Дороже, чем такси? Как самокатчики заполонили улицы Алматы
Лето, наступил самый разгар сезона для самокатчиков. В Алматы это чувствуется особенно. Город буквально наводнили самокаты - на велодорожках, проезжей части, тротуарах, алматинцы находят их даже в арыках. Чем так привлекательно это средство передвижения, правда ли, что стоимость проезда на нем выше, чем в такси, и созданы ли в городе условия для самокатчиков. Читайте об этом в фоторепортаже корреспондентов Tengrinews.kz.
Мы начинаем с перекрестка Абая - Байтурсынова. По обеим улицам проходят велодорожки, и в часы пик здесь самокатчиков больше, чем пешеходов и велосипедистов, вместе взятых.
Так выглядит велодорожка вниз по Байтурсынова в сторону Абая.
"Было бы хорошо, если бы сделали дорожки"
Бежим за одним из самокатчиков. Его ежедневный путь - от цирка до Дворца спорта. В принципе, там идти всего ничего, но наш герой даже эти три минуты хочет провести с ветерком.
Айдос:
"Это очень удобно. Было бы хорошо, если бы сделали дорожки. Когда у меня нет выбора, то между тротуаром и проезжей частью я выбираю тротуар, но аккуратно. Самокатом пользуюсь обычно только утром, минуты три трачу, выходит 255 тенге".
Сотрудник одной из компаний, предоставляющих самокаты в аренду, Андрей Зимин сообщил нам, что сейчас спрос растет, на маленьких точках берут до сотни самокатов за две смены (12 часов). Вообще, сам сезон начинается с апреля, а заканчивается с первым снегом.
Час пик наступает вечером, когда людям нужно добраться с работы до дома, избегая пробок. По наблюдениям Андрея, среди самокатчиков больше парней. Возраст - от 18 до 45 лет.
Андрей проинструктировал нас, что самокат разгоняется до 25 километров в час. И что есть определенные требования для любителей езды с ветерком. Пользователю должно быть от 18 лет, его вес не должен превышать 100 килограммов. Самое главное правило - выезжать на проезжую часть нельзя.
Тарифы формируются в зависимости от спроса и компании, которая предоставляет услуги аренды. К примеру, в выходные и праздники цена может подняться в среднем на 300 тенге. Где-то за старт берут 150 тенге, где-то 200 тенге. В обычный день в час выходит примерно две тысячи тенге.
"Атакент", улица Тимирязева, здесь поблизости сосредоточено много кафе, небольших магазинов, прогулочных зон.
Некоторые пункты по сдаче в аренду самокатов с утра уже пусты.
"Самокат дороже такси"
Стас:
"Я только два дня катаюсь. Ощущения супер, удобно. За 5-10 минут километров пять проезжаю.
Минус в том, что дорого. Если на близкие расстояния - до двух километров, то еще нормально, а если ехать больше - из одного конца в другой, то самокат дороже такси раза в два получается".
Абая - Тулебаева. Здесь знакомимся с Николаем. В прошлом году он из машины пересел на самокат, теперь экономит не только на бензине, но и на времени. В среднем экономия - полтора часа в день. Стоимость покупки - 270 тысяч тенге, плюс шлем - 25 тысяч тенге.
"Проблема самокатчиков - мопедисты"
"В плане сохранения нервов это бесценно. Если на машине, то с утра еще едешь без пробок, а вечером полтора-два часа стоишь. А сейчас на самокате 40 минут до работы трачу и столько же - на обратный путь. К пешеходам я уже привык, где-то объезжаю, где-то посигналю.
Какие проблемы у самокатчиков? Проблема в том, что мопедисты ездят где хотят. И если у нас скорость 20-30 километров в час, то у них - 60-80. И когда навстречу едет такой, очень страшно.
Пусть мопедисты ездят по правой крайней проезжей полосе, это правильно, надо их туда. Или нам нужно разрешить по проезжей части ездить. Вообще, считаю, что самокат нужно приравнять к транспортному средству. Это будет более безопасно для пешеходов.
Ну и, конечно, велодорожек для нас не хватает. Я езжу по Жарокова, там есть велодорожка, но кусочек маленький - от Утепова до Тимирязева, а хотелось бы до конца, до Толе би хотя бы. По Аль-Фараби я бы сделал велодорожку, это вообще кайф, по Саина, Райымбека, чтобы можно было через весь город объезжать.
- А сейчас есть культура у самокатчиков в Алматы?
- Сейчас уже есть. А в том году еще был беспредел. Среди тех же мопедистов нет культуры, это 100 процентов, они хаотично ездят. Сколько аварий видел, едут на огромной скорости.
К слову, не только мопедисты нарушают правила дорожного движения. Пешеходы также могут спокойно идти по велодорожке, даже если рядом будет свободный тротуар.
Общественница Жанар Секербаева говорит, что прекрасно понимает тех, кто злится на пешеходов, которые намеренно идут по велодорожкам, так как сама велосипедистка, но при этом считает, что самокатчики вполне могут уступить пешеходу.
"Когда самокатчики сзади набирают скорость, очень пугаешься, потому что мимо кто-то пролетает и настойчиво жмет на звонок. Знаю случаи, когда врезались в пожилых женщин, а они после травм очень медленно восстанавливаются. Хотелось бы, чтобы самокатчики притормаживали, если видят, что идут люди, особенно пожилые или мамы с колясками.
Всегда можно нажать на тормоз, всегда можно убрать свое раздражение тем, что вы поступите так, как надо. Самокатчики - сами недавние пешеходы и знают, как тяжело идти с сумками. Вот я сейчас иду с книгами, и мне будет тяжело маневрировать, если я куда-то выйду и там будет самокатчик.
Да, пешеходы не должны занимать велодорожки, но когда на одной и той же дороге сталкиваются пешеход и самокатчик, с пониманием нужно отнестись именно последнему, ведь он более мобилен".
Александра приехала из Омска, говорит, что там, по сравнению с Алматы, вообще не развита инфраструктура для самокатчиков.
"Сегодня я в первый раз на самокате. Приятно и полезно воздухом подышать и город посмотреть. У себя я бы даже не рискнула попробовать, настолько там все плохо с дорожками. Внедрять самокаты начали только в этом году".
Федор:
"Вчера по Достык была такая пробка, а я доехал на самокате. Да и вообще по кайфу: лето, Алматы, самокаты. Во многих городах их нет. У нас девочки даже в платьях едут, с работы, сами покупают, много таких вижу. Я купил подписку, не плачу за старт каждый раз, чисто плачу за время пользования".
Парк имени 28 гвардейцев-панфиловцев. Здесь, помимо алматинцев, немало туристов. Один из таких - Юрий. Он много путешествует, жил в России, Китае. Мы попросили его оценить условия, созданные для самокатчика в Алматы.
"Здесь мало выделенных полос для велосипедистов, это плохо, так в целом в парке удобно кататься. По дорогам, честно говоря, боишься, а тротуары узкие".
По словам Юрия, в день на самокат он может потратить в среднем 4000-4500 тенге.
"Сегодня я взял сначала на час. Пока 980 тенге, плюс еще мне что-то насчитают. Для меня так передвигаться гораздо удобнее, чем на такси. Такси надо ждать, потом стоишь в пробке, смотришь на город из-за стекла. А на самокате у тебя есть мини-радиус поворота головы, это гораздо удобнее".
- А как вы считаете, нужно ли самокаты приравнять к транспортному средству?
- Думаю, да. Когда я еду по пешеходным зонам, то притормаживаю. А есть люди безбашенные. В Питере, к примеру, стоит ограничение по скорости и там есть инфраструктура, в Китае отношение к участникам на дорогах другое - там не гоняют, все едут спокойно.
"Самокатчики не знают правил"
Еще один самокатчик - Максат. Он пользуется общественным транспортом, а когда торопится, берет самокат.
"Проблема в том, что много самокатчиков правил не знают, постоянно сталкиваюсь с такими. У нас народ не готов в целом еще к этому. Какие-то ограничительные меры должны быть, потому что разбиваются люди, разгоняются до 25 километров в час. Самокаты сто процентов надо приравнять к транспортному средству и штрафовать тех, кто едет по тротуарам.
По стоимости самокат однозначно дороже, чем такси. По моим подсчетам, расстояние, которое ты проедешь на такси за 500 тенге, на самокате будет стоить 700 тенге".
Пока мы ездили по городу, буквально везде нам попадались брошенные самокаты, чаще всего на тротуарах, что очевидно мешало прохожим.
Как нам пояснил Андрей Зимин, сотрудник компании, предоставляющей самокаты в аренду, в специальном приложении указаны парковочные места, где нужно оставлять самокаты. На тротуаре можно оставить только тогда, когда самокат разряжается.
Есть так называемые красные зоны, где парковаться нельзя. За нарушение пользователю придется выплатить штраф. Сумма будет зависеть от того, насколько тяжело будет добраться сотруднику компании до этого самоката. Собеседник напомнил, что пользователь оставляет залог плюс к приложению будет привязана карточка пользователя.
Правда, судя по всему, такие меры не столь эффективны.
Мы поговорили о проблемах самокатчиков с Айтуаром Кошмамбетовым, директором Палаты предпринимателей Алматы, ему принадлежит идея создания Ассоциации экологичного транспорта, куда вошли компании по прокату самокатов. Сам он также использует самокат в качестве средства передвижения.
- "Главная проблема - отсутствие четкого регулирования и регламента, как передвигаться по тротуарам или по дорогам, на какой скорости. Отсутствие этой культуры и регламента может повлечь транспортные происшествия, неудобства для граждан;
- Правила, которые хотелось бы внести, - это ограничение по скорости, запрет на использование электросамокатов несовершеннолетними лицами. Электросамокаты набирают скорость, их должны использовать исключительно взрослые, которые будут нести ответственность;
- В правилах дорожного движения необходимо четко обозначить именно передвижение самокатчика, потому что он полноценный участник движения и должен знать свои права и обязанности;
- Необходимо приравнять самокат к транспортному средству по аналогии с велосипедом, мопедом, мотоциклом. Он должен быть таковым, несмотря на критерии, по которым не проходит;
- По ряду признаков самокаты нельзя отнести к транспортному средству: отсутствует тормозная система, поворотники, фары и т.д. По этой причине сейчас в Министерстве торговли и интеграции разрабатывают стандарт по отношению к электросамокатам. После разработки стандарта МВД планирует разработку соответствующих правил;
- Для тех, кто бросает самокаты, необходимо прописать четкие правила. Город мог бы обеспечить парковочными местами в нужном количестве. В этом же деле могут участвовать как шеринговые компании, так и рекламные организации или местные исполнительные органы;
- Существующие велодорожки не восполняют целиком потребность, которая существует в городе. А если в новых районах или при реконструкции дорог сразу проектировать и закладывать соответствующую инфраструктуру, то было бы замечательно. Под инфраструктурой подразумеваю парковки, дорожки, зарядные устройства и т. д.
- В Европе есть города, где велосипеды и самокаты занимают почти 50 процентов и более от всего транспорта. Конечно, это сейчас нереальные показатели для Алматы и других городов Казахстана, но к этому мы должны стремиться, потому что такой транспорт - экологичный, безопасный. И если создавать для него инфраструктуру, то многие будут переходить на него, особенно летом".
Текст: Анастасия Солнцева. Фото: Алихан Сариев