17 июля 2018 | 15:10

"Не жалуемся" - казахи из российского села Керей о разнице между жизнью "там" и "здесь"

"Де-ду-шка!" - раздается радостный детский крик на улице Абая в российском селе Керей. Это четырехлетняя Амина встречает своего аташку - местного имама. "Сейчас школу перевели на русский язык, раньше она на казахском была", - поясняет он. Как выяснилось, в этом селе до определенного времени была не только школа с казахским языком обучения, но и детский сад. И, как пишет Википедия, эта ситуация была уникальная для России. "В основном здесь все казахи. 75 дворов - все казахи", - говорит имам. "Более того, в этом селе все друг другу родственники", - отмечает другой местный. "Да, чужих нет, здесь все - брат, сват..." - подтверждает еще одна жительница. Корреспонденты Ренат Ташкинбаев и Турар Казангапов побывали в селе Керей, что в Кулундинском районе Алтайского края Российской Федерации, и почувствовали, что будто бы и не уезжали за пределы РК.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

"Де-ду-шка!" - раздается радостный детский крик на улице Абая в российском селе Керей. Это четырехлетняя Амина встречает своего аташку - местного имама. "Сейчас школу перевели на русский язык, раньше она на казахском была", - поясняет он. Как выяснилось, в этом селе до определенного времени была не только школа с казахским языком обучения, но и детский сад. И, как пишет Википедия, эта ситуация была уникальная для России. "В основном здесь все казахи. 75 дворов - все казахи", - говорит имам. "Более того, в этом селе все друг другу родственники", - отмечает другой местный. "Да, чужих нет, здесь все - брат, сват..." - подтверждает еще одна жительница. Корреспонденты Ренат Ташкинбаев и Турар Казангапов побывали в селе Керей, что в Кулундинском районе Алтайского края Российской Федерации, и почувствовали, что будто бы и не уезжали за пределы РК.

Из райцентра с казахским названием Кулунда в село с не менее казахским названием Керей добираемся на такси. Поездка туда-обратно нам обойдется в 1 000 рублей (около 5 500 тенге), или, как говорят местные, в рубль.

 

На российских сайтах этот населенный пункт называют Кирей, а еще встречается название - Каракуль (в честь одноименного местного озера). Но сами керейцы последнее название считают неправильным.

Первое, на что обращаем внимание при въезде в село, - надпись "Добро пожаловать" на казахском - "Қош келдіңіздер", а также указатель "Улица Абая".

"Это улица Абая, там есть еще Амангельды и Молодежная", - поясняют местные.

Керейцы между собой и с нами говорят на казахском языке. Да и вообще, находясь здесь, нет ощущения, что ты в России. Разве что автомобильные номера напоминают об этом.

"Живем хорошо. Вот, на зиму мясом запаслись. Народ в основном занимается хозяйством. Коров держим. Кто-то в садике работает. Вот так живем, не жалуемся. Сол..." - говорит жительница села.

Местные часто ездят за границу - в Щербактинский район Павлодарской области, у многих там родственники.

"Первого июня в Щербакты (сейчас Шарбакты) ездили, детей возили на День защиты детей, концерт смотрели, обедали, подарки дали нам, все понравилось", - говорит Салима (на верхнем фото - вторая слева). Она татарка, но свободно говорит на казахском.

"Вот видите, с внуком на русском только разговариваем, он понимает казахский, но говорит на нем с акцентом. Раньше школа и садик были с казахским языком, сейчас только на русском обучение. Но мы все равно все национальные традиции соблюдаем", - отмечает Салима.

"На протяжении 90 лет все предметы в этой школе преподавались на казахском языке, - говорит бывший директор керейской школы, а ныне глава местной национально-культурной автономии казахов Нургайша Баринова. - Наша школа была по-своему уникальной, каким-то образом она в таком режиме проработала, хотя в селе всего 80 домов было со дня основания".

"Потом все изменилось в связи с российским законом об образовании. До 2013 года мы были еще казахской школой, но спустя какое-то время уроки казахского языка и литературы оставались лишь как компонент. А с прошлого года в школе не изучают казахский язык. Теперь ведется обучение только на русском. Но, тем не менее, мы имеем возможность проводить национальные кружки внеурочно", - рассказывает она. Сейчас в местной школе 31 ученик.

По словам Нургайши Гайсаевны, вместе с казахской школой в селе Керей действовал и единственный во всей России детский сад на казахском языке "Балдырған", но и его сейчас перевели на русский.

"Мы детей обучаем на русском языке, но в основном разговариваем на своем и в деревне, и в семье, и в школе. Сейчас в этом регионе России село Керей осталось единственным населенным пунктом, где проживают чисто казахи и никто из низ них никуда не уезжает, село развивается. Сейчас у нас живут немного татар, но в основном все - казахи. Больше десяти лет назад создали свою местную национально-культурную автономию казахов "Болашак", чтобы сохранить язык, традиции и обычаи", - рассказала Баринова.

"Дедушка, меня подожди", - говорит четырехлетняя Амина, обращаясь к местному имаму Жумату Исабекову.

 

Жумат Салимович в разные годы работал здесь и трактористом, и комбайнером, и бригадиром полеводства. Имамом стал, выйдя на пенсию.

Примечательно, что в этом селе мечеть есть, но ее нет в районном центре - Кулунде. Во всяком случае в этом уверяет Жумат Салимович. "Землю дали, место есть, все есть, но ФСБ пока не подписывает, говорят, пограничная зона, подождите. То есть в Кулунде как таковой мечети пока нет, но есть место, чтобы читать намаз, зал поменьше этого", - отмечает он.

Исабеков рассказал, что в последнее время Федеральная служба безопасности достаточно часто обращается к нему по поводу мечети в селе Керей в контексте профилактики терроризма. "В связи со всякими терактами они очень опасаются, интересуются, во сколько и до скольких у нас намаз, кто приезжает. Я каждый раз с ними беседую, говорю, что у нас все под контролем, не волнуйтесь, я полностью за это отвечаю", - говорит имам.

До Исабекова служителем в этой мечети был другой человек. Но с ним произошла неприятная история, о которой Жумат Салимович предпочитает не говорить в деталях. "Парень, который здесь работал, неправильно повел себя, мне не хочется про него говорить", - сказал имам. Но позже из общения с ним стало ясно, что эта история как-то связана с алкоголем.

Содержать мечеть в селе Керей Жумату Салимовичу приходится своими силами и на средства спонсоров. "Планируем здесь ремонт сделать, уже спонсоров нашли - в Кулунде нам обычно помогают финансами люди разных национальностей, среди них есть таджик, татарин и узбек". Правда, сам Исабеков говорит, что хотел бы уже с себя сложить полномочия имама в связи с возрастом. "Подавал заявление, чтобы освободили меня от должности, мне уже 78 лет, куда уже дальше работать. Но не отпускают пока", - отмечает он.

Как и у других керейцев, у Исабекова есть родня в соседнем Казахстане. "Мне дети говорят: папка, может, ты в Казахстан переедешь, а я говорю: нет, сын, я этим воздухом уже привык дышать", - рассказывает нам он.

"А так здесь проблем нет, все хорошо, все нормально, люди живут, работа есть. Я никогда не поверю, что у человека работы нет, работа всегда найдется. Просто некоторые молодые люди хотят, чтобы за столом сидеть и по 30-40 тысяч (рублей - прим. автора) получать, как депутат. Но так не бывает же", - рассуждает имам.

Многие опрошенные нами местные на вопрос о разнице между жизнью в России и Казахстане пожимают плечами. Лишь некоторые из них отвечают уверенно. "Жизнь здесь и там, конечно, отличается. Допустим, здесь деревня стоит, а вы в другие места заедите, что там хорошего? Села развалены, дорога убитая. А у нас, мне кажется, нормальная деревня. Я жил два года в Казахстане, было бы там жилье свое - можно было бы, а так, где родился - там пригодился", - говорит наш собеседник, попросивший его не фотографировать.

"Сейчас сарай строим, хозяйство свое завели потихоньку. У нас здесь, в России, государство на второго ребенка деньги дает, на улучшение жилья, материальная помощь, дом можно купить. Материнский капитал по вашим деньгам выходит почти 2,5 миллиона тенге, ребенок рождается, и мать пособие получает до полутора лет", - продолжает он. "И не смотрят, работает ли женщина или не работает - все равно дают по уходу за ребенком", - подтверждает его слова мимо проходящая женщина.

"Никакой разницы нет, - немного подумав, говорит другой местный житель Такежан (на нижнем фото справа) на вопрос об отличии между жизнью в Керее и в селах Павлодарской области. - У нас все братья и родственники живут в Павлодаре, Экибастузе".

"У нас, в России, все равно легче жить. Я в России с 2000 года. Здесь работу можно найти, а в Казахстане большинство деревень без работы сидят, мало кто работает, в России лучше, мне кажется", - отвечает на тот же вопрос Есентай (на нижнем фото крайний справа). Сам он живет в селе Северка, которое находится в другом районе Алтайского края, говорит, у него там свое хозяйство.

Другие члены этой большой дружной семьи тему разницы в жизни "там" и "здесь" комментируют общими словами: "Нормально, не жалуемся". А вот представительница старшего поколения Зейнеп Темиркулова (на верхнем фото вторая слева) признается: "Уже привыкли. Недавно у дочки в Павлодаре была, назад домой уезжала, границу прохожу нашу российскую и уже как-то чувствуется воздух что ли, дышится по-другому все равно. Девочкам все это рассказываю, а они смеются, говорят, ты уже там привыкла. Да, оказывается, бывает так".

Кстати, эту мечеть в свое время построил уроженец села Керей известный архитектор Калдыбай Монтахаев. Этот человек принимал участие в проектировании многих зданий в Алматы и Астане. Например, в столице Казахстана при его участии построены микрорайон Самал, набережная реки Есиль и ряд административных зданий.

Текст: Ренат Ташкинбаев, фото: Турар Казангапов©

Реклама
Реклама
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная