Корабль в пустыне. Зачем иностранцы едут к Аральскому морю
В Центральной Азии немало мест, за счет которых можно развивать туризм. Какие-то из них славятся живописной природой - горами, озерами, лесами; какие-то - богатой историей, архитектурой, культурой, а есть и такие места, которые, на первый взгляд, вроде бы не должны быть привлекательными для туристов, тем не менее у них есть немало поклонников. Например, Аральское море. С одной стороны, здесь произошла экологическая катастрофа, с другой - появился своеобразный "музей" под открытым небом, такой как "кладбище" кораблей. Фотограф нашего портала Турар Казангапов принял участие в экспедиции Казахстанского национального географического общества "Арал-2018". Вместе с QazaqGeography он увидел нынешнее состояние Аральского моря, стал свидетелем того, как распиливают на лом погребенные в песках корабли, а также понаблюдал за учеными из Назарбаев Университета, которые изучали гидробиологическое состояние Северного и Южного Арала.
Город Муйнак, Республика Каракалпакстан, территория Узбекистана.
Муйнак когда-то был портовым городом, отсюда отходили корабли. Через Аральское море доставляли хлопок и другие товары.
Под палящим солнцем пустыни Аралкума и сейчас можно заметить корабли.
Это знаменитое "кладбище" кораблей. Аральское море отступило от Муйнака на сотни километров, оставив в память о себе лишь ржавые корабли и лодки.
Сначала эти корабли в узбекской части Арала растаскивали на лом, но позже решили оставить как "музей" под открытым небом.
На карте это место отмечено как достопримечательность. С каждым годом сюда приезжает все больше туристов из разных стран СНГ и дальнего зарубежья.
Многие зарубежные клипмейкеры и музыканты здесь даже проводят съемки.
"Кладбища" кораблей на Аральском море, что в его узбекской части, что на территории Казахстана, всегда были тем, что привлекало в эти края искателей приключений. Фотографии "кораблей пустыни" - верблюдов на фоне настоящий кораблей - ржавых и из советской эпохи - неизменно популярны среди любителей так называемого "темного" туризма.
Надпись на судне: "Арал, вернись!"
Все участники экспедиции QazaqGeography ждали с нетерпением, когда же они увидят такие же корабли на казахстанской части Арала. К большому сожалению, то, что предстало перед их глазами, сильно отличалось о того, что они видели в Узбекистане. Но к этому мы еще вернемся...
Сложно поверить в то, что здесь когда-то было море, которое бороздили малые и большие корабли.
Если приглядеться к камням, то можно заметить следы морского прошлого.
Что бы добраться, так сказать, до воды, нужно сначала преодолеть сотни километров бездорожья.
Южный Арал, его пустынное дно простирается на несколько километров.
Однако состояние побережья в южной части Арала разное.
Сложно передать состояние, которое испытываешь при виде всей этой красоты. Мы сошлись во мнении, что с точки зрения туризма у Арала есть большое будущее.
На спуске мы обнаружили юрты
Оказалось, это гостиница, причем очень комфортная и уютная, есть душевые кабинки и тапчан с видом на море. Поверьте, после многих километров по пыльной пустыне эти юрты могут показаться самым лучшим отелем на свете.
Здесь мы встретили туристов из Америки.
Правда, уже сложно назвать Арал морем: невооруженным взглядом видна другая сторона берега.
Ближе к водоему мы заметили еще несколько, так скажем, комфортабельных юрт. Это гостиница, аренда в сутки с человека -10 долларов.
Наша экспедиция двинулась далее - на Северный Арал.
Те самые "корабли пустыни".
Северный Арал, залив Чернышева, Казахстан.
Здесь вода менее соленая и более пригодна для морских обитателей. Помимо рыб, здесь очень много другой живности и птиц.
Фламинго, залив Тущыбас.
"В свой первый раз на Арале в 2016 году мы успели посетить два из трех имевшихся на тот момент в казахстанской части "кладбищ" кораблей: в Жаланаше (самое близкое к Аральску) и на берегу залива (теперь уже озера) Тущыбас", - поделился с нами один из участников экспедиции, путешественник Виталий Шуптар.
К настоящему времени "кладбище" кораблей в Жаланаше полностью уничтожено (это произошло летом 2017 года), а гордость казахстанского Приаралья - катер-торпедолов ТЛ-999, стоявший в заливе Тущыбас и сохранившийся лучше всех, был уничтожен буквально несколько недель назад.
Рядом с распиленными кораблями мы заметили лагерь. В нем оказался 20-летний парень по имени Ислам
На вопрос, что он тут делает, Ислам ответил, что они разрезают на части корабли, чтобы поднять их кусками для погрузки (по всей видимости, для последующей сдачи на металлолом).
"Мы из Казалинска сюда приехали, хозяин обещал платить семь тысяч тенге в день. Уже десятый день я тут, он должен был приехать за мной еще три дня назад и забрать", - рассказал молодой человек.
Ислам очищает корабль от земли.
Здесь же, рядом, мы обнаружили в куче сожженного мусора книжки и другие вещи, которые, по всей видимости, кто-то вытащил из этих же кораблей.
Среди найденных нами документов оказалась старая карта Аральского моря.
А еще записная книжка штурмана.
На некоторых страницах отчетливо сохранились записи мореплавателей.
"Об истории ТЛ-999 мы узнали совершенно случайно. Фотографии из экспедиции 2016 года были выложены на страницах "Авалона" в социальных сетях, и на них наткнулся человек, некогда служивший на этом корабле - Игорь Ильич Дроздовский, ныне проживающий в Санкт-Петербурге", - рассказывает Виталий Шуптар.
"Именно от Игоря Ильича мы и узнали, что данный корабль вместе с еще одним таким же (ТЛ-998) участвовал в советской космической программе, подчиняясь Главкосмосу СССР и центру управления полетами на Байконуре. Дело в том, что здесь, на Аральском море, отрабатывался сценарий приземления спускаемого аппарата на воду. ТЛ-999 был ответственен за снятие космонавтов с аппарата, а ТЛ-998 с водолазами подводил под спускаемый аппарат надувной плот", - говорит путешественник. Архивное фото предоставлено Виталием Шуптаром.
Двумя годами ранее. Фото Владимир Прокопенко.
"О наличии "кладбища" кораблей к востоку от села Акеспе мы узнали уже после экспедиции. С тех пор мы бывали в этих местах не единожды, и ржавые полуразрушенные корабли всегда были главными целями для наших фотографов и видеографов", - рассказывает Шуптар.
В тот же вечер у нашего лагеря остановился автомобиль. Ехали они из Казалинска (Кызылординская область), направлялись как раз к тем же распиленным кораблям. На вопрос, что за люди там работают, водитель ответил, что это его люди.
Если корабли во многих других местах распилены уже давно, то их сохранность в заливе Тущыбас длительное время обеспечивало бывшее дно моря, очень мокрое и вязкое и для транспорта практически непроходимое. Соответственно, вместе со снижением уровня моря и высыханием его бывшего дна у охотников за металлом появилась возможность добраться и до этих кораблей.
"В 2016 году нам пришлось идти до ТЛ-999 пешком около 500 метров, а в 2017-м мы уже смогли добраться до него на машинах, пусть и боясь застрять. В этом же году к месту расположения корабля вели уже накатанные и практически сухие дороги. К счастью, варвары пока не могут добраться до десантного парома, который стоит чуть подальше, но и его очередь, боюсь, когда-нибудь наступит", - говорит Шуптар.
Оазис посреди пустыни, поселок Акеспе
"Что касается туризма в казахстанской части Приаралья, то он практически получил удар под дых. И ситуация будет продолжать ухудшаться, если власти не возьмут эту проблему под контроль. Ведь еще можно спасти "кладбище" кораблей к востоку от Акеспе, хотя и там уже видны следы деятельности варваров-металлистов", - отмечает путешественник.
На фото руководитель экспедиций Нуржан Алгашов и путешественник Виталий Шуптар.
Подготовил Турар Казангапов©