17 июня 2021 | 08:30

Жизнь под стук колес. Как любить свою работу в ауле и не стремиться уехать

В тихом ауле Отар есть место, где жизнь не утихает ни на минуту. Это железнодорожная станция с одноименным названием, которая хранит много историй. Сюда люди приезжают, чтобы остаться навсегда: они создают семьи, их дети подрастают и тоже влюбляются в железную дорогу. Половину романов можно написать именно отсюда. Станция была открыта еще в начале 30-х годов прошлого столетия, при строительстве Турксиба. Относится она к Алматинскому отделению, но находится на территории Жамбылской области. Через Отар проходят поезда из Алматы, Тараза, Шу. В сутки здесь обслуживают до 60 грузовых и 30 пассажирских составов. Корреспонденты Tengrinews.kz провели один день на железной дороге и спросили у местных, каково это - жить под стук колес. 

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

В тихом ауле Отар есть место, где жизнь не утихает ни на минуту. Это железнодорожная станция с одноименным названием, которая хранит много историй. Сюда люди приезжают, чтобы остаться навсегда: они создают семьи, их дети подрастают и тоже влюбляются в железную дорогу. Половину романов можно написать именно отсюда. Станция была открыта еще в начале 30-х годов прошлого столетия, при строительстве Турксиба. Относится она к Алматинскому отделению, но находится на территории Жамбылской области. Через Отар проходят поезда из Алматы, Тараза, Шу. В сутки здесь обслуживают до 60 грузовых и 30 пассажирских составов. Корреспонденты Tengrinews.kz провели один день на железной дороге и спросили у местных, каково это - жить под стук колес. 

"Внимание! На второй путь прибывает пассажирский поезд Кызылорда - Семей". После этого объявления на станции все начинает как-то молниеносно оживать. Продавщицы, за пять минут до этого стоявшие со скучающим видом, начинают суетиться, каждая хватает свою тележку и торопливо бежит к перрону. На станции поезд будет стоять недолго, а это значит, что у них есть всего несколько минут на то, чтобы найти своего покупателя. 

В тележках - соки, лапша быстрого приготовления, пирожки, а еще одежда. Узнав, что мы журналисты, женщины боязливо отворачиваются и говорить отказываются, но с одной из них на подходе к поезду мы все же поговорили. 

"Раньше тех, кто торговал, больше было. Из разных поселков приезжали, манты, пирожки, всякую всячину готовили. А сейчас нас мало осталось. Подходим только к тому времени, когда должен прийти поезд. Для нас это основной заработок. Пассажиры берут, но многие бегут в магазин, доверие небольшое к нам". 

На вопрос, сколько в день они зарабатывают, собеседница затруднилась ответить. Но, как мы видим, в основном в такую жару хорошо идут напитки. 

Дежурная по вокзалу Нуржайна первая встречает поезд, а в руках у нее такой приветственный жезл.

Она же и провожает состав. "Если есть какая-то проблема в поезде, - говорит Нуржайна, - то проводники при отправлении красный флажок поднимут, а если все нормально, то желтый будут держать". 

Очередной поезд прибудет только через два часа. И на какой-то момент, кажется, здесь все замирает. Пассажиры исчезают, продавцы грустно разбредаются до следующего раза, а на маленьком и уютном вокзале воцаряется тишина. 

"Вы журналисты?" - минутное молчание на платформе прерывает бодрый голос откуда-то сверху. Знакомимся, это машинист Руслан. Его рабочее место не для посторонних, но для нас он делает исключение. 

"Я около года работаю машинистом, а до этого два года был его помощником. Из сложного - только то, что мы получаем электромагнитное излучение. Машинист должен быть всегда бдительным, четко выполнять свои функции.

Было такое, что стадо овец внезапно вышло на рейсы, и я применил экстренное торможение, справился, доложил диспетчеру. А когда работал помощником, то был случай наезда на человека, на участке Алматы - Бурундай из-за столба внезапно вылез суицидник, пьяный человек, тогда машинист применил экстренное торможение, но это был "Тальго", мы не успели. Человек остался жив, но без ноги". 

"Я родился у железной дороги в поселке Жангельды, рядом с Отаром, там всего 15 домов, мои родители - железнодорожники, дед работал машинистом. Помню, он сажал меня рядом с собой и даже давал посигналить, когда к месту подъезжали, а все так смотрели, удивлялись. Мне тогда лет семь было, и я такую гордость испытывал!"

"А теперь я уже сам езжу по направлениям Алматы - Отар, Алматы - Шу, вожу зерно, уголь, разные цистерны. Машинист по нынешним правилам в пути должен не больше 12 часов находиться, и отдых обязателен. Вот мы сегодня в пять утра прибыли, а обратно в Алматы только сейчас поедем". 

Пообщавшись с работниками железной дороги, понимаешь, что пришли они сюда не случайно. Это любовь, которая передается из поколения в поколение. Здесь трудятся целые династии. Очень интересна история Азата Есентая.

"Наша семья работает уже более 100 лет на железной дороге. Прадедушка Есентай был путейцем в 30-е годы, когда строили Турксиб (железная дорога из Сибири в Среднюю Азию - прим. авт.). Мой дедушка работал начальником станции 40 лет, отец - машинистом тепловоза 39 лет, мама 40 лет работает дежурной по вокзалу".

"Я родился на этой станции, вырос вдоль путей, и каждый день у нас за столом все темы были только про железную дорогу, сам я с детства мечтал стать начальником станции, как и мой дедушка. Работал и сигналистом, и составителем поездов, и дежурным по парку, и проводником практику проходил, весь запад и юг Казахстана объездил, много было всего, и каждая работа была по-своему интересна. Сейчас вот уже три года работаю начальником станции на своей родине. Супруга моя тоже из этой сферы". 

Сейчас работают на станции около 400 человек, в основном это местные, но есть и те, кто приезжает из соседнего поселка. А пока мы общаемся с Азатом, подходит очередной состав. 

Мы наблюдаем, как люди спешат, на их лицах читается волнение, любопытство, у кого-то грусть. 

У каждого своя история, связанная с железной дорогой. Вот у наших следующих героев она романтичная. Когда мы только пришли к ним, к нам вышел обаятельный мужчина, услышав, что мы журналисты, крикнул супруге: "Степановна, идем, тут про любовь спрашивают". Сейчас они на пенсии и живут рядом с железной дорогой, а раньше работали на ней. Людмила - дежурной по станции, а Александр - на базе ВЧД, как нам объяснили, это что-то вроде службы спасения, в случае аварии они дают технику, одежду. Но познакомились они совсем не там, а на огороде. 

"Помню, я пошел огород поливать, прихожу, там очередь, а до этого я с женой разошелся и тогда еще на водокачке работал", - вспоминает Александр. 

"Потом мне домой его привели знакомиться, я говорю, ну заходите, - подхватывает Людмила. - Он зашел, такой молчаливый, а я все не умолкала и шарлоткой угощала. Смотрю, мужчина такой нормальный. Мой первый муж погиб, у меня было трое детей. И он тогда сказал: твои дети - мои дети. И вот стал часто приходить, а потом как-то пришел и говорит, собирайся, я тебя забираю. Потом у нас еще один ребенок родился. Так мы вместе уже 26 лет".

Пока Людмила рассказывает нам свою историю, Александр постоянно шутит и хлопочет в саду.

"Ой, а что мы стоим! Я пойду вам лучше черешню нарву".

"Он у меня знаете какой, как солдатик. Каждый день встречал и провожал, любая погода, дождь или снег, тогда машины не было, я иду и вижу, как мой муж на велосипеде везет мне плащ или зонт. Мне всегда говорили: Степановна, тебя твой кавалер уже ждет. Вот сколько лет я работала, столько лет он меня встречал и провожал". 

"Мы как-то хотели уезжать в другую страну, а я Саше говорю, куда я без своей железной дороги, не представляю жизни без нее. Мы потом передумали, я сказала, никуда из Казахстана не уеду. Как-то было такое, что меня из-за одного случая временно отстранили от работы, так вот я каждый день выходила на улицу, слышала громкоговоритель и рыдала, думала тогда, что умру, так я люблю свою работу (плачет)". 

"Что я хочу сказать железной дороге? - добавляет Александр. - Я хочу сказать ей огромное спасибо. Если бы не она, я бы перед вами в этой рубашке бы не сидел. Пенсия там хорошая".   

Мы переходим на другую сторону железной дороги. Здесь живет еще одна наша героиня, которая помнит эту станцию еще с советских времен. Она приехала в аул в 1979 году. Все ее зовут тетя Катя или Кулика Бейсебаевна

"Я до сих пор помню этот день, хоть 40 лет проработала. Нас сначала вызвали в отделение дороги, сказали, поедете в Отар, а я вообще об этой станции ничего не слышала, думала, что она маленькая, как разъезд, что там один дом, большинство людей, наверное, чабаны. И когда нас везли сюда на поезде, мы всю дорогу плакали, не хотели".

"Сама я из совхоза в Талдыкорганской области, у нас там поездов не было, мы их только в кино видели. А захотела я работать на железной дороге, потому что мне очень нравилась форма стюардесс и железнодорожников. Вот я была влюблена в эту форму, честно говоря, но думала, куда мне до стюардессы, а вот до железной дороги я дойду". 

"Нас встретил дедушка Азата, он был начальником станции, очень добросовестный и строгий. Мы начали работу, это сейчас автоматика, а тогда стрелку сами переводили, маршруты готовили вручную. Я должна была знать все стрелки и тупики. Начинала с постовой стрелочницы, а на пенсию уходила оператором по обработке техдокументации. Я же сама прирожденный движенец, бывало, некогда было и пообедать, идешь и прям с пиалой за работу садишься".  

Фото: из архива Кулики Бейсебаевны

"Когда на пенсию пошла, первое время казалось, как будто я еще работаю. Проснешься, и сердце стучит, думаешь, что опоздала на работу (смеется).

Я до сих пор железную дорогу с такой любовью вспоминаю, люблю я ее, не могу выразить словами, сердцем люблю, понимаете, надо любить свою работу. Бывает, гости приезжают, говорят, ой, мы не отдохнули из-за шума. А я настолько привыкла к стуку колес. Если в Алматы едем, пару дней побудем и уже домой хотим. Все говорят, что у вас тут делать, но мы привыкли, поселок у нас тихий, красивый". 

Пока мы общаемся, к нам подходит коллега тети Кати Рыскуль

"Мне было 20 лет, когда я устроилась, сейчас на пенсии, но если бы дали работу, я бы еще работала и работала (смеется). Сейчас дома сижу и слышу голос дежурного, вот сегодня Тимур, думаю, всех по голосам знаю". 

Наш день на станции подходит к концу, но у железнодорожников он в самом разгаре. Они не мечтают о жизни за границей или в крупных городах и даже не хотят надолго уезжать в отпуск. Все знают, что у железной дороги свой специфический запах, для многих он ассоциируется с путешествиями, но мы почувствовали, что еще здесь пахнет счастьем, таким простым человеческим. Ведь любить место, где ты живешь, и то, что ты делаешь, - это ли не счастье?

Текст: Анастасия Солнцева. Фото: Алихан Сариев

Реклама
Реклама
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная