Новый год на работе. Как встречают праздник машинисты и проводники
Новый год - семейный праздник, обычно он проходит в кругу близких - семьи или друзей. У многих казахстанцев сложились традиции и обязательные атрибуты, без которых нельзя встречать наступающий год: нарядная елка, оливье, баурсаки, "Ирония судьбы" и шампанское под бой курантов. Но праздник праздником, а есть такая работа, которую нельзя прервать даже на звонок с поздравлениями.
Говорят, вокзалы видели больше искренних поцелуев, чем ЗАГСы, здесь люди прощаются, порой навсегда, встречают родственников из дальней дороги, а иногда и пассажирам приходится встречать там Новый год. Чтобы помочь им добраться до пункта назначения, сотрудники вокзала и железной дороги работают посменно круглый год 24/7.
Старший дежурный вокзального комплекса Азамат Файзулла - первый, кого встречают ступившие на перрон столичного вокзального комплекса Нурлы жол. Поэтому сначала давайте познакомимся с ним.
Три года назад Азамат Файзулла окончил в Алматы Казахскую академию транспорта и
коммуникаций имени М. Тынышпаева и сразу после этого приехал в Нур-Султан.
"Несмотря на праздничные дни, вокзальный комплекс будет работать без перебоя: увеличили количество поездов и вагонов, вырастет и число пассажиров. К Новому году всегда увеличивается число пассажиров, все хотят отметить праздник с близкими. Некоторые отмечают в поезде. Наши сотрудники вокзала дежурят в новогоднюю ночь, потому что вокзал, несмотря на любой праздник и выходной, должен работать", - рассказал Азамат.
"Мы приложим все усилия, чтобы пассажир добрался до пункта назначения, к своей семье".
Коллектив у Азамата молодой, работают тут и его одногруппники, поэтому они решили сыграть в игру "Тайный Санта" и обменяться небольшими подарками.
Ему повезло, график дежурства выпал не в праздник. Новый год он собирается встречать с девушкой в кругу общих друзей. Домой в родной Жетысай он не поедет, но уже заранее отправил подарки.
"Мы тоже пассажиров поздравляем. Те, кто 31-го дежурит, будут ответственны за вокзал, особенно ночью. В Новый год у нас у всех хорошее настроение", - с улыбкой добавил он.
19-летняя Камила Конырбаева работает проводником 4 месяца. Новый 2020 год она встретит в рейсе, который обычно длится шесть дней.
Привычного праздника у юной девушки не будет, но она не унывает.
"Я недавно устроилась в АО "Пассажирские перевозки". В этот раз будет первый Новый год, который я проведу на работе. Вернемся 2-го числа. Хотелось бы дома, но в этот раз буду на работе. Посмотрим, как будет. Мы с семьей справляем каждый Новый год традиционно", - поделилась девушка.
Камила родом из Кокшетау. Она также выпускница железнодорожного колледжа, сейчас дистанционно продолжает обучение в академии.
Машинист локомотива Мурат Кажибаев работает на железной дороге 16 лет. По его признанию, пять новогодних ночей он провел в рейсе.
"Моя работа заключается в том, что я вожу пассажирские поезда на участках Астана - Есиль, Астана - Экибастуз, Астана - Кокшетау. Единственная работа в Казахстане, где нет женщин, чисто мужской коллектив. Это большая ответственность", - объяснил он.
"На 31-е число не могу сказать, что часто выпадает, но было. Также и в этом году выпадает по графику ехать в новогоднюю ночь. Что новогодняя ночь, что обычные будни, они не отличаются друг от друга. Единственная разница в том, что в новогоднюю ночь настроение у людей, излишняя суета, что, естественно, требует повышенного внимания на работе", - добавил Мурат Кажибаев.
Видно, что работа у машиниста серьезная, с повышенной ответственностью, каждое слово взвешенное, никакой жестикуляции, он лишь изредка добавляет улыбку в конце фразы.
"Задача стоит все та же - обеспечивать безопасность, прибыть из пункта А в пункт Б согласно графику"
По технике безопасности машинистам категорически запрещено использовать мобильную связь во время работы. Поэтому нет возможности обменяться поздравлениями с родными.
"С момента явки до полный сдачи мы отключены. Это уже дело привычное. Мною самим была выбрана эта работа, поэтому не чувствую ущемления в чем-то. Семья уже привыкла к тому, что многие праздники я отсутствую за семейным столом", - продолжил он свой рассказ.
Созвониться с семьей можно только после сдачи смены. Полная смена длится до 24 часов, это в общем, если учитывать время поездки в одну сторону и возвращение.
"Во время работы не получается ни поздравить, ни позвонить, ни обменяться сообщениями. Такое возможно только во время отдыха".
Мурат рассказал, что дома его ждет семья, но особых новогодних традиций у них нет.
"Просто рады, если я нахожусь дома 31-го числа".
В их мужском коллективе не принято обмениваться подарками. Если 31 декабря в 00:00 он находится в пути, то коллеги поздравляют друг друга, озвучивают пожелания, и на этом все.
"Зависит от того, в каком направлении едем, если мы едем в пункт оборота, то там есть дом отдыха, где мы отдыхаем в ожидании следующего поезда - обратного направления. Там имитируется праздничный стол. Обязательно присутствует новогодний атрибут - салат оливье, и за кружкой чая или кофе отмечается праздник. Спиртные напитки абсолютно недопустимы в нашей работе. Ни в будни, ни в праздники".
Большинство сотрудников отметили, что работа в новогоднюю ночь почти ничем не отличается от обычных дней. За исключением большого потока пассажиров.
Дорожный мастер Сагынтай Беркенов пришел на железную дорогу сразу после школы. В его работе таких жестких требований к использованию мобильных телефонов, как у Мурата, нет.
Трудится он в основном руками, может, поэтому он очень немногословный.
"Я работаю с 94-го года на железной дороге. Я начинал монтером пути 2-го разряда на станции Жалтыр. На работе просто поздравляем с Новым годом".
Он добавил, что для него лучше работать 31 декабря в ночь, чем днем 1 января.
"В основном люди гуляют 1-го, а 31-го ждешь, ждешь. Дети есть у меня, два пацана. Одному 6, второму 3 годика. Дома елочку ставим, подарочек под елочку", - поделился Сагынтай Беркенов.
Новый год - один из тех праздников, благодаря которому у многих казахстанцев сохранились теплые детские воспоминания: хруст снега по дороге на утренник в детский сад, хвойный запах новогодней красавицы из леса, разноцветные гирлянды, хлопки салютов и многое другое.
Для того чтобы каждый смог добраться до дома и встретить праздник в кругу семьи, трудятся сотрудники железной дороги по всей республике.