1. Главная
  2. Посмотри
Реклама
Реклама

Поднятая Слобода. Что осталось от одного из старейших районов Астаны

Современный многоэтажный жилой комплекс, а во дворе - ветхий частный домик. Человек, который особо не знаком с историей Астаны и не имеющий

Современный многоэтажный жилой комплекс, а во дворе - ветхий частный домик. Человек, который особо не знаком с историей Астаны и не имеющий представления, как этот город выглядел до того, как стал столицей, скорее всего будет удивлен такой находке и спросит: как же так получилось, что частный дом совсем из другой эпохи затерялся посреди высоток нового города? Но местные жители и, в частности, владельцы этого жилья, могут в подробностях рассказать, как один из старейших районов Астаны под названием "Слободка" стремительно превращался в современный жилой массив. Рассказы эти, полные драматичных историй, вполне могли бы потянуть на целую книгу, а то и фильм. Некоторые из ветеранов "Слободки" сравнивают годы отстаивания своих земельных участков и жилья с настоящей войной, в которой не обошлось без жертв. Корреспондент Tengrinews.kz Ренат Ташкинбаев заглянул в оставшиеся домики.

Начало проспекта Абая и улицы Кенесары. Сегодня назвать этот район Астаны окраиной города язык не поворачивается.

Недалеко отсюда набережная Ишима и проспект Сарырака со всеми современными отелями и жилыми комплексами.

Но некоторые жители этого одного из старейших районов Астаны, который когда-то назывался "Слободка", до сих пор, видимо, по привычке считают это местечко далеко не самым центральным районом новой столицы.

Сейчас здесь осталось всего семь частных домов.

С одной стороны выросли новостройки, так что слободские избушки оказались почти прижаты к ним.

Как говорят местные, у всех здесь разные настроения. Некоторые признаются, что было бы лучше, если бы снос до них не дошел и их оставили жить как есть.

"Еще никто не приходил, никаких предложений не было. Да пусть нас не трогают, пусть закроют забором, нам нравится свой дом, нравится на земле жить, а если сейчас снесут и куда? За тридевять земель?" - говорит один из наших собеседников.

С другой стороны частных домов сейчас идет активная стройка, делают дорогу.

Здесь еще можно увидеть остатки снесенных частных домов.

Эти развалины соседствуют с цветущими полисадниками домов, до которых снос еще пока не дошел.

Из тех, кто не очень горит желанием расставаться со своим фамильным домом, Владимир Тимошик.

Сам Владимир Иванович долгое время работал на предприятии по переработке металлолома. Говорит, не имел ни выходных, ни отпусков. А потом ему предложили заняться пчеловодством. И вот он уже десять лед как пасечник. Теперь он жить не может без природы.

"Мне говорят: "Ты не хочешь, чтобы тебя сносили?" А куда я? У меня пчелы, у меня собака, да все, огород есть, баня..." - перечисляет он преимущества жизни на земле.

Собака Владимира Ивановича, завидев чужака, начинает лаять. "Умка - пес умный", - говорит хозяин и в благодарность за преданное служение поливает своего любимца из лейки.

От такого душа в жаркий день Умка, кажется, в восторге.

Как бы не хотелось расставаться с отчим домом, но Владимир Иванович понимает, что рано или поздно сноса не миновать. Если компенсация будет достойная, говорит он, то ему ничего не останется, как согласиться.

"Какой-то инвестор может быть и найдется. Семь домиков осталось, коммуникации есть, центр города, Ишим вот рядом", - говорит он.

Единственное, за что обидно Владимиру Ивановичу, так это за это место. Раньше, говорит он, здесь была чистая вода.

"Эта вода нормальная была, вот там канализацию пробивали, приехала машина, видно, химию вылила, и здесь столько рыбы дохлой было, ее потом сачками вылавливали. А вода эта в Ишим же впадает", - рассказал наш собеседник.

Неподалеку есть еще несколько фрагментов бывшей "Слободки".

Но побеседовать с их хозяевами нам не удалось.

Совсем рядом расположен необычный домик, который часто привлекает внимание прохожих. И даже, говорят, гости из-за рубежа останавливаются, чтобы рассмотреть его поближе.

Здесь живет Елена Дмитриевна Нестеренко с семьей.

Дом этот родительский. И сохранить от сноса его удалось по одной причине - компенсация, которую предлагали, была несоизмеримо маленькой.

"Вот сколько давали десять лет назад за землю и за дом, и до сих пор дают столько же, хотя уже насколько все подорожало, а цена одна и та же", - недоумевает женщина.

Вопрос цены актуален и для жителей соседнего островка "Слободы".

"Когда-то этот дом был самый высокий здесь в "Слободке". Таксисты все его знали. Говоришь: "Слободка", Репина, 27". А они сразу: "А, это дом с мансардой", - рассказывает хозяин дома Александр Пропащев.

"Отчий дом, можно сказать, детство, юность - все здесь прошло. Тогда заборов таких не было, здесь калитка была и заборчик, потому что прятать не от кого было. Я на машине приезжал и никогда ее не закрывал, двери, окна открыты. Потому что здесь все друг друга знали", - говорит мужчина.

Помимо дома Пропащева, в этом районе бывшей Слободки осталось еще два.

У каждого хозяина здесь своя история взаимоотношения с застройщиками. Как рассказал Александр, когда они попали под снос, предложенная за их дом компенсация показалась его семье очень маленькой.

"Там копейки, правда, давали тогда", - говорит мужчина. Впрочем, и ту компенсацию, которую ему предложили теперь, он тоже считает небольшой.

"Уже практически все решено. Неохота, конечно, уезжать и дают мало денег, но а что делать?" - говорит он. "Плохо, что мы под госнужду попали (речь об изъятии земельных участков для государственных нужд - прим.автора), вот если бы был застройщик, намного лучше было", - отмечает он.

Готовясь к переезду, Александр нашел на чердаке дедовского дома небольшой привет из прошлого.

Здесь же на углу улиц Репина и Заря есть еще один дом, сохранившийся с прошлой эпохи.

По разным данным, он построен либо в 1917, либо в 1923 годах.

Здесь проживает Валентина Ивановна Чиклимова с семьей.

Ждать сноса или нет - вопрос, который беспокоит пенсионерку уже долгие годы. "Уже бы они сказали, если будут сносить, так пусть сносят, а если не будут сносить, то пусть скажут, вот столько лет вы будете здесь жить", - говорит женщина.

За годы ожидания сноса ее дом просел. Приходится постоянно делать ремонт, временами откачивать воду.

Покинуть дом ее семья собиралась еще в 2005 году. Но внезапно скончался ее супруг. Застройщика попросили немного подождать. Но сначала, говорит Валентина Ивановна, этот представитель стройкомпании куда-то исчез, а затем объявился и подал на нее и погибшего супруга в суд.

"Вот говорят, есть бразильская опера, а если взять мою жизнь с 2005 года и по сей день, то это лучше бразильской оперы, честное слово. Я не знаю, как еще выдерживаю. Вроде, можно было бы и подремонтировать дом, но нас бьют по рукам и ногам, мол, осенью вас обязательно снесут. Не бывает такого года, чтобы я не ходила в акимат", - говорит Чиклимова.

"Все, что было за эти годы, для меня равносильно войне. Вот моя мама войну прошла, а я прошла вот это все", - говорит женщина и вспоминает счастливую жизнь, которая когда-то давно была в "Слободке". 

"Слободка всегда была в зелени, очень ухоженная. Пусть у нас и были дороги неасфальтированные, но у нас было хорошо. Весной все люди вышли, прокопали, и вода ушла, везде кругом было сухо. В Слободке мы все жили очень хорошо, дружно", - вспоминает Валентина Ивановна.

Во дворе соседней новостройки есть еще один, так скажем, ветеран Слободки, который о своем родном районе, как и о своем противостоянии с несознательными застройщиками, может рассказывать очень долго.

Бориса Ивановича Павлова знает вся округа.

Свою жизнь на заслуженном отдыхе он делит на две части: когда он добивался справедливой пенсии и когда отстаивал свою правоту в споре со строительной компанией, которая хотела снести его дом.

Кое-какие свидетельства этой борьбы можно найти на территории участка Павлова и сейчас.

Показывая свой огород, Борис Иванович читает нам стихи.

"Мучители, грабители, обманщики людей,

Когда же вы откажетесь от собственных идей?

Страну всю развалили и грабите народ

Да что ж преподнесете вы людям через год?"

"Меня можете судить, мне осталось мало жить,

Я слепой да и глухой, мне пора уж на покой.

А стариков не обижайте, пенсию правильно считайте.

Они по 40 лет горбили, вас учили и кормили, воспитывали ведь молодцов,

А воспитали подлецов", - читает Павлов и уверяет, что автором этих строк является он сам.

Павлов показывает нам трещины и разрушения, которые, как считает он, произошли в результате застройки вокруг его дома.


Пол в доме Павлова.

"Они говорят, подпиши, что разрешаешь пять штук свай вбить. Я говорю, просверли буром землю мерзлую, а потом потихоньку вбей пять свай. Нет, говорят, ты подпиши, и дали пустой лист, я взял и расписался. Еще домой не дошел, слышу бух-бух-бух, сваи бьют. Домой прихожу, у меня со стен попадали часы, вот так ходуном все ходит, пол провалился в спальне", - рассказывает пенсионер.

В 2005 году Павлов овдовел. Он считает, что первый удар у его жены случился как раз во время разговоров о возможном сносе.

"Она говорит, куда поедем, где жить будем? Я говорю, тихо-тихо, смотрю, у нее глаза в сторону уходят, я ее посадил, скорую вызвал. Потом еще два инсульта случились..." - рассказывает он.

На вопрос, как он живет, отвечает коротко: "Горько".

Вместе с тем Павлов ведет активную переписку с государственными органами. Недавно вот получил ответ от управления жилья, где говорится, что пока какой-либо застройки на его участке не планируется.

Помимо ответа на вопрос, когда ждать сноса, он пытается добиться от властей еще ответ на вопрос, кто будет компенсировать ему разрушения, произошедшие в доме.

Все, что он пережил из-за активной застройки прилегающей к дому территории, пенсионер задокументировал в виде фото.

Говоря о своем увлечении стихами, Борис Иванович отмечает, что он как акын - то, что видит, о том и пишет.

Стихов на злобу дня у него накопилось за эти годы много. Причем, кажется, у него есть рифмованный ответ на все случаи жизни. Есть и про снос "Слободки", и про коррупцию, и даже про тенденцию суицида. Но, кажется, одной из самых его любимых тем является Астана.

"Здравствуй, новая столица, славный город Астана, о тебе заговорила вся казахская страна.

Ты границы расширяешь, хорошеешь на глазах и поверь моему слову, рад не только лишь казах.

Все мы рады, очень рады и гордимся мы тобой

И Абай из бронзы вылитый стоит как молодой".

"Стройку мы не прекращаем и ни ночью, и ни днем.

Все отлично мы работаем и весело живем.

Квартиры новые мы строим, всех красивее дома,

Чтобы гуляла и резвилсь здесь наша детвора.

И растут в нашей столице дома словно в дождь грибы,

Чтобы в новые квартиры заселялись я и ты".

Репортаж подготовил Ренат Ташкинбаев

Реклама
Реклама