1. Главная
  2. Посмотри
Реклама
Реклама

"Мотаня" - главная достопримечательность Степногорска

Каждый год в казахстанский город Степногорск приезжают фанаты железных дорог, чтобы восхититься местными электричками. Особенно ценители в восторге

Фото Турар Казангапов © Снято на Nikon D500

Каждый год в казахстанский город Степногорск приезжают фанаты железных дорог, чтобы восхититься местными электричками. Особенно ценители в восторге от поезда ЭР-22, который они считают легендой. Эти машины построены в 60-х годах прошлого века и, по некоторым данным, город Степногорск - единственное место в мире, где их до сих пор используют в качестве транспорта. Местные жители к тому, что они едут на работу на музейном экспонате, относятся спокойно. Впрочем, между собой они этот транспорт не называют электричкой, а используют другое слово - мотаня. Репортаж Рената Ташкинбаева и Турара Казангапова.

В Степногорск невозможно добраться на пассажирском поезде, но зато в самом городе есть своя локальная железная дорога.

Курсируют здесь пригородные электрички, которые, по сути, являются популярным городским транспортом.

Как и в советское время, эти поезда возят людей на завод и обратно. Все главные производства Степногорска находятся за городом.

На этом снимке здание железнодорожного вокзала. Оно маленькое и, по всей видимости, по назначению не используется.

Здание вокзала справа.

Непосвященный человек вряд ли найдет что-то необычное в этой электричке, но именно благодаря этому поезду ЭР-22 в город приезжают туристы из России. 

Раннее утро. На станцию Степногорска прибывает электропоезд.

"Девочки старые, 1964-1968 годов. Их красят, но они все равно облазят, - говорит машинист Ильдар Махиянов и тут же уточняет. - Имею в виду электрички. Мы их девочками называем любя. А то капризные, как любая машина. Бывает, обидится и может за день несколько раз сломаться".

Ильдар работает машинистом уже почти 17 лет. Рассказывает, что очень часто электричками интересуются заезжие гости. Он рассказывает, что есть те, кто предпочитает поездку в Степногорск, нежели путевку на черноморский курорт.

"Они у нас последние остались, в России эти поезда в музее стоят, они даже нерабочие. В этом сезоне вы первые пока. А так постоянно приезжают из России, кого только не было. Даже приезжают те, кто работал на этих электричках, когда они еще были в Москве, в Ленинграде", - рассказывает наш собеседник.

Эти электрички действительно использовались в Москве до 1996 года. Позже какое-то время в России их продолжали эксплуатировать на участке Минеральные Воды - Кисловодск. Но после 1999 года ЭР-22 остались только в Казахстане.

Всего здесь ходят пять поездов. Один из них поочередно находится в депо на техническом обслуживании.

На тематических сайтах, посвященных поездам, ценители с благоговеньем перечисляют особенности этого поезда: "ЭР-22 - первый советский крупносерийный электропоезд с рекуперативно-реостатным торможением. Рекуперативное торможение позволяет возвращать часть электроэнергии в контактную сеть".

"Каково это ездить на музейном экспонате?" - интересуемся мы у Ильдара.

"Очень обалденные ощущения. Это как лимузин. Вообще непередаваемо, такая мощь ощущается. Это надо попробовать ощутить", - воодушевленно говорит он.

"Электропоезд ЭР-22 имеет яркий и запоминающийся внешний вид. Он резко отличается от более привычных электропоездов серии ЭР-1, ЭР-2 и других. Необычная особенность электропоездов ЭР-22 - три пары дверей в каждом вагоне. Двери расположены у торцов вагона и в центре вагона. В других советских электропоездах двери расположены только у торцов вагона", - также отмечают ценители.

Фото Турар Казангапов©

На улице едва светает, а на первую электричку до промышленных предприятий уже стягиваются пассажиры.

Впрочем, местные не называют поезда электричкой, а предпочитают использовать необычное слово - "мотаня" (от слова - мотаться).

Время в поездке нередко коротают за игрой в карты.

Стоимость разового проезда - 100 тенге. Взамен денег кондуктор дает сразу два билета номиналом 10 и 90 тенге.

В своих ежедневных поездках на электричке местные жители не видят ничего необычного. Привыкли.

Доехав до своей станции, люди дружным потоком идут на завод.

Фото Турар Казангапов©

Фото Турар Казангапов©

Эта картина чем-то напоминает советское прошлое.

Станция Степногорска, ориентировочно 1970-е годы. После окончания дневной смены на заводах пассажиры возвращаются в город. Фото с сайта infojd.ru

Запчастей на эти поезда уже не производят. В электродепо есть так называемые "доноры" - машины, с которых и берут все необходимые для ремонта детали.

"В нашей работе главное - это внимательность, нужно постоянно следить за тем, как заходят пассажиры, как перемещаются пешеходы. Профессия такая, что как бы по лезвию ножа ходишь, не дай бог где-то что-то", - делится с нами Ильдар.

Фото Турар Казангапов©

Желающих свести счеты с жизнью на железной дороге машинисты называют суицидниками. "За мою практику их много было", - говорит машинист.

"Удается спасти их?" - интересуемся мы.

"Там уже как успеешь остановиться. Принимаешь все меры. Хорошо, если их видно издалека. Но бывает же, что выскакивают из укрытия и ложатся. Тут уже принимаешь экстренное торможение, а агрегат-то большой", - говорит наш собеседник.

На вопросы о ЧП, Ильдар отвечает осторожно. "Немножко тут поработаешь, становишься суеверным, чтобы как бы лишнего не сказать", - говорит он. Но много в его практике было и смешного.

"Вообще я не считаю, что у нас сильно отсталая дорога. У нас полуавтоматическая, автоматическая блокировка действует, все сигнализации есть, путейские службы - все полностью как на настоящей железной дороге. Все тоже самое. Разве что зарплата совсем другая, ну это так", - скромного говорит машинист.

"Вот одна история. Как-то мужчина ночью пришел, сел в вагон. Я к нему подошел, говорю: "Вам куда?" Он удивленно: "На завод". Я говорю: "Вы на время смотрели, ночь же?" Он посмотрел на часы, встал и пошел домой. С бодуна мужик был", - рассказывает Ильдар.

Фото Турар Казангапов © Снято на Nikon D500

Фото Турар Казангапов©

Фото Турар Казангапов

Местные жители привыкли к мотане. Говорят, вот бы  продлили электричку до Астаны - так ей бы цены не было.

Проезжая на электричке мимо промышленных объектов, мы заметили необычное свечение. В голове сразу всплыли страшилки про степногорское урановое производство и про разработку бактериологического оружия, которая велась в этих краях когда-то.

Но все оказалось просто. Это современные теплицы, где выращивают овощи и салаты. Фото Турар Казангапов. Снято на Nikon D500

Фото Турар Казангапов©

А это уже наши дни. Вид из окна электрички.

Реклама
Реклама

В Степногорск невозможно добраться на пассажирском поезде, но зато в самом городе есть своя локальная железная дорога.

Курсируют здесь пригородные электрички, которые, по сути, являются популярным городским транспортом.

Как и в советское время, эти поезда возят людей на завод и обратно. Все главные производства Степногорска находятся за городом.

Фото Турар Казангапов

На этом снимке здание железнодорожного вокзала. Оно маленькое и, по всей видимости, по назначению не используется.

Здание вокзала справа.

Раннее утро. На станцию Степногорска прибывает электропоезд.

Непосвященный человек вряд ли найдет что-то необычное в этой электричке, но именно благодаря этому поезду ЭР-22 в город приезжают туристы из России. 

"Девочки старые, 1964-1968 годов. Их красят, но они все равно облазят, - говорит машинист Ильдар Махиянов и тут же уточняет. - Имею в виду электрички. Мы их девочками называем любя. А то капризные, как любая машина. Бывает, обидится и может за день несколько раз сломаться".

Ильдар работает машинистом уже почти 17 лет. Рассказывает, что очень часто электричками интересуются заезжие гости. Он рассказывает, что есть те, кто предпочитает поездку в Степногорск, нежели путевку на черноморский курорт.

"Они у нас последние остались, в России эти поезда в музее стоят, они даже нерабочие. В этом сезоне вы первые пока. А так постоянно приезжают из России, кого только не было. Даже приезжают те, кто работал на этих электричках, когда они еще были в Москве, в Ленинграде", - рассказывает наш собеседник.

Эти электрички действительно использовались в Москве до 1996 года. Позже какое-то время в России их продолжали эксплуатировать на участке Минеральные Воды - Кисловодск. Но после 1999 года ЭР-22 остались только в Казахстане.

На тематических сайтах, посвященных поездам, ценители с благоговеньем перечисляют особенности этого поезда: "ЭР-22 - первый советский крупносерийный электропоезд с рекуперативно-реостатным торможением. Рекуперативное торможение позволяет возвращать часть электроэнергии в контактную сеть".

"Электропоезд ЭР-22 имеет яркий и запоминающийся внешний вид. Он резко отличается от более привычных электропоездов серии ЭР-1, ЭР-2 и других. Необычная особенность электропоездов ЭР-22 - три пары дверей в каждом вагоне. Двери расположены у торцов вагона и в центре вагона. В других советских электропоездах двери расположены только у торцов вагона", - также отмечают ценители.

Фото Турар Казангапов©

"Каково это ездить на музейном экспонате?" - интересуемся мы у Ильдара.

"Очень обалденные ощущения. Это как лимузин. Вообще непередаваемо, такая мощь ощущается. Это надо попробовать ощутить", - воодушевленно говорит он.

Фото Турар Казангапов©

На улице едва светает, а на первую электричку до промышленных предприятий уже стягиваются пассажиры.

Впрочем, местные не называют поезда электричкой, а предпочитают использовать необычное слово - "мотаня" (от слова - мотаться).

Фото Турар Казангапов©

Время в поездке нередко коротают за игрой в карты.

Стоимость разового проезда - 100 тенге. Взамен денег кондуктор дает сразу два билета номиналом 10 и 90 тенге.

В своих ежедневных поездках на электричке местные жители не видят ничего необычного. Привыкли.

Фото Турар Казангапов©

Доехав до своей станции, люди дружным потоком идут на завод.

Фото Турар Казангапов©

Фото Турар Казангапов©

Эта картина чем-то напоминает советское прошлое.

Станция Степногорска, ориентировочно 1970-е годы. После окончания дневной смены на заводах пассажиры возвращаются в город. Фото с сайта infojd.ru

А это уже наши дни. Вид из окна электрички.

Всего здесь ходят пять поездов. Один из них поочередно находится в депо на техническом обслуживании.

Запчастей на эти поезда уже не производят. В электродепо есть так называемые "доноры" - машины, с которых и берут все необходимые для ремонта детали.

"В нашей работе главное - это внимательность, нужно постоянно следить за тем, как заходят пассажиры, как перемещаются пешеходы. Профессия такая, что как бы по лезвию ножа ходишь, не дай бог где-то что-то", - делится с нами Ильдар.

Желающих свести счеты с жизнью на железной дороге машинисты называют суицидниками. "За мою практику их много было", - говорит машинист.

"Удается спасти их?" - интересуемся мы.

"Там уже как успеешь остановиться. Принимаешь все меры. Хорошо, если их видно издалека. Но бывает же, что выскакивают из укрытия и ложатся. Тут уже принимаешь экстренное торможение, а агрегат-то большой", - говорит наш собеседник.

На вопросы о ЧП, Ильдар отвечает осторожно. "Немножко тут поработаешь, становишься суеверным, чтобы как бы лишнего не сказать", - говорит он. Но много в его практике было и смешного.

"Вот одна история. Как-то мужчина ночью пришел, сел в вагон. Я к нему подошел, говорю: "Вам куда?" Он удивленно: "На завод". Я говорю: "Вы на время смотрели, ночь же?" Он посмотрел на часы, встал и пошел домой. С бодуна мужик был", - рассказывает Ильдар.

"Вообще я не считаю, что у нас сильно отсталая дорога. У нас полуавтоматическая, автоматическая блокировка действует, все сигнализации есть, путейские службы - все полностью как на настоящей железной дороге. Все тоже самое. Разве что зарплата совсем другая, ну это так", - скромного говорит машинист.

Местные жители привыкли к мотане. Говорят, вот бы  продлили электричку до Астаны - так ей бы цены не было.

Проезжая на электричке мимо промышленных объектов, мы заметили необычное свечение. В голове сразу всплыли страшилки про степногорское урановое производство и про разработку бактериологического оружия, которая велась в этих краях когда-то.

Но все оказалось просто. Это современные теплицы, где выращивают овощи и салаты. Фото Турар Казангапов. Снято на Nikon D500