02 ноября 2018 | 15:05

Ау! Есть кто живой? В 250 километрах от Астаны остановилось время

Оказавшись в этом месте, испытываешь двоякие ощущения. С одной стороны, радуешься от пьянящего воздуха, наполненного хвойным ароматом, и потрясающего вида на водную гладь спокойного озера. С другой - испытываешь какой-то дискомфорт и даже страх от зданий, расположенных вокруг. Казалось бы, это просто постройки из кирпичей и цемента, но стоит зайти внутрь, как тут же хочется выйти наружу. Уж очень кажутся жуткими когда-то жилые корпуса с облупившейся краской на стенах, пустыми комнатами и остатками старой мебели. Таким корреспонденты Tengrinews.kz увидели один из детских оздоровительных центров, расположенных в поселке Катарколь (примерно 250 километров от Астаны) неподалеку от Борового и города Щучинск.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Оказавшись в этом месте, испытываешь двоякие ощущения. С одной стороны, радуешься от пьянящего воздуха, наполненного хвойным ароматом, и потрясающего вида на водную гладь спокойного озера. С другой - испытываешь какой-то дискомфорт и даже страх от зданий, расположенных вокруг. Казалось бы, это просто постройки из кирпичей и цемента, но стоит зайти внутрь, как тут же хочется выйти наружу. Уж очень кажутся жуткими когда-то жилые корпуса с облупившейся краской на стенах, пустыми комнатами и остатками старой мебели. Таким корреспонденты Tengrinews.kz увидели один из детских оздоровительных центров, расположенных в поселке Катарколь (примерно 250 километров от Астаны) неподалеку от Борового и города Щучинск.

Реклама
Реклама

В эти осенние дни в Бурабайском районе, хоть и прохладно, но, тем не менее, не чувствуется сильного дискомфорта. Напротив, когда смотришь на эти пейзажи, поднимается настроение. От чистого воздуха и царящей здесь тишины разгружается голова и все проблемы как будто отходят на второй план.

Хочется побыть как можно дольше в этом месте.

Уж очень все здесь по-настоящему.

Эти снимки сделаны рядом с поселком Катарколь, где проживают 2900 человек. О самом населенном пункте мы рассказывали в предыдущем репортаже, а в этом речь пойдет о месте, расположенном поблизости.

Мы въезжаем на территорию, где расположены сразу 16 санаториев и пионерских лагерей, которые сейчас называются детскими оздоровительными центрами. Правда, не все эти зоны отдыха являются действующими. Порядка восьми из них не функционируют.

Этот детский оздоровительный центр (ДОЦ) называется "Спутник". Ворота на замке. Охранника нет. Мы бы ни в коем случае не стали заходить на закрытую территорию без приглашения, но встретившиеся нам местные жители, порекомендовали воспользоваться открытым входом. "Через него постоянно на территорию лагеря ходят грибники", - пояснили люди.

И действительно, справа от главных ворот мы увидели отодвинутый забор и через считанные секунды оказались в пионерлагере.

Здесь стояла гнетущая тишина.

Но что удивительно - несмотря на все признаки заброшенности, территория ДОЦа не была захламленной мусором.

Да, здесь все заросло травой, но в целом асфальт достаточно чистый. Впрочем, может, все дело в том, что сюда без надобности-то и ходить людям не зачем.

Проходим мимо некогда жилых корпусов и ловим себя на мысли: а вдруг все же кто-то здесь живет?

Через высокую траву, ветки и деревья пробираемся ко входу в кирпичные здания.

Одно из них кажется вообще недостроенным, а в других мы сразу находим признаки того, что когда-то здесь жили люди.

В коридорах и комнатах можно найти остатки старой мебели.

По всей видимости, это была комната, рассчитанная на трех человек.

В одной из таких комнат мы обнаружили схему пионерлагеря с надписью "ГПИ Кокчетав - горсельпроект".

Здесь также был листок с какими-то расчетами завтрака, обеда, полдника и ужина, датированный 24 июля 2000 года.

Среди находок оказался приходный кассовый ордер образца 1973 года, но датирован он 20 июля 2001 года. В нем было записано следующее: "проживание и питание на двое суток", и ,очевидно, сумма - шесть тысяч.

А еще мы нашли лист с рисунками и наброском небольшого письма. Может быть, это были вещи какой-то девочки.

На листке есть имя Айсулу, слова "мама" и "папа", а сверху хорошо читается надпись: "...Я сейчас в лагере".

И это, пожалуй, самые позитивные впечатления, которые мы получили, обходя жилые корпуса лагеря. В остальном все было не так радужно.

 

Так выглядят туалетные комнаты.

А так все остальные.

В этих жилых корпусах особенная акустика. Сказанное слово в одном конце здания отзывается каким-то неестественным эхом в другом конце. И вроде бы нечего бояться, но все-таки находиться здесь долго невозможно. Становится как-то жутко.

Особенно не по себе при виде двери с надписью "Изолятор".

Единственное, что как-то оживляет все эти мрачные помещения, - картины с "танцующими" березами.

Впрочем, такой пейзаж здесь повсюду, и не только на стенах.

Вот вид из окна. Чем не готовая картина?

Картина с танцующими березами скрашивает атмосферу апокалипсиса и в соседнем здании.

Здесь кажется все гораздо печальнее, чем в жилых корпусах напротив.

Цветная картинка с надписью "Приятного аппетита!" вроде как должна вызывать позитивные эмоции, но вместе со всей остальной обстановкой, эта картина кажется заставкой к какому-то фильму ужасов.

 

И снова эта странная акустика. Каждая капля воды, падающая на пол, здесь отдается каким-то таинственным звуком.

На полу пачка от сигарет "Полет".

На стене остатки какой-то надписи. Почему-то из всех букв остались только П,С, И, Х. Получилось: "Псих".

На другой стене надпись: "Пива нет!"

В этом здании есть и другие помещения. Некоторые из них напоминают катакомбы. И ходить по ним одному как-то совсем не хочется.

По всей видимости, здесь располагалась прачечная.

В соседней комнате мы обнаружили остатки старого телевизора.

Не удивительно, что через какое-то время нам захотелось как можно скорее выйти на улицу.

От жилых корпусов, мимо березовой рощи, есть тропинка.

Она выходит к озеру.

Вид отсюда открывается потрясающий.

Рядом с корпусами есть еще несколько построек.

В них лучше не заходить.

Мы там обнаружили несколько матрасов и останки собаки.

"Вокруг озера Катарколь расположены 16 ДОЦев и санаториев. Правда, не все они функционируют. Из 16 сейчас на данный момент работают девять. Восемь приостановили деятельность в связи с тем, что где-то капитальный ремонт идет, какие-то из них продали, появились другие хозяева, которые начинают свою деятельность, но прежде чем начать деятельность надо отремонтировать", - поясняет аким Катаркольского сельского округа Мереке Кусаинов.

"В советское время эти лагеря были расположены вокруг озера Катарколь со всех районов области. Но потом они были переданы в частные руки", - продолжает аким.

 

"Спутник" в свое время строился от совхоза Катаркольский, спонсировал его в то время Экибастузуголь, мы относились туда одно время. Построили они котельную, у нас она централизованная была, доставляли уголь из Экибастуза. По договору у нас здесь была база отдыха, но в связи с распадом "Спутник" тоже перешел в частные руки и сейчас на данный момент тоже не функционирует", - отмечает глава сельского округа.

"Собственники есть, мы с ними работу ведем непосредственно, но пока объясняют тем, что средств нет. Вот такая ситуация", - говорит Кусаинов.

К неработающему лагерю "Спутник" примыкает другой ДОЦ - "Арман". Этот центр в настоящее время функционирует, здесь есть охранник, который следит за тем, чтобы на территорию не заходили посторонние.

Неподалеку есть еще один лагерь - "Чайка". Он расположен прямо в лесу.

"Лагерь "Чайка" в позапрошлом году перекупил предприниматель из города Щучинск. Он в прошлом году изготовил проектно-сметную документацию на реконструкцию. Там барачного типа старые здания и, наверное, со следующего года он начнет ремонт", - проинформировал нас аким.

"Приезжают люди, спрашивают про ту же "Дашеньку" (еще один лагерь), которая сейчас стоит. Хозяин есть, мы их сводим, я, как аким, даю контакты", - рассказывает Мереке Сапарбекович.

Многие люди, возможно, знают этот поселок по зоне отдыха - Discovery Borovoe.

"Восемь лагерей на данный момент не работают, где-то полная реконструкция идет. Вот взять "Огонек", "Восход", "Тургайский", с этой стороны - "Лесная сказка", "Жезказганцветмет", "Звездочка" - тоже лагерь раньше был, распался, территорию поделил частник. Ну и "Спутник", - перечисляет аким.

"Мне как акиму, конечно же, было бы хорошо, если бы из 16 лагерей все работали. Представьте себе, в каждом лагере минимум 40-50 человек работало, это сколько рабочих мест, сколько бы людей туда шло. Мы же с 1 января работаем за счет налогов, и мы заинтересованы, чтобы очень много было предприятий, которые бы работали и платили налог. Сейчас мы живем за счет налогов, все мероприятия, которые мы проводим - ремонт, освещение - это только чисто из тех средств, которые мы зарабатываем сбором налогов", - признался нам глава региона.

Тем временем в поселке Катарколь идет размеренная сельская жизнь.

Наше внимание привлекли вот эти местные жители. У них сегодня праздник. Отмечают юбилей Надежды Валентиновны - супруги Алима Федоровича Мухамедова. Кстати, Надежда Валентиновна 24 года проработала в детском лагере "Жезказганец".

Надежда Валентиновна (на верхнем фото слева) когда-то давно вместе с мужем приехала в этот поселок из Бишкека. С тех пор они очень полюбили эти места.

Алим Федорович сейчас на заслуженной пенсии. Считает себя счастливым человеком, особенно радует его тот факт, что у него сейчас много кур. "Живу не нарадуюсь, как много курей", - признается мужчина.

Текст: Ренат Ташкинбаев. Фото: Турар Казангапов©

Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная