Новый проект "Астана Опера" откроет опера "Шелковая лестница"
Искрометный юмор, задор и изобретательность молодых артистов, виртуозность вокальных и инструментальных партий – это то, что ждет публику "Астана Опера" на премьере оперы "Шелковая лестница" Россини в Камерном театре Piccolo. Спектакль пройдет при поддержке Министерства культуры и спорта РК в рамках Года молодежи 6 и 7 апреля.
Сегодня эта опера ставится достаточно редко в мире, а услышать ее в Центральной Азии практически не представляется возможным. Двадцатилетний Россини всего за три года сочинил пять оперных произведений: "Брачный вексель", "Счастливый обман", "Шелковая лестница", "Случай делает вором" и "Синьор Брускино".
Действие оперы перенесет слушателей в XVIII век. Джулия тайно выйдет замуж за своего возлюбленного Дорвиля, который попадет к своей супруге по шелковой лестнице, сброшенной ею из окна. Опекун Джулии, старый Дормонт, не ведая о замужестве, попытается выдать ее за Бланзака, популярного у женщин друга Дорвиля. Что из этого получится, рассказали артисты и постановщики спектакля.
Дирижер-постановщик Абзал Мухитдинов отметил, что, несмотря на достаточно объемную партитуру, музыкантам она дается легко. "Россини написал эту оперу в самый расцвет молодости, "Шелковая лестница" стала трамплином к его известности. В то время Россини сотрудничал с венецианским театром "Сан-Моизе", который специализировался на постановке фарсов – одноактных комических опер. Вся музыка композитора, молодая и задорная, - это главная отличительная особенность его почерка. В его ранних операх "длинные россиниевские крещендо", выражаясь современным языком, стали брендом, который позже мы услышим практически во всех его в операх, включая "Севильского цирюльника", - пояснил маэстро.
"Сегодня певцы, по-настоящему владеющие техникой колоратурного вокала, являются большой редкостью. А в нашем случае, помимо сопрано, это и баритон, и тенор, и бас, и даже меццо-сопрано! Мы счастливы, что в нашем театре есть артисты, проходившие специальное обучение, а некоторые из них учились именно в Пезаро – городе, где родился сам Россини. Кроме того, режиссер-постановщик спектакля Алла Симонишвили (Италия) – профессор Академии в Озимо. Таким образом, мы получаем россиниевский стиль из первых рук. Также в этой опере очень необычный, с точки зрения сегодняшнего дня, состав оркестра. После опер Пуччини, Вагнера, Чайковского мы привыкли к оркестру, в состав которого входят не меньше 70 человек. Однако в этом спектакле состав достаточно камерный, у Россини в "Шелковой лестнице" немногим больше 20 музыкантов. Нужно отметить, что увертюра к этой опере с самого первого дня начала жить своей собственной концертной жизнью, она исполняется как самостоятельное произведение в рамках симфонических программ многих оркестров мира", - рассказал Абзал Мухитдинов.
Исполнительскому мастерству артистов будет под стать сценическое оформление спектакля. Впервые в мире вниманию публики приготовили декорации и костюмы к спектаклю "Шелковая лестница" в ключе Комедии дель арте, то есть герои оперы будут одеты в наряды известных итальянских персонажей: арлекин, капитан Фракасс, доктор Чума и другие. Сценограф и художник по костюмам Манана Гуниа (Италия) рассказала о своей концепции.
"Действие этой оперы мы переносим в Венецию, а не в Париж, как это было прописано в либретто. "Шелковая лестница" задумана для театра "Сан-Моизе" и должна была открывать венецианский карнавал. Обычно спектакль представляют в эпоху романтизма, ампира или модерна. Наши костюмы сочетают карнавальную стилистику и исторический крой того времени. Мне хотелось передать венецианский дух, который сродни первой идее Россини. Эта постановка не предполагает большого количества костюмов, однако все они очень сложные и по времени изготовления сравнимы с созданием масштабных спектаклей. Самая кропотливая работа была проделана над костюмом Бланзака, он воплощает в себе капитана Фракасса, вес костюма составляет более десяти килограммов. Наряд имеет сложный исторический крой, в котором много карнавальных элементов", - заметила художник-сценограф.
И действительно в пошивочном цехе можно увидеть перья, стразы, галуны, вышивки из бисера, огромные рулоны тканей: бархат, шелк, атлас и многие другие. Пожалуй, помимо перьев, отличительной особенностью этих костюмов стали воротники, которые называются "мельничные жернова" (круглые стоячие воротники со сборкой). При беглом взгляде становится понятно, что каждый костюм вобрал в себя определенные элементы из венецианской архитектуры или в целом содержит итальянский колорит.
"Декорации изображают интерьер и экстерьер венецианского буржуазного дома середины XVIII века. Экстерьерная часть передает дух узких улочек. На красочных видеопроекциях будет показана проекция воды. Декорации очень мобильные, они собираются и разбираются как мозаика. При трансформации станет понятно, что с одной стороны изображен интерьер, с другой стороны – экстерьер. Таким образом, они напоминают раскладные книги с 3D-рисунками. В течение оперы элементы декораций будут разнообразными, чтобы публике не пришлось скучать. И костюмы, и декорации изготавливаются в театре "Астана Опера" на очень высоком уровне", - заключила Манана Гуниа.
Кипит работа и в бутафорском цехе. Уже готовые карнавальные маски с удовольствием примеряют мастера, они проверяют, удобно ли будет артистам. Женские маски получились изящными и утонченными, а мужские имеют более крупные формы. Мастера отмечают, что атмосфера Венеции XVIII века витает в воздухе. Работа над реквизитом шла с такими материалами, как дерево, ткани, кроме того, использовалась технология папье-маше. Орнаменты и узоры были выполнены при помощи ворблы, а затем на изготовленные предметы наносилась ручная роспись, которая выполнена в золотых, красных, белых и черных цветах. От мастеров требовались профессионализм, точность и аккуратность.
Артисты провели немало репетиций и с дирижером, и с режиссером, а сейчас уже остается расставить последние штрихи на сцене Камерного зала.
"Моя героиня – замечательная девушка, она наделена всеми прелестями женского характера - большим обаянием, красотой, кокетством, любовью к сюрпризам и шуткам. Всю легкость, грациозность и веселый нрав Джулии композитор отобразил в ее вокальной партии. Она технически сложна, изящна, насыщенна музыкальными мелизмами и виртуозными пассажами, характерными для оперы барокко. Партия очень сложная, требует определенной подготовки. В Европе есть специальные певцы, которые поют только оперы Россини, обычным певцам сложно справиться с этой партией. Образ моей героини определяет и сценический костюм, сшитый в стиле той же эпохи. Он меняет свободные движения современной женщины на изящные манеры дамы барочной эпохи. Эта опера легкая, позитивная, в ней нет драматического финала, нет гибели героев. В ней исполняются мечты девушек всех эпох и всех стран – героини выходят замуж, и все счастливы", - рассказала заслуженная артистка Казахстана Жаннат Бактай.
Заслуженный деятель Казахстана Жан Тапин, исполнитель Дорвиля, рад попробовать себя в новой партии.
"Я с большим удовольствием участвую в этом замечательном проекте. "Шелковая лестница" - это премьера на всей территории Азии, и мы должны гордиться, что именно "Астана Опера" впервые исполнит этот спектакль. Я нахожусь на новом творческом подъеме, хочется подключить все свои артистические резервы, посмотреть на себя с другой стороны. Дорвиль – это очень светлый образ. С технической, вокальной и актерской точки зрения – сложнейшая партия. Очень легко создавать образ, когда перед глазами есть эталонное исполнение, на нас лежит колоссальная ответственность – дать свою интерпретацию нашим героям и сделать это очень тонко, со вкусом. Музыка Россини стала предвестником многих танцевальных стилей, наверное, поэтому на сцене нам приходится почти танцевать", - шутит Жан Тапин.
Согласен со своим коллегой и заслуженный деятель Казахстана, лауреат Государственной премии Казахстана Сундет Байгожин.
"Опера очень сложная, оказалось, что партия Джермано вокально сложнее, чем Фигаро из оперы "Севильский цирюльник" Россини. С актерской точки зрения эта роль не менее насыщенная, мне предстоит воплотить образ слуги, на который ложится основная нагрузка. Интересный сюжет и прекрасная музыка делают эту оперу яркой и запоминающейся. Репетиции проходят весело, мне очень нравится работать с режиссером-постановщиком Симонишвили, которая, помимо режиссерской работы, дает нам вокальные консультации. Для всех нас большая честь открывать такой интересный проект – Камерный театр Piccolo", - подчеркнул Сундет Байгожин.
Евгению Чайникову – исполнителю партии Бланзака – предстоит выступать в самом сложном костюме из этой постановки.
"Костюм Бланзака очень сложный: он украшен перьями, витиеватыми вышивками, образ дополняет великолепный камзол. К этому наряду необходимо привыкнуть, а в определенном моменте меня раздевают, и чтобы все получилось слаженно, тоже требуется множество репетиций. Эту оперу я советую посмотреть всем, потому что в ней привлекает и содержание, и выдающаяся музыка Россини, комический сюжет и объем – "Шелковая лестница" длится немногим больше часа. Отмечу, что для начинающих певцов это очень полезная опера, она является своего рода вокальной базой. И если артист сможет овладеть техникой россиниевского пения, то остальные гранд оперы тоже станут по силам. Уверен, что спектакль найдет самые теплые отклики у публики, мы приглашаем всех посетить нашу премьеру", - поделился Евгений Чайников.
Главные партии в спектакле исполнят: Дормонт – Рамзат Балакишиев и Руслан Совет, Джулия - заслуженная артистка Казахстана Жаннат Бактай, заслуженный деятель Казахстана Салтанат Ахметова, заслуженная артистка Башкортостана Альфия Каримова и кавалер ордена "Курмет" Айзада Капонова. Лючилла – Салтанат Муратбекова, Малика Минизини. Дорвиль – заслуженный деятель Казахстана Жан Тапин, Дамир Садуахасов. Джермано – заслуженные деятели Казахстана Сундет Байгожин и Азамат Желтыргузов, Бланзак – Евгений Чайников и Ержан Саипов.
Режиссер-постановщик – Алла Симонишвили (Италия), дирижер-постановщик – заслуженный деятель Казахстана Абзал Мухитдинов, сценограф и художник по костюмам – Манана Гуниа (Италия), технический директор проекта – Виктор Караре, координатор проекта – Маржан Жакенова, ассистенты художника по костюмам – Жанар Моминова и Айжан Хамзина.
До премьеры остаются считаные дни. Публика может быть уверена, что загадки непременно будут разгаданы, тайны раскрыты, а юмор, веселье и хорошее настроение станут обязательными атрибутами этого спектакля.