24 февраля 2020 | 08:39

"Немец увидел во сне моего деда и приехал в Казахстан". Близ Алматы есть магическое место

Когда медицина бессильна, людям свойственно обращаться за помощью к тем, кто обладает сакральными знаниями и способен излечить "безнадежных" больных. В XVIII веке таким знахарем был Туктыбай-ата, который лечил людей. Часто к нему обращались женщины, которые не могли забеременеть. Магия, которой обладал целитель, рождалась в музыкальном инструменте - кобызе. Он до сих пор хранится у его потомков. Удивительная история волшебного кобыза звучит как миф или народная байка, но в дом, где жил целитель, люди приезжают до сих пор даже из-за рубежа. Корреспондент Tengrinews.kz посетил потомка легендарного шамана и буквально прикоснулся к истории.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Когда медицина бессильна, людям свойственно обращаться за помощью к тем, кто обладает сакральными знаниями и способен излечить "безнадежных" больных. В XVIII веке таким знахарем был Туктыбай-ата, который лечил людей. Часто к нему обращались женщины, которые не могли забеременеть. Магия, которой обладал целитель, рождалась в музыкальном инструменте - кобызе. Он до сих пор хранится у его потомков. Удивительная история волшебного кобыза звучит как миф или народная байка, но в дом, где жил целитель, люди приезжают до сих пор даже из-за рубежа. Корреспондент Tengrinews.kz посетил потомка легендарного шамана и буквально прикоснулся к истории.

В 50 километрах к западу от Алматы находится село Узынагаш. Если спросить у местных жителей, где тут дом Туктыбая-ата, вам скажут проехать еще немного на запад. Близ села Кызыласкер вы увидите большую полусферу, это мавзолей Туктыбая-ата. И тут же находится дом его потомков.

Справа дом, в котором живут потомки (припаркованное авто принадлежит людям, которые приехали к ним). Купол вдалеке - мавзолей Туктыбая-ата.

Когда мы приехали, то застали интересную картину: группа людей разного пола и возраста стояла скучковавшись у мавзолея на поляне. Они по очереди перекатывались по снегу, а подгоняла их бабушка с камчой. При этом она энергично приговаривала то на казахском, то на русском: "Ал, давай-давай, жаксылап исте! Катись, катись!" Стало понятно, что это некий обряд, возможно, целебный. Только вот никто из участников не захотел рассказать о том, чем они занимаются. А нашего фотографа убедительно попросили не снимать происходящее.

А вот так гости сложили свои головные уборы перед обрядом. Спустя пять минут за ними приехал фургон. Люди уехали, оставив нас в недоумении. Благо в этот момент к нам подошел тот, с кем мы договорились побеседовать, - потомок Туктыбая-ата в пятом поколении Нурлан Алпысбайулы. Он рассказал, что к мавзолею его деда многие приезжают. Кто-то молится и просит благословения, а кто-то проводит такие обряды. Каких только чудес ему не приходилось наблюдать.

"Помню, как-то приехали люди и стали проводить какой-то обряд. Они как будто впали в транс или гипноз и вели себя очень странно. Двое парней настолько глубоко ушли в это состояние, что пробежали несколько сотен метров спиной. Причем они даже не оглядывались, чтобы посмотреть на дорогу. Просто бежали спиной, и все", - рассказывает Нурлан.

Сам Нурлан не целитель. Он хранитель памяти предка и следит за мавзолеем.
(Подробнее о нем чуть ниже)

Мавзолей был построен в 2008 году на деньги мецената и представляет собой большой купол, под которым в кургане захоронен Туктыбай-ата. Судя по следам вокруг насыпи, люди ходят вокруг могилы целителя и, возможно, просят что-то хорошее для себя и своих близких. 

Взглянув вверх, мы увидели, что купол сделан в виде юрты с шаныраком по центру. Здесь наверняка хорошо летом - в тени и прохладе. 

Перед входом в гробницу установлен символ того, чем лечил людей этот сакральный человек, - скульптура того самого кобыза. 

Кстати, тут же перед входом висит табличка с просьбой соблюдать определенные правила. На всякий случай запрет на курение написан и на английском языке. 

Дом, в котором жил целитель, а теперь и его потомки, находится в 30 метрах от мавзолея. Одноэтажное скромное жилище и небольшое хозяйство. 

Внутри небольшой музей - сундук, кобыз в кожаном чехле и картина Туктыбая-ата, написанная неизвестным художником со слов тех, кто помнил знахаря.

"Практически все люди, которые приезжают к нам, говорят, что видели во сне образ моего предка. Однажды у меня гостил один немец. Меня удивило, насколько он чистоплотный и аккуратный человек. Он рассказал, что видел во сне, как мой прадед пришел к нему. Не знаю, как он нашел это место, но он прилетел специально для того, чтобы посетить его могилу", - делится потомок знахаря.

При этом лишь малая часть из тех, кто приезжает на могилу  к знахарю, знают о существовании того самого кобыза. Нурлан хранит его бережнее всего. Семейной реликвии более 300 лет, поэтому потомок опасается, что его могут сломать. Инструмент хранится в сундуке - в свертке поверх чехла из натуральной кожи. Сам инструмент выполнен из цельного куска дерева урючины. 

Небольшое отступление. Большинство из вас наверняка слышали, как звучит кобыз. Но не всем знакома легенда о том, как был создан этот инструмент. По легенде, кобыз сделал Коркыт-ата, великий шаман и сказитель степей. Вот как эту историю описывает писатель и ученый Мухтар Ауэзов:

"Имя Коркыта общеизвестно среди многих тюркских народностей в различной трактовке и в различных вариантах легенды о нем. По казахской же версии, Коркыт – легендарный отец музыки, создатель песни на земле. Легенда рассказывает, что Коркыт, смолоду не могущий примириться со скоротечностью человеческой жизни, решил бороться против неизбежной смерти. Мучимый своими мыслями и гонимый мечтой о бессмертии, Коркыт уходит от людей, но везде и всюду он видит смерть: в лесу – сгнившее и свалившееся дерево говорит ему о своей смерти и о неизбежном конце для самого Коркыта; в степи – ковыль, выгорая под солнцем, говорит ему о том же; даже мощные горы поведали ему об ожидающем их разрушении, неизменно добавляя, что такой же конец ждет и Коркыта. Видя и слыша все это, Коркыт в своих одиноких терзаниях выдолбил из дерева ширгай – первый кобыз, натянул на него струны и заиграл, изливая свои мучительные мысли и чувства. Он вложил всю свою душу в эти мелодии, и чудесные звуки его струн прозвучали на весь мир, дошли до людей, захватили и пленили их. С тех пор мелодии Коркыта и созданный им кобыз пошли странствовать по земле, а имя Коркыта осталось бессмертным в струнах кобыза и в сердцах людей.

"Мысли разных лет". Алма-Ата, 1961 год

А вот как выглядит "шаманский" кобыз Туктыбая-ата - символ плодородия и целительных свойств.

Нурлан очень бережно относится к реликвии, поэтому трогать кобыз он разрешает в исключительных случаях.

Нам удалось разглядеть инструмент детально. 

Время и моль сделали свое дело - струн нет, а обтянутая кожей нижняя часть кобыза заметно потрепана. 
Такой вид придает еще большей загадочности инструменту. Когда держишь его в руках, чувствуешь, что прикоснулся к истории. 

"По рассказам, которые передавались из поколения в поколение, мой прадед помогал людям при помощи этого кобыза. К нему часто приходили женщины, которые не могли забеременеть. Он брал кобыз, играл на нем, впадал в транс. В этом состоянии он не чувствовал жара горящих углей и голыми руками брал их и тушил ртом, и всюду был дым. Это как шаманизм. Этот обряд помог забеременеть и легко родить не одной женщине", - рассказывает потомок.

По легенде, шаманский дар передался сыну, а потом и внуку Туктыбая-ата, который погиб на войне в 41-м. Говорят, спустя какое-то время после его отбытия на фронт кобыз начал издавать звуки и играл три дня. Аксакалы решили, что это знак о том, что потомок целителя погиб. Они принесли в жертву скотину и прочли молитву. Лишь после этого кобыз перестал играть.

Опасаясь атеизма советской идеологии, потомки решили спрятать кобыз в сундуке. Там они хранили его долгие годы. За это время струны кобыза испортила моль, и с тех пор никто на нем не играет. Инструмент передавали на хранение в музей. Несколько мастеров предлагали потомкам целителя наладить струны, но всякий раз они отказывались от этой идеи, ссылаясь на то, что видели во сне предупреждение никогда не трогать и не чинить кобыз.


Тот самый сундук, в котором хранят кобыз

На вопрос, действительно ли этот инструмент обладает сакральным духом, Нурлан Алпысбайулы предложил самим проверить это и приложить руки к кобызу. Скажу честно, в силу профессиональной деятельности приходится все ставить под сомнение, поэтому сложно сказать однозначно, испытал ли я что-то. Да, приблизив ладони к инструменту, чувствуешь тепло. Возможно, в холодной комнате он и впрямь греет.

Нурлан признается, что ему не передались сакральные знания предка, поэтому целителем себя не считает. Но двери его дома всегда открыты для страждущих, им он читает Коран. Говорит, что люди потом признаются, что у них "открылась дорога и дела пошли в гору".

За свои услуги он денег не берет, хоть и является бухгалтером по образованию. Эту профессию он оставил несколько лет назад и полностью посвятил себя религии и хранению семейных ценностей. Возможно, поэтому семья легендарного предка живет довольно скромно. 

Покидая его дом, мы увидели над порогом птичье гнездо. Обитатели дома говорят, что и птицы любят гостить у них. Видно, и их что-то манит к таинственному инструменту, который, по легенде, дарил жизнь.



Текст: Али Аманов. Фото: Алихан Сариев.


Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная