скважине", вынуждая производителей терпеть убытки. Эксперт ИМЭП при Фонде Нурсултана Назарбаева Лидия Пархомчик провела анализ газового рынка в мире и в Казахстане, а также оценила его перспективы, учитывая пандемию, передает Tengrinews.kz.
На фоне относительной стабилизации ситуации с ценообразованием на нефть благодаря действия ОПЕК+ и естественному падению производства неясными остаются перспективы мировых рынков газа. Коронавирусный шок спровоцировал сильнейшую корректировку предложения, что обусловило исторически низкие спотовые цены на газ. Так, стоимость газа в Европе обвалилась до цены "на скважине", вынуждая производителей терпеть убытки. Эксперт ИМЭП при Фонде Нурсултана Назарбаева Лидия Пархомчик провела анализ газового рынка в мире и в Казахстане, а также оценила его перспективы, учитывая пандемию, передает Tengrinews.kz.
В своем недавнем докладе Международное энергетическое агентство дает прогноз о том, что в 2020 году глобальный рынок природного газа сократится на рекордную за всю историю этой отрасли величину. Мировое потребление газа в текущем году может снизиться на 4-5 процентов (порядка 150 миллиардов кубометров). Данные показатели не выглядят критичными по сравнению с потерями нефтяной индустрии. Тем не менее для отрасли подобное снижение является беспрецедентным. Так, предыдущее крупнейшее снижение объемов мирового потребления природного газа в 2009 году составило всего 2 процента.
Ценовое пике
С начала 2020 года цены на природный газ упали до минимальных значений. Как и в случае с нефтью, на рынке трубопроводного и сжиженного природного газа наблюдается избыток.
Значительный избыток предложения в совокупности с оставшимися после аномально теплой зимы большими запасами газа в хранилищах обвалили котировки до двухзначных показателей. Особенно остро данный тренд прослеживается на газовых биржах со спотовым ценообразованием.
Так, в мае 2020 года спотовый газ в Европе подешевел до 31 доллара США за 1 тысячу кубометров. Хотя в июле аналогичный показатель был зафиксирован на уровне 60 долларов США за 1 тысячу кубометров, в годовом выражении снижение составило 50 процентов.
Крупнейшие покупатели природного газа еще не отказались от практики поставок по долгосрочным контрактам с формулой цены, привязанной к нефтяным котировкам. Однако цена снизилась и в данном сегменте, что сказывается на прибылях производителей, в частности российского "Газпрома". Так, экспортная выручка компании упала вдвое по сравнению с I кварталом 2020 года, в годовом выражении - почти в 3 раза.
В результате рынок природного газа стал более хаотичен и волатилен. Вполне очевидно, что до конца года сектор в связи с банкротством покинет ряд крупных поставщиков, так как текущая стоимость сырья для многих находится ниже рентабельности добычи.
Даже такой крупный игрок газового рынка, как "Газпром", столкнулся с проблемой рентабельности. По оценкам Fitch Ratings, уровень безубыточности поставок российского газа в Европу составляет порядка 105 долларов США за тысячу кубометров. Однако в мае 2020 года средняя цена экспорта российского газового гиганта составила 94 доллара США за 1 тысячу кубометров. Известно, что форвардные контракты позволяют "Газпрому" продавать газ по цене в 2-3 раза выше краткосрочных котировок. Однако даже подобного рода "защита" не смогла гарантировать отсутствие убытков.
Непростая ситуация складывается и для компаний по добыче сланцевого газа. В июне 2020 года процедуру банкротства запустила Chesapeake Energy. Именно данная компания стала негласным символом "сланцевой революции". С начала 2020 года порядка 20 американских нефтегазовых компаний также подали заявление на банкротство.
Перспективы восстановления
Несмотря на кризис, долгосрочные прогнозы сохраняют тренд на продолжение роста глобального спроса на газ даже в условиях усиления мер по декарбонизации экономики. Согласно оценкам экспертов, уже к IV кварталу 2020 года стоимость голубого топлива может восстановиться до 100 долларов США за 1 тысячу кубометров.
Тем не менее первоочередным остается вопрос ценообразования. Природный газ должен оставаться сравнительно "дешевым" топливом для покупателей, сохраняя при этом возможность для производителей получать выгоду от продажи.
Исходя из динамики колебаний спотовых цен можно предположить, что нижняя точка падения на газовом рынке Европы уже пройдена. В данных обстоятельствах на рынке может с новой силой обостриться борьба между трубопроводным и сжиженным природным газом. Примечательно, что именно конкуренция за долю на рынке между СПГ и трубопроводными поставками стала одним из драйверов снижения стоимости сырья еще в 2019 году.
Еще в начале 2020 года до обвала цен на энергоносители эксперты прогнозировали, что конкуренция за европейский газовый рынок снизит цены настолько, что экспорт газа станет для "Газпрома" менее выгодным, чем поставка на внутренний рынок.
Несмотря на последствия пандемии, можно наблюдать, что крупнейшие игроки газового рынка не спешат отказываться от реализации амбициозных СПГ-проектов. Так, к примеру, успешное привлечение порядка 16 миллиардов долларов США для финансирования нового СПГ-проекта Mozambique LNG, оператором которого является Total, свидетельствует, что инвесторы все еще готовы вкладывать ресурсы в газовую индустрию.
В надежде на новый газовый бум находится Катар. В 2019 году Доха анонсировала свои планы по увеличению производства СПГ с текущего уровня в 77 миллионов тонн в год до 126 миллионов тонн к 2027 году. И хотя еще в феврале 2020 года в Катаре было принято решение приостановить расширение крупнейшего в мире газового месторождения North Field, стратегические планы по наращиванию мощностей СПГ остаются в силе.
Международный газовый регулятор
Тот факт, что добыча природного газа не регулируется никакими международными соглашениями по примеру ОПЕК, в определенной степени затрудняет нормализацию ситуации. Отсутствие глобального регулятора сохраняет зависимость отрасли от нефтяной индустрии.
Вопрос создания "газовой ОПЕК" периодически возникает на повестке дня. На сегодняшний момент единственным инструментом межгосударственного взаимодействия на газовом рынке остается Форум стран - экспортеров газа (ФСЭГ). Газовая коалиция объединяет 20 стран-производителей, которые контролируют 72 процента доказанных мировых запасов голубого топлива, 46 процентов производства, 55 процентов трубопроводного экспорта и 61 процент поставок СПГ.
Однако, в отличие от ОПЕК, ФСЭГ не имеет возможности контролировать мировые цены на газ, так как не располагает полномочиями устанавливать квоты на добычу топлива. Вместо этого страны-члены пытаются скоординировать свои энергетические политики, что, безусловно, менее эффективно в плане быстрой коррекции ценообразования.
Вполне понятно, что на заседаниях ФСЭГ регулярно поднимаются вопросы создания механизмов обеспечения стабильности на газовых рынках. Успех ОПЕК+ усиливает мотивацию по преобразованию форума в полноценную организацию.
Нужно отметить, что в последние годы начался процесс разграничения цен на газ и нефть. И хотя фьючерсы на природный газ все еще сохраняют привязку к нефтяным котировкам, существующая зависимость стала менее выраженной. Развертывание производства СПГ также способствует глобализации газовых рынков, что формирует условия для появления новых механизмов регулирования. В частности, решается проблема хранения добываемого сырья, облегчаются вопросы логистики, долгосрочные газовые контракты постепенно вытесняются спотовыми с привязкой к биржевым ценам.
Однако на пути превращения ФСЭГ в аналог ОПЕК стоят несколько препятствий. Так, ключевые игроки не заинтересованы в согласованных действиях на газовом рынке. Более того, такие крупные производителей СПГ, как США и Австралия, и вовсе не входят в ФСЭГ.
Если ориентироваться на успешные примеры стабилизации нефтяной отрасли (сделка ОПЕК+), то трансформация форума в "газовую ОПЕК" может оказаться недостаточной для полноценного регулирования.
Казахстанский контекст
Особенностью добычи голубого топлива в Казахстане является то, что добываемый газ является попутным. После того как были ужесточены экологические нормы и сжигание попутного газа стало противоречить экологическому законодательству, нефтедобывающие компании стали изыскивать возможности реализовать добываемый продукт.
Нужно отметить, что уровень добычи газа планомерно растет. В 2019 году производство газа в республике было зафиксировано на уровне 56,4 миллиарда кубометров, из которых 34,2 миллиарда кубометра являются попутными. Примечательно, что по результатам первых пяти месяцев 2020 года добыча природного газа в Казахстане увеличилась на 7,2 процента и достигла 24,8 миллиарда кубометров.
За отчетный период основным экспортным направлением стал Китай, который с января по апрель 2020 года импортировал 2,7 миллиарда кубометров природного газа. Однако если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, лидирующие позиции по импорту казахстанского газа принадлежали России и Украине. Подобные изменения наглядно показывают перебалансировку спроса и предложения на газовых рынках.
После того как в мае 2020 года Казахстан взял на себя обязательства по сокращению производства углеводородов в рамках обновленного соглашения ОПЕК+, темпы нефтегазодобычи будут снижаться. Учитывая, что порядка 60 процентов добываемого голубого топлива привязано к добыче нефти, снижение производства будет наблюдаться вплоть до августа 2020 года.
В целом можно заключить, что выравнивание региональных дисбалансов между газовыми рынками Европы и Азии начнется не раньше 2021 года. Страны-производители рассчитывают, что уже к зиме газовые котировки вновь вернуться в трехзначный диапазон.
Нужно отметить, что уже сейчас газовые фьючерсы на январь 2021 года преодолели отметку в 145 долларов США за 1 тысячу кубометров. Однако данный показатель на 27 процентов ниже среднего значения для этого месяца за последние пять лет.
Как результат, восстановление газового рынка после коронавирусного шока может стать забегом на длинную дистанцию.
У вас есть TikTok? У нас есть! Подпишитесь прямо сейчас, интересные видео по ссылке.
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии