04 апреля 2018 | 09:00

Как в Казахстане старые автомобили перерабатывают

Старые машины наносят природе больше вреда, чем заводы - так говорит статистика. Мало того, что автомобили коптят воздух, так еще и загрязняют почву и воду тяжелыми металлами, ядовитыми жидкостями, ржавчиной. В Казахстане эта проблема стоит остро как никогда: по нашим дорогам катаются пять миллионов авто, и едва ли не каждая четвертая из них родом из СССР.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Старые машины наносят природе больше вреда, чем заводы - так говорит статистика. Мало того, что автомобили коптят воздух, так еще и загрязняют почву и воду тяжелыми металлами, ядовитыми жидкостями, ржавчиной. В Казахстане эта проблема стоит остро как никогда: по нашим дорогам катаются пять миллионов авто, и едва ли не каждая четвертая из них родом из СССР.

Реклама
Реклама

О необходимости перерабатывать старые машины говорили давно. Но говорить мало, нужно действовать, и в ноябре 2016 года в стране стартовала программа утилизации автохлама. Она призвана не только омолодить автомобильный парк страны, но и поддержать отечественного производителя. Но обо всем по порядку.

Выгодно меняем

За полтора года казахстанцы сдали в утиль почти 58 746 транспортных средств и получили за них в совокупности порядка 7,6 миллиарда тенге и больше 11 500 скидочных сертификатов. Главный администратор программы - Оператор РОП. Он предлагает автолюбителям два варианта: обменять старое авто на деньги или на скидочный сертификат для покупки новой "ласточки". В первом случае за отслужившую свое машину можно получить от 48 до 150 тысяч тенге: все зависит от комплектации ТС.

Еще более выгодную программу разработали для тех, кто после сдачи старой планирует приобрести новую машину. Главное, чтобы транспортное средство соответствовало критериям Оператора РОП, все они подробно описаны здесь. За "легковушку" можно получить до 315 тысяч тенге, за грузовой и пассажирский транспорт - до 650 тысяч. При этом можно перерегистрировать сертификат на другого человека либо суммировать два сертификата и получить еще большую скидку.

Важно помнить, что купить на полученные бонусы можно только экологически чистое авто казахстанской сборки. А что, на наш взгляд, это отличный стимул для роста наших автопроизводителей.

"Я на ней столько лет отъездил, - кивает автолюбитель Айдар Мухит на старенькую "Жигули". - Но у всего свой срок есть. Можно было, конечно, заморочиться и отремонтировать, но кто знает, что случится с ней после ремонта? А вдруг на трассе откажет что-нибудь? Поэтому решил сдать. У меня ведь семья, дети. Не хочу рисковать их здоровьем и жизнями".

Инновационный проект

Почти сразу после старта программы по утилизации было объявлено и о скором появлении завода по переработке авто. Его решено было разместить в Караганде, строительство началось в феврале 2017 года, и буквально через полгода в степи вырос огромный современный комплекс Recycling Company.

Актуальность проекта отметил даже Глава государства. В конце прошлого года он лично вручил руководству завода статуэтку "Алтын сапа" в номинации "Лучший инновационный проект".

За время своей работы, то есть с июля 2017 года, завод успел переработать порядка 30 тысяч автомобилей. Сейчас это практически безотходное производство полного цикла: здесь не только разбирают старые машины на фракции, но и перерабатывают большую их часть во вторичное сырье.

Из технических жидкостей, к примеру, получают аналог печного топлива и синтезгаз. Вместо того чтобы загрязнять почву и воду, они поддерживают жизнь всего комплекса.

Встречи с огромным шредором транспортные средства ждут прямо на территории завода в виде компактных кирпичиков-брикетов. В них машины превращаются еще в пунктах сбора - так гораздо легче перевозить и складировать автохлам. В час пресс способен сжимать до нужного размера до 20 единиц техники.

Потом брикеты отправляются в установку, которая сама их разрезает и делит по фракциям – черный и цветной металл, пластик, стекло, резина. Металл переплавляют в аккуратные слитки, которые вскоре начнут отправлять на медеплавильные предприятия. В этом плане местоположение завода выбрано идеально, ведь главный потребитель этого вторсырья, "АрселорМиттал", находится буквально в 30 километрах отсюда. Ожидается, что в год завод будет производить около 23 тысяч тонн готовых к дальнейшему употреблению металлов.

Надо отметить, что в Центральной Азии это первый столь масштабный перерабатывающий завод. Радует, что в Казахстане он оказался востребованным: по прогнозам специалистов объем утилизации старых транспортных средств до 2021 года составит 250 тысяч автомобилей. Остается только надеяться, что "зеленое" производство будет расти и дальше. Тогда, уверены экологи, нам точно станет легче дышать.

Рекламный материал
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная