1. Главная
  2. Посмотри
Реклама
Реклама

Как живут эко-активисты Алматы

Движение эко-активистов, так же как и количество многочисленных экологических стартапов, растет в Казахстане с каждым днем. Появляются целые

Движение эко-активистов, так же как и количество многочисленных экологических стартапов, растет в Казахстане с каждым днем. Появляются целые семьи, обладающие активной жизненной позицией в области сбора и сортировки отходов, но самое важное – к "зеленым" присоединяются компании, производства и даже крупные корпорации. Что объединяет алматинских эко-активистов, почему их заботит состояние окружающей среды и что они намерены с этим делать?

Айбек Рахим – 22-летний эко-активист и создатель приложения Tazalyk. Проект Tazalyk работает с 60 брендами, в основном международными – это компании, головные офисы которых, расположенные зарубежом, диктуют политику раздельного сбора отходов. Tazalyk предлагает установку эко-боксов и бесплатное их обслуживание.

Важно, чтобы каждый сотрудник компании понимал, зачем он собирает мусор, куда он отправится и что из него будет сделано в процессе переработки. Такие мастер-классы – обязательное условие сотрудничества Tazalykс любым предприятием.

Компания Айбека сдает пластик и макулатуру в компанию Kazakhstan Waste Recycling, это одно предприятие по сбору и сортировке макулатуры и прочего вторичного сырья. Компания поставляет макулатуру производителям бумаги, упаковочной продукции и гофрированного картона.

Что происходит с собранными и отсортированными пластиковыми бутылками? Их прессуют и отправляют в тюках на переработку, там их дробят на флексы – небольшие хлопья, которые моют, затем из них делают гранулы. Из таких гранул производят одежду, обувь, синтепон, упаковку и многое другое.

Экологических принципов в Казахстане придерживается далеко не каждая компания – всего их около 140. Часто эко-поведение идет вразрез с коммерческой деятельностью. Хотя на экологичности можно заработать – так растет социально-корпоративная ответственность бренда и его эко-имидж. Кроме того, если компания будет сдавать на переработку сотни килограммов отходов, ей не придется его вывозить за свой счет.

Компания Tazalyk стремится стать Uber по сбору отходов, чтобы соединять тех, кто производит отходы – физлиц и компании – c крупными сборщиками, сортировщиками и переработчиками, такими, например, как компания "Оператор РОП" или Kazakhstan Waste Recycling. Любой сборщик, сортировщик или переработчик отходов, по словам Айбека, знает компанию "Оператор РОП" и масштаб ее деятельности, но сам он такого уровня еще не достиг.

Германия, где сегодня перерабатывается практически весь мусор, дошла до такого уровня за 30 лет. Айбек верит, что Казахстан будет учиться на чужих ошибках и потратит на процесс перехода 8-10 лет.

Важно не только образовать инфраструктуру и расставить контейнеры. Нужно сделать так, чтобы людям было понятно и удобно – не ехать 20 километров на метро, чтобы сдать свои бутылки. Экопросвещение – обязательный компонент в образовании эко-привычек.

Ирина Абасова стояла у истоков компании Creat 3D, изготовляющей технические детали из перерабатываемого пластика. Она считает, что для бизнеса использовать вторичный пластик очень выгодно. Его очень много, особенно для производств небольшого формата. Но большим производствам не хватает качественного вторичного пластика в больших объемах – потому что его качество может варьироваться в зависимости от сырья.

Цех Creat 3D использует в месяц около 500 килограммов вторичного пластика. Цена на переработанное вторсырье начинается от 150 тенге за килограмм и доходит до 450 тенге, а цена на первичную пластмассу начинается от 450 тенге. Как только казахстанцы начнут правильно сортировать пластик, проблемы с ним исчезнут, потому что производства с удовольствием этот пластик будут использовать. Вторсырье гораздо выгоднее в производстве, и если в Казахстане начнутего правильно перерабатывать, то смогут весь объем потреблять внутри страны, в дальнейшем речь может пойти и об экспорте.

Разница между первичным и вторичным пластиком заключается в том, что во вторичный при переработке может попасть мусор и пыль. Например, в цеху вторичный пластик не используют на большом промышленном станке, потому что в нем могут быть примеси металлической крошки, которая повредит механизм. Эти вкрапления могут также оказаться вредными для здоровья человека, поэтому, например, в медицине, пищевой промышленности и производстве детских товаров используют первичную пластмассу.

Если сделать деталь из первичного и вторичного пластика, то сразу можно заметить различия по внешним признакам. Вторичная пластмасса не слишком симпатична на вид, но может выполнять свои технические функции и отвечать неким требованиям. Из нее, например, можно делать декоративные и строительные материалы.

Сегодня все ругают пластик: пластик – зло, нужно избавляться от него, это катастрофа для планеты. Но нужно ругать не пластик, а людей, которые не умеют с ним обращаться. Это удобный, практичный и дешевый материал. Пластик может быть схож по свойствам с железом, а может быть гибким, мягким, жаростойким. И его можно перерабатывать – конечно, не бесконечно, но очень долго. Creat 3D будет с удовольствием использовать пластик и вторично, и в третий, и в четвертый раз.

О компании "Оператор РОП" Ирина узнала на экофоруме – там среди прочего обсуждалось развитие компании, громадные объемы ее переработки и сложности, с которыми любая компания подобного толка встречается на своем пути. Пока Creat3D – не целевая аудитория "Оператора РОП", но через несколько лет владельцы цеха планируют плодотворное сотрудничество.

Ирина начала свой бизнес с 500 долларов, сейчас в цеху Creat3D уже стоят станки, хотя владельцы не брали кредитов и не привлекали инвесторов. Через год компания планирует стать мини-заводом и закупить к большому станку еще несколько. В планах на будущее – найти рынок и производить для него определенную линейку товаров. Скоро цех запустит первую собственную продукцию: специальные крепления для строительных нужд, на 70 процентов состоящие из вторичного пластика.

Михаил Беляков – эко-активист, участник команды разработчиков приложения EcoCity, в котором собраны точки сбора вторсырья по Алматы. Он открыл небольшое производство сумок для похода за продуктами – в ассортименте Paketamnet можно найти тканевые эко-мешочки, предлагаемые вместо обычных пакетов для взвешивания овощей и фруктов, льняные мешочки для хлеба и сыпучих продуктов, холщовки для мяса.

Михаил начинал работать как программист, и в какой-то момент стал менеджером нового проекта –мобильного приложения по поиску пунктов приема вторсырья EcoCity. Примерно в тот же момент он с семьей начал сортировать и сдавать на переработку макулатуру и пластик, которые накапливалась дома в большом количестве. Начались поиски приемных пунктов – выгодных и удобных. Нашли много и самых разных, сконсолидировали их в приложение. Для продвижения приложения Михаил завел блог об экологии. Так к нему одновременно пришло и понимание того, что точку невозврата человечество уже давно прошло, и знания о том, как каждый из нас может улучшить ситуацию, изменив свои привычки и образ жизни.

В повседневной жизни мы используем слишком много пластиковых пакетов: небольшая семья из 3-4 человек за год использует 1600 "маечек", и это не предел. Они составляют часть эко-следа человека –того, как каждый из нас влияет на состояние планеты. Чтобы его уменьшить, можно, например, ходить везде со своей бутылкой для воды и не покупать одноразовые: на производство литровой пластиковой бутылки тратится 7 литров воды – покупаешь литр, а выходит, что сливаешь практически в никуда целых 8 литров.

В Казахстане экологичный бизнес непросто сделать рентабельным. По словам Михаила, до Paketamnet фруктовками – тканевыми мешочками для покупки и хранения фруктов и других развесных продуктов – никто не занимался. Для начала они с супругой, профессиональной швеей, сшили комплект мешочков для своей семьи. Позже появился проект Paketamnet – изначально как блог о жизни в стиле эко, затем там стало возможно купить мешочки и сумки. Невозможно получить прибыль, если производить все самостоятельно, поэтому вскоре к ассортименту добавились эко-степлеры, которым не нужны скрепки, многоразовые стальные трубочки для питья, бахилы, бутылки, бамбуковые зубные щетки и салфетки, которым избавляют от необходимости покупать бытовую химию.

В Paketamnet сознательно делают мешочки синтетическими, а не из натуральной био-разлагаемой ткани. Смысл в том, что синтетика – прочный, долговечный продует, простой в использовании и стирке, дешевле натуральной ткани минимум в три раза. Льняной мешочек стоит 800 тенге, синтетика – 500. Их экологичность – в том, что они долго служат. Себестоимость выросла бы в 2-3 раза, перейди Михаил на биоразлагаемые материалы. 

Помимо реализации эко-продукции Михаил читает лекции по эко-поведению и организовывал раньше эко-ярмарки, бесплатные ярмарки – дармарки, а также эко-субботники, где участники не просто собирают, но сортируют и сдают на переработку различный мусор.

Реклама
Реклама
Рекламный материал