ПОДЕЛИТЬСЯ
18 июня 2009 | 15:33
В зоне турбулентности
Кризис нанес мощнейший удар не только по мировой банковской системе, но и по сфере авиации. Сегодня многие авиакомпании мира стоят перед угрозой банкротства. По прогнозам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), 2009 год станет еще более разрушительным для сферы авиации, чем период после теракта в США в 2001 году. Тогда резко сократилось количество рейсов в связи с опасениями, что террористические атаки с использованием самолетов могут повториться. Сейчас большинство авиакомпаний вынуждены сокращать стоимость перелетов, количество рейсов, а также персонал, чтобы продолжать свое существование. Основной причиной банкротства остаются долговые обязательства, которые авиаперевозчики не в силах погасить. Под откос На сегодняшний день объем пассажирских авиаперевозок постоянно сокращается, а грузооборот достиг минимума. Товары, предназначенные для транспортировки самолетами, хранятся на складах. Сильнее всего от кризиса пострадали авиакомпании Азии. В январе-апреле текущего года мировые перевозки пассажиров снизились на 7,5 процента, тогда как азиатские упали на 11 процентов. Эпидемия свиного гриппа оказалась катализатором к ухудшению ситуации. Пока трудно говорить, чем обернется повальное распространение инфекции для авиасферы, но уже сейчас можно наблюдать еще больший спад спроса на авиаперевозки. Ради своего выживания авиакомпании вынуждены принимать критические меры, прежде всего, связанные с резким сокращением сотрудников. Только за 2008 год более 30 авиаперевозчиков прекратили свою деятельность. Люди, трудившиеся на этих предприятиях, остались на улице. Волна акций протеста, забастовок и голодовок уволенных работников авиации прокатилась по миру. Их бывшие работодатели просто не в силах выплатить все долги по заработной плате и компенсации за увольнение. Так, 17 стюардесс обанкротившейся российской компании "Красэйр" в середине мая начали голодовку. В качестве основного требования девушки выдвинули необходимость погашения всех задолженностей по зарплате, которые превышают 300 миллионов рублей. Позже семь голодающих были доставлены в больницу, еще две прекратили голодовку по собственному желанию. Шесть бортпроводниц, продолжавших акцию, провели без еды 19 дней, но в конце концов, вынуждены были прервать голодовку, так и не получив денег. Многие оставшиеся без работы люди находятся в тяжелом депрессивном состоянии. Известно уже несколько трагических случаев. Один из последних произошел в Хабаровском крае России. 4 июня после увольнения в результате банкротства авиакомпании "Дальавиа" бывшая бортпроводница выбросилась из окна своей квартиры с десятого этажа, а днем позже самоубийство совершила ее 51-летняя мать. 27-летняя стюардесса была одной из сотрудниц хабаровских авиалиний, которых уволили в конце прошлого года. По словам коллег умершей, последнее время она жила на пособие по безработице. "Дальавиа" даже не оказала материальную помощь по организации похорон близким женщины и ее матери. Задолженность по зарплате и пособиям по увольнению сотрудникам этой компании составила 208 миллионов рублей. Всего там работали 2,8 тысячи человек. Сейчас штат "Дальавиа" составляет 270 человек. Между тем, по данным Федерального агентства воздушного транспорта, в рамках сокращения расходов авиакомпании России планируют уволить больше 10 тысяч сотрудников гражданской авиации. При этом, по статистике Росавиации, с прошлого ноября без работы уже остались 8726 сотрудников авиационных предприятий, что составляет 6,9 процента от общего количества уволенных. Волна сокращений коснулась и крупной авиакомпании American Airlines, которая в ближайшее время планирует уволить около 1200 стюардесс. Это заявление привело к волне негодования среди сотрудников авиалиний. А 16 июня глава British Airways Вилли Уолш предложил 40 тысячам служащих работать бесплатно, дабы спасти компанию. Подписаться на неоплачиваемую работу можно сроком на три - шесть месяцев. Кроме того, British Airways планируют сократить четыре тысячи человек. При этом, согласившимся работать бесплатно не гарантируется защита от увольнения. Сам глава авиалиний заявил, что не получит оклад за следующий месяц работы. Судя по тому, что его зарплата составляет 61 тысячу фунтов, даже оставшись без нее на месяц, он голодать не будет. Однако рядовым сотрудникам протянуть полгода без денег не представляется возможным. Работники British Airways не исключают возможности забастовок в течении всего лета. Под крылом государства Мировая авиация уже сейчас находится в удручающем состоянии. Так, в России прогнозы специалистов относительно дальнейшего развития сферы грузовых и пассажирских перевозок довольно пессимистические. По мнению министра транспорта РФ Игоря Левитина, если в ближайшее время не произойдет никаких позитивных изменений, пятая часть всех российских авиакомпаний обанкротится. За последние два года свою деятельность фактически прекратили несколько российских перевозчиков, как мелких, так и весьма солидных. В конце 2008 года было принято решение объединить проблемные компании в холдинг под государственным управлением. В итоге в январе 2009 года было создано предприятие "Росавиа" на базе авиакомпаний "Домодедовские авиалинии", "Красноярские авиалинии", "Самара" и "Атлант-Союз". Предполагается, что новый авиаперевозчик станет одним из крупнейших в России - через три года он будет перевозить 20 миллионов авиапассажиров в год. Создание государственного холдинга необходимо для сохранения жизнеспособности авиасферы в России. Проблема долговых обязательств компаний, вошедших в состав "Росавиа", будет решена при помощи государственных средств. Однако далеко не все авиапредприятия с финансовыми проблемами войдут в новообразованный холдинг. Остальные компании продолжают терпеть убытки, их долги растут, а штат сотрудников сокращается. В долгах как в шелках Между тем, для американского рынка авиаперевозок потрясения начались еще в 2001 году после нападения террористов на Всемирный торговый центр. Большинство североамериканских авиакомпаний с того времени практически находились в состоянии перманентного кризиса. За прошедшие восемь лет предприятия этого сектора значительно усовершенствовали свои бизнес-модели. Поэтому сейчас они остаются гораздо более гибкими перед прогрессирующим спадом. Несмотря на довольно мрачные мировые прогнозы, американские авиакомпании выражают оптимизм. Они надеются завершить 2009 год без крупных банкротств. Наиболее успешные компании даже смогут получить прибыль, если ситуация останется стабильной. Несмотря на то, что американские авиаперевозчики с 2001 года успели в некоторой степени адаптироваться к кризисным условиям, они обременены гораздо более значительными долговыми обязательствами, чем другие мировые авиационные предприятия. В связи с этим, наибольшие шансы оказаться банкротами имеют дисконтные компании, такие как AirTran Airways и JetBlue Airways. Их возможности сокращать затраты гораздо ниже, чем у их более крупных собратьев. В июне сразу две весомые на рынке авиаперевозок компании объявили о сокращениях штата и количества авиарейсов. American Airlines планирует значительно урезать количество трансатлантических рейсов. А компания Delta AirLines с сентября сократит количество полетов на 10 процентов по сравнению с 2008 годом. Катастрофические убытки терпит национальная авиакомпания Канады Air Canada. В настоящий момент она обременена огромными долгами за покупку топлива и невыплаченными зарплатами и пособиями. Существует вероятность, что Air Canada сократит количество внутренних маршрутов едва ли не в половину. Терпят убытки и авиакомпании Европы. В конце 2008 года разорившимися оказались итальянская Alitalia, английская Excel Airways, испанские Futura Airways и LTE Airways, датская Sterling Airways и англо-канадская Zoom Airlines. Наиболее устойчивыми к проявлению кризиса считались британская British Airways, немецкая Lufthansa и французская Air France. Но на фоне последних событий жизнеспособность и этих авиаперевозчиков ставится под вопрос. Увязли на три года В марте Международная ассоциация воздушного транспорта заявляла, что потери авиакомпаний в 2009 году составят 4,7 миллиарда долларов. Это было на 2,2 миллиарда долларов больше прогноза, сделанного организацией в декабре 2008 года. По данным IATA, восстановление авиарынка произойдет не ранее, чем через три года. Стимулом к реабилитации отрасли может стать проведение правительствами стран мира политики "открытого неба" и либерализация трансатлантических авиаперевозок. Однако никто не говорит, что делать с тысячами сокращенных работников этой сферы, которые потеряли источник средств к существованию. Сколько еще человек станут жертвами разрушения авиарынка, предсказать невозможно. Международная ассоциация воздушного транспорта
ПОДЕЛИТЬСЯ
Кризис нанес мощнейший удар не только по мировой банковской системе, но и по сфере авиации. Сегодня многие авиакомпании мира стоят перед угрозой банкротства. По прогнозам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), 2009 год станет еще более разрушительным для сферы авиации, чем период после теракта в США в 2001 году. Тогда резко сократилось количество рейсов в связи с опасениями, что террористические атаки с использованием самолетов могут повториться. Сейчас большинство авиакомпаний вынуждены сокращать стоимость перелетов, количество рейсов, а также персонал, чтобы продолжать свое существование. Основной причиной банкротства остаются долговые обязательства, которые авиаперевозчики не в силах погасить. Под откос На сегодняшний день объем пассажирских авиаперевозок постоянно сокращается, а грузооборот достиг минимума. Товары, предназначенные для транспортировки самолетами, хранятся на складах. Сильнее всего от кризиса пострадали авиакомпании Азии. В январе-апреле текущего года мировые перевозки пассажиров снизились на 7,5 процента, тогда как азиатские упали на 11 процентов. Эпидемия свиного гриппа оказалась катализатором к ухудшению ситуации. Пока трудно говорить, чем обернется повальное распространение инфекции для авиасферы, но уже сейчас можно наблюдать еще больший спад спроса на авиаперевозки. Ради своего выживания авиакомпании вынуждены принимать критические меры, прежде всего, связанные с резким сокращением сотрудников. Только за 2008 год более 30 авиаперевозчиков прекратили свою деятельность. Люди, трудившиеся на этих предприятиях, остались на улице. Волна акций протеста, забастовок и голодовок уволенных работников авиации прокатилась по миру. Их бывшие работодатели просто не в силах выплатить все долги по заработной плате и компенсации за увольнение. Так, 17 стюардесс обанкротившейся российской компании "Красэйр" в середине мая начали голодовку. В качестве основного требования девушки выдвинули необходимость погашения всех задолженностей по зарплате, которые превышают 300 миллионов рублей. Позже семь голодающих были доставлены в больницу, еще две прекратили голодовку по собственному желанию. Шесть бортпроводниц, продолжавших акцию, провели без еды 19 дней, но в конце концов, вынуждены были прервать голодовку, так и не получив денег. Многие оставшиеся без работы люди находятся в тяжелом депрессивном состоянии. Известно уже несколько трагических случаев. Один из последних произошел в Хабаровском крае России. 4 июня после увольнения в результате банкротства авиакомпании "Дальавиа" бывшая бортпроводница выбросилась из окна своей квартиры с десятого этажа, а днем позже самоубийство совершила ее 51-летняя мать. 27-летняя стюардесса была одной из сотрудниц хабаровских авиалиний, которых уволили в конце прошлого года. По словам коллег умершей, последнее время она жила на пособие по безработице. "Дальавиа" даже не оказала материальную помощь по организации похорон близким женщины и ее матери. Задолженность по зарплате и пособиям по увольнению сотрудникам этой компании составила 208 миллионов рублей. Всего там работали 2,8 тысячи человек. Сейчас штат "Дальавиа" составляет 270 человек. Между тем, по данным Федерального агентства воздушного транспорта, в рамках сокращения расходов авиакомпании России планируют уволить больше 10 тысяч сотрудников гражданской авиации. При этом, по статистике Росавиации, с прошлого ноября без работы уже остались 8726 сотрудников авиационных предприятий, что составляет 6,9 процента от общего количества уволенных. Волна сокращений коснулась и крупной авиакомпании American Airlines, которая в ближайшее время планирует уволить около 1200 стюардесс. Это заявление привело к волне негодования среди сотрудников авиалиний. А 16 июня глава British Airways Вилли Уолш предложил 40 тысячам служащих работать бесплатно, дабы спасти компанию. Подписаться на неоплачиваемую работу можно сроком на три - шесть месяцев. Кроме того, British Airways планируют сократить четыре тысячи человек. При этом, согласившимся работать бесплатно не гарантируется защита от увольнения. Сам глава авиалиний заявил, что не получит оклад за следующий месяц работы. Судя по тому, что его зарплата составляет 61 тысячу фунтов, даже оставшись без нее на месяц, он голодать не будет. Однако рядовым сотрудникам протянуть полгода без денег не представляется возможным. Работники British Airways не исключают возможности забастовок в течении всего лета. Под крылом государства Мировая авиация уже сейчас находится в удручающем состоянии. Так, в России прогнозы специалистов относительно дальнейшего развития сферы грузовых и пассажирских перевозок довольно пессимистические. По мнению министра транспорта РФ Игоря Левитина, если в ближайшее время не произойдет никаких позитивных изменений, пятая часть всех российских авиакомпаний обанкротится. За последние два года свою деятельность фактически прекратили несколько российских перевозчиков, как мелких, так и весьма солидных. В конце 2008 года было принято решение объединить проблемные компании в холдинг под государственным управлением. В итоге в январе 2009 года было создано предприятие "Росавиа" на базе авиакомпаний "Домодедовские авиалинии", "Красноярские авиалинии", "Самара" и "Атлант-Союз". Предполагается, что новый авиаперевозчик станет одним из крупнейших в России - через три года он будет перевозить 20 миллионов авиапассажиров в год. Создание государственного холдинга необходимо для сохранения жизнеспособности авиасферы в России. Проблема долговых обязательств компаний, вошедших в состав "Росавиа", будет решена при помощи государственных средств. Однако далеко не все авиапредприятия с финансовыми проблемами войдут в новообразованный холдинг. Остальные компании продолжают терпеть убытки, их долги растут, а штат сотрудников сокращается. В долгах как в шелках Между тем, для американского рынка авиаперевозок потрясения начались еще в 2001 году после нападения террористов на Всемирный торговый центр. Большинство североамериканских авиакомпаний с того времени практически находились в состоянии перманентного кризиса. За прошедшие восемь лет предприятия этого сектора значительно усовершенствовали свои бизнес-модели. Поэтому сейчас они остаются гораздо более гибкими перед прогрессирующим спадом. Несмотря на довольно мрачные мировые прогнозы, американские авиакомпании выражают оптимизм. Они надеются завершить 2009 год без крупных банкротств. Наиболее успешные компании даже смогут получить прибыль, если ситуация останется стабильной. Несмотря на то, что американские авиаперевозчики с 2001 года успели в некоторой степени адаптироваться к кризисным условиям, они обременены гораздо более значительными долговыми обязательствами, чем другие мировые авиационные предприятия. В связи с этим, наибольшие шансы оказаться банкротами имеют дисконтные компании, такие как AirTran Airways и JetBlue Airways. Их возможности сокращать затраты гораздо ниже, чем у их более крупных собратьев. В июне сразу две весомые на рынке авиаперевозок компании объявили о сокращениях штата и количества авиарейсов. American Airlines планирует значительно урезать количество трансатлантических рейсов. А компания Delta AirLines с сентября сократит количество полетов на 10 процентов по сравнению с 2008 годом. Катастрофические убытки терпит национальная авиакомпания Канады Air Canada. В настоящий момент она обременена огромными долгами за покупку топлива и невыплаченными зарплатами и пособиями. Существует вероятность, что Air Canada сократит количество внутренних маршрутов едва ли не в половину. Терпят убытки и авиакомпании Европы. В конце 2008 года разорившимися оказались итальянская Alitalia, английская Excel Airways, испанские Futura Airways и LTE Airways, датская Sterling Airways и англо-канадская Zoom Airlines. Наиболее устойчивыми к проявлению кризиса считались британская British Airways, немецкая Lufthansa и французская Air France. Но на фоне последних событий жизнеспособность и этих авиаперевозчиков ставится под вопрос. Увязли на три года В марте Международная ассоциация воздушного транспорта заявляла, что потери авиакомпаний в 2009 году составят 4,7 миллиарда долларов. Это было на 2,2 миллиарда долларов больше прогноза, сделанного организацией в декабре 2008 года. По данным IATA, восстановление авиарынка произойдет не ранее, чем через три года. Стимулом к реабилитации отрасли может стать проведение правительствами стран мира политики "открытого неба" и либерализация трансатлантических авиаперевозок. Однако никто не говорит, что делать с тысячами сокращенных работников этой сферы, которые потеряли источник средств к существованию. Сколько еще человек станут жертвами разрушения авиарынка, предсказать невозможно. Международная ассоциация воздушного транспорта
Показать комментарии
Читайте также