ПОДЕЛИТЬСЯ
23 января 2019 | 09:27
Чем жили казахи 100 лет назад. История в фотографиях
Tengrinews.kz продолжает публикацию архивных фотографий из музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера). В прошлой подборке мы показывали, как выглядели казахи сто лет назад. На этот раз решили подробнее остановиться на снимках, изображающих быт казахского народа конца XIX века. Вместе с нами уникальные кадры перебирала историк Гульмира Орынбаева - и.о. завотделом этнологии и антропологии Института истории и этнологии имени Шокана Валиханова. Она высказала свое мнение по поводу того, что изображено на фотографиях, а также раскрыла интересные факты из жизни наших предков.
Казахи 100 лет назад. История в фотографиях Групповой портрет биев. Институт биев в казахском обществе был одним из способов регулирования правовых отношений. Бием мог стать любой свободный общинник, обладающий достаточным авторитетом, знанием норм обычного права и талантом оратора. Большая часть его дня проходила в изучении свода законов, чтении книг. Групповой портрет жен биев. На этом фото на переднем плане сидят молодые жены. На них традиционный головной убор саукеле. Саукеле обычно носили в первый год брака. На заднем плане, скорее всего, старшие жены. С появлением первого ребенка женщина надевала кимешек, он был удобен при кормлении, поскольку скрывал грудь матери от посторонних глаз. Продавец кумыса на базаре в Аулие-Ата. Сосуд, из которого продавец наливает кумыс, называется саба. В нем напиток мог долго храниться и не терять свои вкусовые качества. Продажа кибиток. Под кибитками автор фотографии скорее всего подразумевал юрты. Эта фотография показывает, что казахи в этот период втянулись в рыночные отношения. Они уже пользовались покупными товарами. Бывало, что покупали юрту по частям, иногда обменивали на баранов. Кошмы для покрытия юрт в основном изготавливали сами. Суд биев. Обычно такие собрания происходили в летнее время на джайляу. На встречах бии решали все накопившиеся вопросы. Например, бывало, что две семьи договорились о женитьбе своих детей, но впоследствии кто-то из них отказался. Возможно, часть калыма уже была уплачена. Также рассматривались случаи, связанные с убийствами, воровством скота, похищением невесты. Лечение кумысом. Во второй половине XIX века на территории Казахстана открывались кумысолечебницы - это были своего рода мини-санатории. В основном сюда приезжали лечиться богатые казахи, также были пациенты из России. Кумысом обычно лечили чахотку - туберкулез. Эта болезнь была очень распространена в этот период. Портрет жителей Астраханской губернии: армянин, калмык, персиянин, русский ловец, киргиз, татарин. В Астраханской губернии проживали люди различных национальностей. Казахи жили и до сих пор живут на юге этого региона, в основном это представители младшего жуза. Персианин на фото, скорее всего, купец из Ирана. Посещение больного казаха доктором и фельдшером в юрте. На этом фото рядом с русским доктором, возможно, находится фельдшер-казах. В то время уже были казахи, которые получили образование и занимались медицинской практикой. Казахи-ездоки на быке, запряженном в сани. Когда говорят о казахах, то многие сразу же представляют человека на коне, поэтому такие фотографии могут некоторых озадачить. Однако лошади были не у всех. Лошадь считалась признаком зажиточности, поэтому многие передвигались на быках и коровах. Даже в работах Шокана Валиханова есть об этом упоминания. Казахская зимовка в сосновом лесу. Казахи в основном зимовали на юге. Это фото указывает, что они уже начали оседать и построили зимовку в северном регионе. Дома из сруба казахи начали строить по типу русских жилищ. Казахская зимовка в степи. На фото зимнее поселение, сено заготовили, поставили зимовку. Скорее всего, здесь живут уже полуоседлые казахи, если они и кочуют, то на недалекие расстояния. В юрте богатого казаха зимой. Этот мужчина не из самых богатых казахов, потому что у него не очень большая юрта. Обычно чем богаче казах, тем больше у него юрта, которая ставилась из большого количества кереге (складные стены). Юрта бедной вдовы зимой. А у бедной вдовы маленькая невзрачная юрта. По бокам она заставлена связками из камыша и прутьев. Такие ограждения ставились в зимний период в качестве защиты от ветра. Хоть юрту и укрепляли, в сильные бураны она могла перевернуться. Еще такими связками ограждали стойло животных, чтобы они не мерзли. "Кумисчи" - серебряк. Как известно, казахи занимались ювелирным делом еще с древних времен. Обычно ювелиры передавали свои знания по наследству, иногда брали к себе в подмастерья учеников. Доильщик и доильщица кобыл. На фото наемные работники. Вряд ли у этих людей, судя по их одежде, были свои кобылы. Это либо батраки, либо бедные родственники богатого казаха. Женщина варит сыр (ірімшік). Одним из любимых блюд у казахов был иримшик. Его получали из свернувшегося молока, который процеживали, сливали сыворотку или кипятили, выпаривая воду. Иногда хозяйки заворачивали образовавшийся сгусток в марлю, клали на полчаса в ветреное место, придавливая сверху гнетом. Женщина у колыбели. Бесик - неотъемлемая часть кочевого народа. Он был удобен тем, что в нем можно было легко перевозить ребенка. Малыш был привязан, и не нужно было бояться, что он упадет. Кроме того, в бесике дети были защищены от холодных ветров и постоянно находились в тепле. В плане гигиены он также очень облегчал заботу о ребенке в условиях кочевого образа жизни. Женщины варят мыло. Казахские хозяйки варили мыло из костей животных и золы. Для этой цели на протяжении года собирали кости, а в конце лета приступали к варке мыла. Женщины за стиркой. Полученное вышеописанным способом мыло хорошо справлялось со своей задачей. Им мылись, стирали вещи. Женщины, собирающие кизяк. Кизяк использовали в качестве топлива, например, для сжигания в печи для обогрева или приготовления еды. Женщины за сбиванием шерсти. Шерсть сбивали гибкими прутьями из тальника, а после из него изготавливали войлок. Ткачихи. Женщины ткут на узконавойном станке безворсовый ковер - алаша, его еще называют такыр килем. Такие ковры использовались повсеместно. Ворсовые ковры были в основном только на юге Казахстана. Толчение бузы. Буза - слабоалкогольный напиток. Казахи называли его боза. Делается из слегка забродившего проса, пшеницы или кукурузы. Мальчик-табунщик. Детей привлекали к работе с малых лет. Если мальчик мог держаться на лошади, то он уже должен был приглядывать за скотом. Это касалось и бедных, и богатых. Мальчик на фото, конечно, не из байской семьи. Беркутчи. Охота с беркутом у казахов была не столько способом добычи дичи, сколько искусством и развлечением одновременно. Беркутчи пользовались большим авторитетом. На фото у охотника на руках биялай - кожаная рукавица. Подставка в виде рогатки называется балдак. Она предназначена для транспортировки беркута всадником при выезде на охоту. Изготавливается из дерева или рогов горного козла. Зимовка под общей кровлей. Обычно зимовки в северных регионах страны были под общей кровлей. То есть под одной крышей были дом и загон для скота. Таким образом было удобно ухаживать за животными, не нужно было в морозы выходить на улицу. Бедная невеста на коне. На невесте нет традиционного головного убора саукеле. Возможно, ее родители не смогли себе его позволить, поскольку саукеле было достаточно дорогим. Девушка просто намотала на голову шаль на татарский манер. Сцена свадебного обряда в богатой семье. На фото, скорее всего, обряд неке кию. Странствующие торговцы. На фото саудагеры – торговцы, занимающиеся развозкой различных товаров по степи. Поскольку казахи постоянно кочевали и у них не было возможности посещать стационарные базары, такая работа пользовалась спросом. Также были алыпсатары – перекупщики скота и различных видов скотоводческого сырья. Группа девушек во время кочевки аула. На фото у одной из девушек на голове намотан платок, возможно, она недавно вышла замуж. Верблюд, нагруженный домашним скарбом. Верблюдов было очень удобно использовать при кочевке. Такое средство передвижения могли себе позволить только самые богатые. Мужчина на фото - уыкшы. Так называют мастеров, которые изготавливают купольную жердь, в своем множестве образующую крышу юрты. Мужчина специальным образом гнет уыки. Молодые люди у жернова. Два подростка делают муку с помощью приспособления, которое казахи называли кол диырмен. Панорама Каркалинска. Каркаралинск возник в 1824 году как укрепление - крепость, на базе которой в 1827 году была образована Каркаралинская казачья станица. Позже сюда были переселены украинские казаки. Панорама поселка Баянаул. Баян-Аул был основан в 1826 году сибирскими казаками. Это родина академика Каныша Сатпаева, режиссера Шакена Айманова. Сцена на съезде старшин. Старшины представляли многочисленную прослойку господствующего класса казахов. Они избирались на аульном сходе. На съезде старшины решали важнейшие вопросы социально-политического характера. На Кояндинской ярмарке. Кояндинскую ярмарку также называют Кояндинско-Ботовской. Она была организована в середине XIX века купцом Варнавой Ботовым. На ярмарку стекались жители Центрального Казахстана, Сибири, Урала, Средней Азии и Западного Китая. Главным предметом торговли был скот. Кроме того, казахи привозили продукты животноводства (говяжье и баранье сало) для натурального обмена на зерно, ткань, обувь, кухонную утварь, оружие, чай, сахар. Школа в юрте. В Казахстане образование развивалось по двум направлениям: религиозному и светскому. Первые представляли мектебы и медресе, содержавшиеся на средства родителей. Функции учителя выполнял преимущественно мулла. Школьник. Учебные заведения светского характера открылись после присоединения к России. Они обучали детей профессиям переводчика, учителя, писаря. Кровать в юрте. Кровати изготавливали мастера из аулов. Шкаф на фото, скорее всего, тоже сделан местными мастерами. Угощение гостей. В начале любого застолья подавался чай. После чаепития гостей угощали мясом, а после него подавали кумыс. Приготовление пищи. Варят мясо в двух казанах, поставили два самовара, значит, готовятся угощать гостей. Собака. К шее собаки привязана палка, чтобы она не могла пролезть в юрту. Источник: Архив музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера)
ПОДЕЛИТЬСЯ
Зейдлиц Н.К. Казахстан, г. Актау, вторая половина XIX в.
Зейдлиц Н.К. Казахстан, г. Актау, вторая половина XIX в.
Туркестанский альбом: Казахстан, Сырдарьинская обл., г. Аулиэ-Ата, вторая половина XIX в.
Туркестанский альбом: продажа кибиток. Казахи. Казахстан, вторая половина XIX в.
Поляков И.С. Семипалатинская область. Казахстан, Семипалатинская обл. 1879 г.
Поляков И.С. Казахстан, Семипалатинская обл. 1880 г.
Поляков И.С. 1880 г.
Казахстан, Акмолинская обл., Кокчетав (Акмолинская обл., Кокчетавский уезд). 1896 г.
Казахстан, Акмолинская обл., Кокчетав (Акмолинская обл., Кокчетавский уезд). 1896 г.
Казахстан, Акмолинская обл., Кокчетав (Акмолинская обл., Кокчетавский уезд). 1896 г.
Казахстан, Семиреченская обл. (Семиреченская обл., Лепсинский уезд). 1897 г.
Казахстан, Семиреченская обл. (Семиреченская обл., Лепсинский уезд). 1897 г.
Казахстан, Семиреченская обл. (Семиреченская обл., Лепсинский уезд). 1897 г.
Дудин С.М. Казахстан, Семипалатинская обл., Аккелин урочище. 1899 г.
Дудин С.М. Казахи. Казахстан, Семипалатинская обл. 1899 г.
Дудин С.М. Казахстан. 1899 г.
Дудин С.М. Казахи. Казахстан, Семипалатинская обл. 1899 г.
Дудин С.М. Казахи. Казахстан, Семипалатинская обл. 1899 г.
Дудин С.М. Казахстан, Семипалатинская обл. 1899 г.
Дудин С.М. Казахстан, Семипалатинская обл. 1899 г.
Дудин С.М. Казахи. Казахстан, Семипалатинская обл. 1899 г.
Дудин С.М. Казахстан, Семипалатинская обл. 1899 г.
Дудин С.М. Казахстан, Семипалатинская обл. 1899 г.
Дудин С.М. Казахстан. 1899 г.
За игрой в асыки. Дудин С.М. Казахи. Казахстан. 1899 г.
Дудин С.М. Казахи. Казахстан. 1899 г.
Дудин С.М. Казахстан, Семипалатинская обл. 1899 г.
Дудин С.М. Казахстан, Семипалатинская обл. 1899 г.
Зимовка богатого хозяина. Дудин С.М. Казахстан, Семипалатинская обл. 1899 г.
Дудин С.М. Казахстан, Семипалатинская обл., Аккелин урочище. 1899 г.
Дудин С.М. Казахстан, Семипалатинская обл. 1899 г.
Дудин С.М. Казахстан, Семипалатинская обл. 1899 г.
Казахстан, Семипалатинская обл. 1899 г.
Дудин С.М. Казахстан, Семипалатинская обл. 1899 г.
Воловья упряжка и телега-двуколка. Дудин С.М. Казахстан, Семипалатинская обл. 1899 г.
Дудин С.М. Казахи. Казахстан, Семипалатинская обл. 1899 г.
Витье веревок. Дудин С.М. Казахстан, Семипалатинская обл. 1899 г.
Дудин С.М. Казахстан, Карагандинская обл., Каркаралинский район, г. Каркалинск. 1899 г.
Дудин С.М. Казахстан, Карагандинская обл., Каркаралинский район. 1899 г.
Дудин С.М. Казахстан, Павлодарская обл., Баянаульский район, поселение Баянаул. 1899 г.
Дудин С.М. Казахстан, Павлодарская обл. 1899 г.
Дудин С.М. Казахстан, Семипалатинская обл. 1899 г.
Установка юрты. Дудин С.М. Казахстан, Семипалатинская обл. 1899 г.
Дудин С.М. Казахстан, Семипалатинская обл. 1899 г.
Дудин С.М. Казахстан. 1899 г.
Дудин С.М. Казахстан, Семипалатинская обл. 1899 г.
Дудин С.М. Казахстан, Семипалатинская обл. 1899 г.
Дудин С.М. Казахстан. 1899 г.
Дудин С.М. Казахстан. 1899 г.
Дети у юрты. Дудин С.М. Казахстан. 1899 г.
Мужчина, нянчащий ребенка. Дудин С.М. Казахстан, Семипалатинская обл. 1899 г.
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также