08 марта 2019 | 09:08

48-й размер, рост 164 сантиметра. О моде и казахских манекенщицах советской эпохи

В современном мире мода - неотъемлемая часть жизни. Сегодня для желающих приодеться открыты все горизонты - были бы финансы на эти цели. Однако так было не всегда. Для многих не секрет, что повседневная одежда жителя СССР не отличалась особым разнообразием, но советская мода все-таки жила и прогрессировала.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

В современном мире мода - неотъемлемая часть жизни. Сегодня для желающих приодеться открыты все горизонты - были бы финансы на эти цели. Однако так было не всегда. Для многих не секрет, что повседневная одежда жителя СССР не отличалась особым разнообразием, но советская мода все-таки жила и прогрессировала.

Экскурс в историю казахстанской моды советской эпохи нам проводит известный модельер Берик Исмаилов.

"Если сравнить ту моду с современной, это, конечно, небо и земля. Мы жили в закрытом мире, у нас не хватало информации. Законодателями моды всегда были Франция, Италия, но мы, конечно, не имели возможности почерпнуть их опыт", - рассказывает он.

По его словам, во времена Союза дизайн большинства выпускаемой в стране одежды диктовал Дом моды в Алматы.

Выглядело это следующим образом. В первую очередь художниками-модельерами, которые проходили обучение в Москве, рисовался эскиз будущего наряда.


Республиканский дом моделей разрабатывает образцы платьев для домохозяек. Алма-Ата. 1966 год.

После этого эскизы рассматривал художественный совет, который решал, какие модели можно пустить в производство, а какие лучше изменить или вообще не выпускать.

На этом "проверка" не заканчивалась, окончательное решение по запуску модельной линии принимал совет из представителей всех фабрик Казахстана, которым и предстояло шить и выпускать одежду.


Демонстрация новых моделей одежды в Алма-Атинском доме моделей. 1956 год.

Берик Исмаилов вспоминает, что на подобных собраниях присутствовали не просто ценители моды, но и представители государственных органов.

"Приходили люди из министерства промышленности. Они могли запретить выпуск той или иной одежды или же дать указание удлинить подол или рукав. К моде они, конечно, не имели отношения, этакие "сами себе кутюрье", - рассказывает Берик Исмаилов.

Перед вами типичный образец одежды 50-х годов.


Женское платье-костюм. Алма-Ата. 1950 год.

Невооруженным взглядом можно отметить почти полностью скрытый одеждой силуэт модели. Берик Исмаилов пояснил, что дело здесь не просто в этике.

"Фигура женщины - это дело непростое. Бедра могут быть одного размера, а верхняя часть тела - другого. Но вот когда такие вещи надеваешь, костюм сядет, хочешь ты этого или нет", - пояснил модельер.

Впрочем, женский силуэт успешно скрывался не только верхней одеждой.


Отдых трудящихся города Павлодара на речном пляже. 1957 год.

"Вообще, мода 50-х годов СССР у меня ассоциируется с некой фрау. Обратите внимание на прическу манекенщицы. Могу предположить, что у мужчин, посетивших во время войны Европу, остался некоторый стереотип о женской моде, который отлично прослеживается на этих фото", - говорит Берик Исмаилов.

Другими словами, в масштабах большой страны, где производство одежды было сосредоточено на нескольких крупных предприятиях, главной была не красота одежды, а простота ее производства. Такая модель, к примеру, не отличалась широким размерным рядом, но была универсальной, так как подходила всем.

Наверняка вы заметили, что параметры манекенщиц на фото отличаются от современных. Как пояснил модельер, это объясняется тем, что в манекенщицы на предприятия отбирались девушки со "среднестатистической" фигурой.

"Естественно, параметров 90-60-90 не было. Бралась среднестатистическая фигура: 48-й, 56-й, 44-й размер и средний рост советской женищины - 164 сантиметра", - объяснил дизайнер.


Демонстрация моды в парке. Такие показы проходили в дни массовых гуляний, например на майские праздники. Алма-Ата. 1958 год.

К слову, манекенщиц в то время делили на промышленных и творческих. Промышленные манекенщицы работали при предприятиях. Примерки у них были каждый день, и в основном они работали над одеждой, которая широко выпускалась фабриками.

Другие манекенщицы демонстрировали творческие коллекции - дизайнерскую одежду, которая не выпускалась массово. Таких манекенщиц не выбирали по вышеописанным шаблонам, однако выходила такая коллекция раз в полгода, и с нею модельеры выезжали за границу, нередко занимая там призовые места. В подобных коллекциях часто прослеживались этнические мотивы.


Коллекция Алма-Атинского Дома моделей на Международной ярмарке в Болгарии. 1972 год.

"Конечно, такие модели массово не выпускались, да и куда их можно было надеть в то время?" - сетует Берик Исмаилов.


Молодежный спортивный костюм из кожи сайгака. Костюм был презентован Алма-Атинским Домом моделей на выставке КазССР в Москве. 1972 год.

А здесь уже более легкая, летняя одежда для прогулок.


Молодежный костюм для прогулки. Алма-Ата. 1970 год.


Молодежное платье Казахского дома моделей. Алма-Ата. 1972 год.


Костюм, выполненный по казахским национальным мотивам. 1972 год.

Ситуация в мире моды СССР кардинально начала меняться лишь во время перестройки. Дизайнеры стали смелее, а контроль мягче. Окончательно все поменялось уже после развала Союза, когда дома мод перешли в частные руки, дизайнеры вышли в свободное плавание, а из-за рубежа хлынул поток недорогой и яркой одежды.


Коллектив Алма-Атинского Театра моды демонстрирует новые модели сезона. 1989 год.

"Все познается в сравнении. Нельзя сказать, что я недоволен тем временем: это была наша жизнь. Да, мы не имели большого выбора в одежде, но мы были равны и были счастливы", - заключил Берик Исмаилов. 

Фото и видеоматериалы предоставлены Центральным государственным Архивом кинофотодокументов и звукозаписей РК.

Реклама
Реклама
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная