Маке — самый преданный фанат "Кайрата". Удивительные истории алматинского клуба
Спросите алматинца, с чем ассоциируется у него родной город, и мы уверены, что в первой десятке тех самых ассоциаций окажется футбольная команда "Кайрат". Что и говорить, в советские времена стадионы буквально штормило от наплыва болельщиков, а имена тех футболистов навсегда остались в умах и сердцах не только алматинцев, но и многих любителей футбола по всему миру. Удивительным героем, к примеру, для нас оказался Маке, он следит за успехами команды вот уже 57 лет! Его лично знают и уважают все кайратовцы, он объездил с ними кучу городов, и даже советы дает, как играть. А недавно "Кайрат" снова порадовал всех своих болельщиков — досрочно стал чемпионом среди казахстанских команд, и это произошло спустя ни много ни мало 16 лет.
Мы решили встретиться с теми, кто тесно связан и с "Кайратом" нынешним, и с "Кайратом" советского времени, чтобы записать их истории, а заодно спросить, что для них значит победа "желто-черных".
Для начала расскажем об одной из легенд "Кайрата". В советское время Куралбека Досжановича знали даже те, кто не интересовался футболом. Перед тем как пойти к нему на интервью, мы ознакомились с десятками статей об именитом вратаре, но красноречивее всего были слова алматинцев, которые, узнав о нашей предстоящей с ним встрече, не сговариваясь, воскликнули: "Ордабаев, да ведь это тот самый, который в чемпионате СССР отразил 15 пенальти!" Речь идет о чемпионате 1973 года, когда было применено новшество: если матч завершался вничью, то пробивалась серия пенальти, вот тогда-то фамилия Ордабаев, благодаря его блестящей игре, и прогремела на весь Советский Союз.
Сам Куралбек Досжанович о том, что он был признан лучшим отечественным вратарем 20-го столетия, в нашей беседе не упоминает, да и о той серии знаменитых пенальти тоже. Что, безусловно, говорит о скромности великого футболиста. Он гостеприимно встречает нас на своей нынешней работе (в данный момент он занимается вопросами массового развития футбола), и пусть уже не в форме вратаря, но при этом, на наш взгляд, по-прежнему в отличной форме физической и все с той же харизмой. Уже потом в разговоре наш герой признается, что он не забывает о спорте ни на минуту и даже на карантине ежедневно вместе с супругой ходил по пять километров.
По царящей здесь атмосфере (а мы находимся в здании Академии ФК "Кайрат") становится понятно: тот, кто работает в этом кабинете, не просто любит футбол, он любит его безгранично. Куралбек Досжанович оказывается настолько интересным рассказчиком, что в какой-то момент мы забываем о времени и добровольно, надо сказать, не без удовольствия окунаемся в прошлое, то самое, когда стадионы собирали десятки тысяч футбольных болельщиков, а очереди в кассе за билетами на матч можно было сравнить разве что с очередями в магазинах с дефицитным товаром.
"Для меня "Кайрат" — это, без преувеличения, вся моя жизнь, - начинает свой рассказ Куралбек Досжанович. - Я приехал в Алматы из Шымкента в 20 лет.
Как сейчас помню, моя первая игра состоялась 18 июля 1971 года. Тот день стал для меня незабываемым еще и потому, что у меня родилась дочь, и эту радостную новость объявили по громкоговорителю. Между тем матч предстоял серьезный, ведь наши соперники, команда "Динамо" (Минск), на тот момент были настоящими звездами.
В то время я был вторым вратарем, и меня выпустили на поле только во втором тайме. Счет на тот момент был уже 3:0, мы проигрывали. Мои ребята подбодрили меня тогда словами: вперед, настало твое время! А я чувствовал себя как в космосе, но после того, как мне дали пас, собрался, и волнение прошло. До сих пор помню, 45 минут для меня пролетели как 4. Результат той игры — ничья, 3:3".
Фото: архив ФК "Кайрат"
После того дебюта у Куралбека Досжановича будет много ярких побед, в том же 1971 году "Кайрат" станет первой советской командой, которая завоюет престижный Кубок Международного спортивного союза железнодорожников, и, конечно, игра для них могла бы быть не столь успешной, не будь у команды столь сильного и амбициозного вратаря. Ведь сам герой не скрывал: он всегда стремился играть и никогда не хотел сидеть на скамейке запасных.
Фото: архив ФК "Кайрат"
Демонстрируя нам памятную атрибутику, Куралбек Досжанович говорит, что всегда понимал: карьера футболиста коротка и нужно знать, куда дальше.
"В такие моменты, — подчеркивает легенда футбола, — важно не сломаться, и главное, чтобы рядом была любимая женщина. Поэтому для меня семья всегда на первом месте"
"В этом году мы с супругой отмечаем 50-летие совместной жизни. А когда только начали встречаться, я часто бывал на сборах (в то время сборы могли длиться больше трех недель), телефонов не было, чартерных рейсов тоже, помните, "Жигули" считалась козырной машиной. Она меня всегда поддерживала. Теперь, бывает, в футболе понимает лучше меня, даже что-то советует (смеется). А вообще, футбол — это игра такая, там пока на поле побегаешь, всю агрессию выплеснешь, домой уже приходишь как шелковый".
- А чем вы сейчас занимаетесь?
- Я никогда не уходил из футбола и за деньгами не бежал, хотя приглашали и в казахстанские, и в московские клубы. Сейчас, помимо других обязанностей, я руковожу движением алматинской команды ветеранов, мы участвуем во всех общественных мероприятиях "Кайрата", ездим по городам, проводим встречи со школьниками. Люблю проводить время на поле с детьми, в эти минуты сам становлюсь как ребенок, могу дать им совет, а в наше время никто нам советы не давал, все делали так, как умели. Вот моему правнуку сейчас 4 года, а он уже интересуется футболом, мы ему все разрешаем, пусть сам выбирает, что ему нравится.
- Какие эмоции испытали, когда "Кайрат" в этом году стал чемпионом?
- Я очень переживал, атмосфера у нас в офисе зависит от игры "Кайрата". Когда они проигрывают, настроения нет вообще. Потом успокаиваешься и ждешь лучший результат. В этот раз они стали победителями досрочно, такого раньше не было, обычно до последнего играли.
Фото: Аян Несипбеков
Со следующим нашим героем встречаемся возле Центрального стадиона. Его голос знает каждый, кто хоть раз посетил футбольный матч кайратовцев в Алматы. Именно здесь, на стадионе, Беркут Бекмаганбетов работает диктором вот уже 35 лет, он объявляет составы команд, замены и имена футболистов, забивающих голы. Интервью с ним мы записываем в преддверии юбилея, Беркуту Мажитовичу исполняется 70 лет. Но, несмотря на предпраздничные хлопоты, он находит для нас время. Мы гуляем вокруг стадиона, а наш собеседник рассказывает потрясающие истории, и как же хочется отметить, что у него великолепное чувство юмора.
- Беркут Мажитович, вы помните матч с участием "Кайрата", когда на стадионе негде было яблоку упасть?
- Конечно! В советское время особенный интерес у болельщиков вызывали матчи между "Кайратом" и ташкентским "Пахтакором". А еще помню, зрелищные игры были с "Динамо" (Минск) и "Динамо" (Тбилиси).
- А какой был ваш первый рабочий день?
- Когда я только приступил к работе, то был далек от футбола, больше волейбол предпочитал, хотя и болел за "Кайрат". Но тогда я подумал, если я могу вести парады, которые длились по три-четыре часа, то почему я не смогу выдержать два часа матча, и согласился. Правда, был страх, ведь мы, дикторы, привыкли: вот микрофон, студия, людей нет. А тут огромная аудитория слушает тебя и знает о футболистах даже больше, чем их тренер. Конечно, я боялся, что могу сказать что-то неправильно. К тому же в те годы импровизации были запрещены, читать нужно было слово в слово. Однако в тот раз все обошлось, помню, что "Кайрат" играл с "Шахтером".
"А потом, — продолжает Беркут Мажитович, — как-то поменялся гимн, и случился казус. Новую версию уже утвердил мажилис, но у звуковиков ее пока не было.
Тогда я взял микрофон и начал петь гимн сам, а стадион подхватил. И так продолжалось три-четыре игры. После этого случая связь с болельщиками была установлена, и они перестали ко мне придираться.
Но раньше бывало так: идет снег или дождь, футболист падает, и цифры его не видно, а я, по мнению зрителей, должен в эту же секунду сказать, кто забил, и они, бывало, даже заходили в дикторскую, спрашивали. А ведь по правилам я могу это сделать только после того, как фамилию футболиста назовет судья.
Еще помню курьезный случай, как-то во время матча я забыл выключить микрофон. Время было уже позднее, шел второй тайм, тогда "Кайрат" с командой из Тараза играл. Мне позвонил мой знакомый, который как раз ехал из Тараза, он поинтересовался, какой счет, а потом пригласил меня на бешпармак, сказал, что его жена приготовила.
А я ему отвечаю: "О, казы-карта, наша сноха так вкусно готовит казы, жир и мясо, тесто какое, картошка какая, прям желтая-желтая от жира". На этих словах в дикторскую забегает помощник и говорит: "Беркут Мажитович, вы это на весь стадион говорите, а люди, между прочим, на матч пришли голодные, и у всех уже слюни текут от ваших казы".
То, что "Кайрат" победил через столько лет, это большой труд, и жаль, что я не смог в этот раз сказать: "Кайрат" — чемпион!" — сетует Беркут Мажитович, — из-за пандемии игры проводились без зрителей, и официально я пока в отпуске, но надеюсь, что в следующем году матчи возобновятся в прежнем формате".
Еще один наш герой - Маке (именно так он просит себя называть) — один из самых преданных болельщиков "Кайрата", за команду болеет с 1963 года. За это время, как он сам признается, игры с участием любимой команды мог пропустить только по очень серьезной причине: либо по болезни, либо по семейным обстоятельствам. А впервые на стадион попал в семь лет, пришел туда с братом, ведь тогда у детворы улица и мяч были чуть ли не единственным развлечением.
Фото: Мергияс Таиров
На встречу с нами он принес двусторонние флаги, которые шьет сам, и видно, что вкладывает в труд всю свою душу.
Маке затруднился сказать, сколько уже матчей посетил, их было слишком много. Но помнит тот, который больше всех его впечатлил, — это "Кайрат" - "Динамо" (Тбилиси). В те времена, вспоминает наш герой, стадионы собирали большую аудиторию, пойти хотели все, и купить билеты было не так-то просто, но, бывало, их раздавали по предприятиям. "У нас на суконном комбинате был такой профком Женя, он доставал билеты, мы дружно садились в автобус и ехали. Помню, на кайратовских играх я видел легендарных Льва Яшина, Эдуарда Стрельцова, Игоря Численко.
Тот футбол был какой-то зрелищный, чувствовалось, что футболисты играли от души, от сердца, за идею. Зарплату в те времена они получали на фабриках, заводах, где работали. А сейчас такого нет, сейчас им платит зарплату клуб, они играют за деньги. В этом-то и заключается разница между старой и новой школой".
- Как вы поддерживаете любимую команду?
- Мы часто сопровождали ребят в поездках. Мы — это старая школа болельщиков "Кайрата", нас там 19 человек, возраст у всех разный, от 35 до 65 лет. К примеру, ездили на двух-трех машинах в Тараз, Шымкент, Талдыкорган, с шарфами, флагами, все как положено. А самые яркие матчи, помню, были с "Астаной". Если повезет, то в следующем году поедем с ними за границу.
- А драки у вас бывают?
- У нас не было. Но есть молодежь из "Ультрас", она, бывает, ведет себя агрессивно с болельщиками других команд, лезут в драки, не признают спортивных законов, хотят драйва.
"Чемпионство "Кайрата" мы отметили весело, было много выпито напитков. А вообще, встречи с футболистами у нас проходят регулярно, — говорит Маке, — разве что в этом году не было. Встречаемся либо в баре, либо на базе, задаем вопросы, я советы даю им после игр и похвалю обязательно. А еще даю им прозвища, например, Гулжигита Алыкулова называю Жигой".
- А дарите что-нибудь футболистам?
- Мы им яблоки иногда приносим. А еще речевки для них сочиняем.
Из цензурных вот, например: "Эй, "Кайрат", давай забей, забей, забей!"
Потом есть: "Атомная бомба? Нет! Водородная бомба? Нет! Футбольный клуб "Астана"? Нет! Футбольный клуб "Спартак"? Нет! Трехкратный чемпион Казахстана? Обладатель Международного кубка железнодорожников? Наш всемогущий футбольный клуб "Кайрат"!"
Мы решили поздравить команду "Кайрат" лично и заглянули к ним на базу в селе Бесагаш. Поскольку игры уже закончились, многие ребята стали разъезжаться по домам. К примеру, Вагнер Лав улетел в Бразилию. Тем не менее медиаофицер Аян Несипбеков любезно позволил нам заглянуть, так сказать, за кулисы и посмотреть, где проводят все свое время кайратовцы. Перед главным корпусом мы заметили так называемую аллею со слепками ног футболистов - ветеранов "Кайрата".
Уже внутри корпуса рассматриваем главные награды, флаги, памятные футболки, архивные фотографии — в них читается вся история "Кайрата".
На это фото мы обратили особое внимание. Полные стадионы, восторженные фанаты и, конечно, автографы героев тех лет.
Видим и тот самый Кубок Международного спортивного союза железнодорожников, о котором мы упоминали ранее.
А вот и она, долгожданная чемпионская "тарелка".
Удалось нам пообщаться и с главным тренером команды Алексеем Шпилевским. Сейчас ему 32, и он стал самым молодым тренером - чемпионом Казахстана.
"Не все, наверное, знают, — говорит Алексей, — что мой отец играл за минское "Динамо" при Эдуарде Малофееве в чемпионате СССР, а "Кайрат" в то время тоже в нем участвовал. И когда мне предложили должность тренера в этой команде и мне нужно было определиться, то, конечно, мой отец был очень этому рад, он мне рассказал, какой это клуб, всю его историю, я это очень ценю и горд здесь находиться. А чемпионство — это только начало нашей работы, сейчас эмоции прошли, расслабляться некогда, мы ставим новые цели".
Текст: Анастасия Солнцева, Фото: Алихан Сариев