ПОДЕЛИТЬСЯ
08 марта 2019 | 09:08
48-й размер, рост 164 сантиметра. О моде и казахских манекенщицах советской эпохи
В современном мире мода - неотъемлемая часть жизни. Сегодня для желающих приодеться открыты все горизонты - были бы финансы на эти цели. Однако так было не всегда. Для многих не секрет, что повседневная одежда жителя СССР не отличалась особым разнообразием, но советская мода все-таки жила и прогрессировала.
ПОДЕЛИТЬСЯ
В современном мире мода - неотъемлемая часть жизни. Сегодня для желающих приодеться открыты все горизонты - были бы финансы на эти цели. Однако так было не всегда. Для многих не секрет, что повседневная одежда жителя СССР не отличалась особым разнообразием, но советская мода все-таки жила и прогрессировала.
Экскурс в историю казахстанской моды советской эпохи нам проводит известный модельер Берик Исмаилов.
"Если сравнить ту моду с современной, это, конечно, небо и земля. Мы жили в закрытом мире, у нас не хватало информации. Законодателями моды всегда были Франция, Италия, но мы, конечно, не имели возможности почерпнуть их опыт", - рассказывает он.
По его словам, во времена Союза дизайн большинства выпускаемой в стране одежды диктовал Дом моды в Алматы.
Выглядело это следующим образом. В первую очередь художниками-модельерами, которые проходили обучение в Москве, рисовался эскиз будущего наряда.
Республиканский дом моделей разрабатывает образцы платьев для домохозяек. Алма-Ата. 1966 год.
После этого эскизы рассматривал художественный совет, который решал, какие модели можно пустить в производство, а какие лучше изменить или вообще не выпускать.
На этом "проверка" не заканчивалась, окончательное решение по запуску модельной линии принимал совет из представителей всех фабрик Казахстана, которым и предстояло шить и выпускать одежду.
Демонстрация новых моделей одежды в Алма-Атинском доме моделей. 1956 год.
Берик Исмаилов вспоминает, что на подобных собраниях присутствовали не просто ценители моды, но и представители государственных органов.
"Приходили люди из министерства промышленности. Они могли запретить выпуск той или иной одежды или же дать указание удлинить подол или рукав. К моде они, конечно, не имели отношения, этакие "сами себе кутюрье", - рассказывает Берик Исмаилов.
Перед вами типичный образец одежды 50-х годов.
Женское платье-костюм. Алма-Ата. 1950 год.
Невооруженным взглядом можно отметить почти полностью скрытый одеждой силуэт модели. Берик Исмаилов пояснил, что дело здесь не просто в этике.
"Фигура женщины - это дело непростое. Бедра могут быть одного размера, а верхняя часть тела - другого. Но вот когда такие вещи надеваешь, костюм сядет, хочешь ты этого или нет", - пояснил модельер.
Впрочем, женский силуэт успешно скрывался не только верхней одеждой.
Отдых трудящихся города Павлодара на речном пляже. 1957 год.
"Вообще, мода 50-х годов СССР у меня ассоциируется с некой фрау. Обратите внимание на прическу манекенщицы. Могу предположить, что у мужчин, посетивших во время войны Европу, остался некоторый стереотип о женской моде, который отлично прослеживается на этих фото", - говорит Берик Исмаилов.
Другими словами, в масштабах большой страны, где производство одежды было сосредоточено на нескольких крупных предприятиях, главной была не красота одежды, а простота ее производства. Такая модель, к примеру, не отличалась широким размерным рядом, но была универсальной, так как подходила всем.
Наверняка вы заметили, что параметры манекенщиц на фото отличаются от современных. Как пояснил модельер, это объясняется тем, что в манекенщицы на предприятия отбирались девушки со "среднестатистической" фигурой.
"Естественно, параметров 90-60-90 не было. Бралась среднестатистическая фигура: 48-й, 56-й, 44-й размер и средний рост советской женищины - 164 сантиметра", - объяснил дизайнер.
Демонстрация моды в парке. Такие показы проходили в дни массовых гуляний, например на майские праздники. Алма-Ата. 1958 год.
К слову, манекенщиц в то время делили на промышленных и творческих. Промышленные манекенщицы работали при предприятиях. Примерки у них были каждый день, и в основном они работали над одеждой, которая широко выпускалась фабриками.
Другие манекенщицы демонстрировали творческие коллекции - дизайнерскую одежду, которая не выпускалась массово. Таких манекенщиц не выбирали по вышеописанным шаблонам, однако выходила такая коллекция раз в полгода, и с нею модельеры выезжали за границу, нередко занимая там призовые места. В подобных коллекциях часто прослеживались этнические мотивы.
Коллекция Алма-Атинского Дома моделей на Международной ярмарке в Болгарии. 1972 год.
"Конечно, такие модели массово не выпускались, да и куда их можно было надеть в то время?" - сетует Берик Исмаилов.
Молодежный спортивный костюм из кожи сайгака. Костюм был презентован Алма-Атинским Домом моделей на выставке КазССР в Москве. 1972 год.
А здесь уже более легкая, летняя одежда для прогулок.
Молодежный костюм для прогулки. Алма-Ата. 1970 год.
Молодежное платье Казахского дома моделей. Алма-Ата. 1972 год.
Костюм, выполненный по казахским национальным мотивам. 1972 год.
Ситуация в мире моды СССР кардинально начала меняться лишь во время перестройки. Дизайнеры стали смелее, а контроль мягче. Окончательно все поменялось уже после развала Союза, когда дома мод перешли в частные руки, дизайнеры вышли в свободное плавание, а из-за рубежа хлынул поток недорогой и яркой одежды.
Коллектив Алма-Атинского Театра моды демонстрирует новые модели сезона. 1989 год.
"Все познается в сравнении. Нельзя сказать, что я недоволен тем временем: это была наша жизнь. Да, мы не имели большого выбора в одежде, но мы были равны и были счастливы", - заключил Берик Исмаилов.
Фото и видеоматериалы предоставлены Центральным государственным Архивом кинофотодокументов и звукозаписей РК.
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также