Подписывайтесь на канал Tengrinews.kz в WhatsApp
14 июля 2016 14:05

Шанырак. Десять лет спустя

ПОДЕЛИТЬСЯ


14 июля 2006 года в Алматы в микрорайоне "Шанырак" произошел конфликт между жителями микрорайона и полицией. Во время этих событий погиб сотрудник полиции, следователь Асет Бейсенов, которого облили бензином и подожгли. В течение месяца после этих событий около ста человек были арестованы, 24 осуждены на различные сроки заключения. Четверо из них - Арон Атабек, Ерганат Тараншиев, Курмангазы Отегенов и Рустем Туяков - до сих пор находятся в местах лишения свободы. Судебный процесс длился около 8 месяцев, состоялось 66 судебных заседаний, были допрошены 137 человек. Население микрорайона, который предполагалось снести, было подготовлено к встрече с силовиками. К моменту появления на территории "Шанырака" около 150 полицейских вокруг микрорайона были выстроены баррикады, у людей были заготовлены бутылки с зажигательной смесью. Результат столкновения, которое продлилось несколько часов, до сих пор ужасает. Десятки раненых с обеих сторон, подожженная пожарная машина. Но самым вызывающим недоумение стал факт взятия в заложники нескольких полицейских, одному из которых был фактически вынесен смертный приговор и устроена публичная казнь. Полицейского привязали к столбу, облили бензином и подожгли. Им оказался старший лейтенант полиции Асет Бейсенов. После смерти полицейского руководители департамента внутренних дел города обещали дать семье квартиру и посмертную награду. В конце 2006 года Асета Бейсенова посмертно наградили орденом "Айбын" второй степени.

Население микрорайона, который предполагалось снести, было подготовлено к встрече с силовиками. К моменту появления на территории "Шанырака" около 150 полицейских вокруг микрорайона были выстроены баррикады, у людей были заготовлены бутылки с зажигательной смесью. Результат столкновения, которое продлилось несколько часов, до сих пор ужасает. Десятки раненых с обеих сторон, подожженная пожарная машина. Но самым вызывающим недоумение стал факт взятия в заложники нескольких полицейских, одному из которых был фактически вынесен смертный приговор и устроена публичная казнь. Полицейского привязали к столбу, облили бензином и подожгли. Им оказался старший лейтенант полиции Асет Бейсенов. После смерти полицейского руководители департамента внутренних дел города обещали дать семье квартиру и посмертную награду. В конце 2006 года Асета Бейсенова посмертно наградили орденом "Айбын" второй степени.

Все время велись переговоры о выдаче заложников. Жители согласились отдать тяжело раненого в первом бою и обгоревшего, но все еще живого полицейского. Шаныракцы потребовали визита акима Имангали Тасмагамбетова или представителя городского акимата.

Все время велись переговоры о выдаче заложников. Жители согласились отдать тяжело раненого в первом бою и обгоревшего, но все еще живого полицейского. Шаныракцы потребовали визита акима Имангали Тасмагамбетова или представителя городского акимата.

Ближе к двум часам дня правозащитник из "Хартии за права человека" Жемис Турмагамбетова приехала с постановлением суда о "приостановлении судебного исполнения по сносу жилищ".

Ближе к двум часам дня правозащитник из "Хартии за права человека" Жемис Турмагамбетова приехала с постановлением суда о "приостановлении судебного исполнения по сносу жилищ".

Заложников освободили только к пяти часам вечера, после того, как поступило сообщение, что для решения проблемы стихийных поселений будет создана специальная комиссия, в состав которой войдут и сами их жители. В результате столкновений около 20 сотрудников силовых структур были госпитализированы.

Заложников освободили только к пяти часам вечера, после того, как поступило сообщение, что для решения проблемы стихийных поселений будет создана специальная комиссия, в состав которой войдут и сами их жители. В результате столкновений около 20 сотрудников силовых структур были госпитализированы.

"По стечению обстоятельств и по заданию редакции я прибыл в мятежный Шанырак в ночь на 14 июля. К нам поступила информация, что рано утром начнется широкомасштабная операция по исполнению решений суда о незаконности построек, - вспоминает журналист Мирас Нурмуханбетов. - 
Жители микрорайона, а точнее обитатели так называемого лога не спали. Они обсуждали тактику обороны. Бросались в глаза автомобильные шины, ящики с пустыми бутылками и молодежь, которая стала приносить камни и бросать их на проезжую часть".

"По стечению обстоятельств и по заданию редакции я прибыл в мятежный Шанырак в ночь на 14 июля. К нам поступила информация, что рано утром начнется широкомасштабная операция по исполнению решений суда о незаконности построек, - вспоминает журналист Мирас Нурмуханбетов. - Жители микрорайона, а точнее обитатели так называемого лога не спали. Они обсуждали тактику обороны. Бросались в глаза автомобильные шины, ящики с пустыми бутылками и молодежь, которая стала приносить камни и бросать их на проезжую часть".

Журналист и очевидец тех событий рассказал, что через несколько часов выяснилось, зачем это все делалось. 
"Загоревшиеся перед рассветом шины стали неким сигналом к готовности № 1 – к логу поспешили "шаныракцы" и их люди из других проблемных поселков. Как оказалось, на подступах к микрорайону были расставлены "дозоры", которые сообщали о приближении автобусов со спецназом, пожарных машин и спецтехники для сноса домов", - рассказал Нурмуханбетов.

Журналист и очевидец тех событий рассказал, что через несколько часов выяснилось, зачем это все делалось. "Загоревшиеся перед рассветом шины стали неким сигналом к готовности № 1 – к логу поспешили "шаныракцы" и их люди из других проблемных поселков. Как оказалось, на подступах к микрорайону были расставлены "дозоры", которые сообщали о приближении автобусов со спецназом, пожарных машин и спецтехники для сноса домов", - рассказал Нурмуханбетов.

"Это был самый ужасный мой выезд, - вспоминает события десятилетней давности журналист Роза Есенкулова. - 14 июля 2006 года я по заданию редакции находилась на рейде вместе с полицейскими Алматинской области. Вдруг на рацию одного из сержантов поступила срочная информация о беспорядках в "Шаныраке". Тогда я сорвалась туда, меня подвез полицейский. Прибыв в сердце горячих событий я была шокирована. Люди были разгневаны, повсюду стояли газовые баллоны, а подросток лет 15-16 сидел на одном из баллонов и грозился взорвать его, если полицейские и судисполнители подойдут ближе. Поодаль стояла пожарная машина, вдруг она вспыхнула и сгорела в считанные минуты. После переговоров, которые ни к чему не привели, был захвачен в плен молодой полицейский, привязав к столбу, на глазах у сотен людей сожгли его заживо. Эта картина до сих пор стоит перед глазами".
Фото © Максим Золотухин

"Это был самый ужасный мой выезд, - вспоминает события десятилетней давности журналист Роза Есенкулова. - 14 июля 2006 года я по заданию редакции находилась на рейде вместе с полицейскими Алматинской области. Вдруг на рацию одного из сержантов поступила срочная информация о беспорядках в "Шаныраке". Тогда я сорвалась туда, меня подвез полицейский. Прибыв в сердце горячих событий я была шокирована. Люди были разгневаны, повсюду стояли газовые баллоны, а подросток лет 15-16 сидел на одном из баллонов и грозился взорвать его, если полицейские и судисполнители подойдут ближе. Поодаль стояла пожарная машина, вдруг она вспыхнула и сгорела в считанные минуты. После переговоров, которые ни к чему не привели, был захвачен в плен молодой полицейский, привязав к столбу, на глазах у сотен людей сожгли его заживо. Эта картина до сих пор стоит перед глазами". Фото © Максим Золотухин

Сразу после событий в "Шаныраке"  Тасмагамбетов собрал пресс-конференцию, на которой сообщил, что акимат не несет ответственности за сложившуюся ситуацию: приказ о сносе был отдан после судебного решения о незаконности построек.
Фото © Максим Золотухин

Сразу после событий в "Шаныраке" Тасмагамбетов собрал пресс-конференцию, на которой сообщил, что акимат не несет ответственности за сложившуюся ситуацию: приказ о сносе был отдан после судебного решения о незаконности построек. Фото © Максим Золотухин

Эксперты считают, что большой приток сельчан в города на фоне недоступности жилья выливается в самозахват земель на окраинах больших городов. Так произошло и с "Шаныраком". 
Фото © Максим Золотухин

Эксперты считают, что большой приток сельчан в города на фоне недоступности жилья выливается в самозахват земель на окраинах больших городов. Так произошло и с "Шаныраком". Фото © Максим Золотухин

В своем отчете о причинах возникновения конфликтной ситуации в "Шаныраке" правозащитница Жемис Турмагамбетова отметила, что многие жители попались на удочку мошенников. "Резко дорожающая жилплощадь в мегаполисе не могла не заинтересовать и криминальные структуры. Появились некие группы, которые были связаны с продажей земель. Эти группы стали заниматься мошенничеством. Заинтересованные в приобретении и покупке недорогой земли для строительства жилых домов сотнями попадались на удочку мошенников. По словам многих жителей, им показывали, что данное решение зарегистрировано в компьютере. Пользуясь юридической безграмотностью людей, незнанием ими законодательства, мошенники пользовались этим в полную силу", - пришла к такому выводу она. 
Фото © Максим Золотухин

В своем отчете о причинах возникновения конфликтной ситуации в "Шаныраке" правозащитница Жемис Турмагамбетова отметила, что многие жители попались на удочку мошенников. "Резко дорожающая жилплощадь в мегаполисе не могла не заинтересовать и криминальные структуры. Появились некие группы, которые были связаны с продажей земель. Эти группы стали заниматься мошенничеством. Заинтересованные в приобретении и покупке недорогой земли для строительства жилых домов сотнями попадались на удочку мошенников. По словам многих жителей, им показывали, что данное решение зарегистрировано в компьютере. Пользуясь юридической безграмотностью людей, незнанием ими законодательства, мошенники пользовались этим в полную силу", - пришла к такому выводу она. Фото © Максим Золотухин

После тех событий люди стали постепенно узаконивать свое жилье, а некоторые и вовсе получали участки в других местах.

После тех событий люди стали постепенно узаконивать свое жилье, а некоторые и вовсе получали участки в других местах.

По некоторым данным, всего было узаконено свыше 5 тысяч участков.

По некоторым данным, всего было узаконено свыше 5 тысяч участков.

В июле 2008 года в Алматы был создан седьмой административный район города - Алатауский район.

В июле 2008 года в Алматы был создан седьмой административный район города - Алатауский район.

Этот район включил в себя 14 микрорайонов, в том числе и "Шанырак-1", "Шанырак- 2", "Шанырак- 3", "Шанырак-4", "Шанырак-5", "Шанырак- 6".

Этот район включил в себя 14 микрорайонов, в том числе и "Шанырак-1", "Шанырак- 2", "Шанырак- 3", "Шанырак-4", "Шанырак-5", "Шанырак- 6".

Центральные улицы его покрыты асфальтом, проведена питьевая вода, увеличилось количество автобусов, курсирующих между микрорайоном и городом.

Центральные улицы его покрыты асфальтом, проведена питьевая вода, увеличилось количество автобусов, курсирующих между микрорайоном и городом.

Спустя десять лет жители микрорайона предпочитают не говорить о тех событиях.

Спустя десять лет жители микрорайона предпочитают не говорить о тех событиях.

По информации местного акимата, в поселке построены новая школа, больница.

По информации местного акимата, в поселке построены новая школа, больница.

Шанырак. Десять лет спустя

 

Шанырак. Десять лет спустя

 

Шанырак. Десять лет спустя

 

Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 447.35   490.7   4.75 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети