ПОДЕЛИТЬСЯ
02 мая 2019 | 09:45
Он родился в 83-м году в Целинограде, и сейчас ему очень плохо
При виде заголовка этого репортажа, может создаться впечатление, что речь пойдет о человеке, но это история про дом. А точнее про общежитие, расположенное по улице Телжана Шонанулы - это бывшая Самаркандская улица. Если вы с блестящего на солнце левого берега перенесетесь сюда, то не поверите, что это все еще тот же город-сказка Нур-Султан. Настолько здесь все по-другому. Это какая-то совершенно другая реальность.
ПОДЕЛИТЬСЯ
При виде заголовка этого репортажа, может создаться впечатление, что речь пойдет о человеке, но это история про дом. А точнее про общежитие, расположенное по улице Телжана Шонанулы - это бывшая Самаркандская улица. Если вы с блестящего на солнце левого берега перенесетесь сюда, то не поверите, что это все еще тот же город-сказка Нур-Султан. Настолько здесь все по-другому. Это какая-то совершенно другая реальность.
На лестничной площадке - пустые бутылки из-под водки. Лампочка мерцает. Стены обшарпаны. В коридорах мрачно. Подвал - говорят, лучше туда не заглядывать, он под завязку полон нечистот.
Мы в доме № 43 на улице, названной в честь лингвиста и педагога Телжана Шонанулы. Говорят, этот человек был одним из тех, кто в свое время продвигал идею латинского алфавита для казахского языка.
В самом доме тоже можно встретить надписи на латинском алфавите. Lesik - то есть Лесозавод (старый район Астаны; сам дом расположен в районе бывшего "Жас Улана"). Но чаще здесь можно увидеть слова на кириллице.
Встречаются и более поэтичные строки.
"Когда в подвале поднимается вода, воняет невыносимо, дома нечем дышать. Я задыхаюсь", - рассказывает Татьяна Анатольевна Смирнова. Она раньше была старшей по дому, но потом отказалась. "Отказалась, потому что все это невыносимо, постоянные нервы", - говорит жительница.
"Трубы все гнилые, вода течет, все стены обвалились. Тараканы, клопы, мыши - вообще здесь антисанитария полная, здесь тяжело жить, вообще тяжелый дом, никакого порядка здесь нет", - отмечает женщина.
На стеклах размазана какая-то красная субстанция.
Пол в подъезде больше напоминает какое-то уличное бездорожье - бетон весь разбит.
"У нас подвал никогда не чистился, заварили все входы в подвал, чтобы никто не проник внутрь, потому что там страшно", - рассказывают жители.
"В прошлом году в подвал чуть не упала женщина беременная, она успела схватиться за перила. Весь лестничный марш ушел вниз. Три дня это все дело лежало, но потом нашли выход: у нас был ящик железный из под песка, его разварили и сделали нам лестницу", - говорят жильцы, показывая новую железную лестницу на первом этаже, сделанную взамен обвалившейся.
"Силикатный кирпич в стенах полностью осыпался, в любой момент может дом весь рассыпаться. Наше общежитие стоит на воде. Иногда мы в зимний сезон сидим без отопления, его отключают в связи с порывами труб. Неделями в холоде сидим", - рассказывают люди.
"На днях приходили с просьбой подписать акт, что у нас все хорошо, все в удовлетворительном состоянии. Но я этот акт отказалась подписать. Нам говорят, все равно нас отсюда в конце года будут переселять, но они каждый год обещают нас переселить, но этого так и не происходит", - говорит бывшая старшая по дому Татьяна Анатольевна Смирнова. На нижнем фото она в центре.
"Это общежитие сдали в эксплуатацию в 1983 году. Дом построил завод "Казахсельмаш", я там работала, мне дали комнату. Я здесь живу всю жизнь", - отмечает еще одна жительница Тамара Григорьевна.
Конечно, тогда, в начале 80-х, дом был новый и проблем никаких не было. Трансформация этого общежития происходила постепенно. "Там была кухня, сейчас там люди живут. Душ работал, холодная и горячая вода была, а потом закрыли воду, одна холодная осталась", - рассказывает она.
Жильцы говорят, что из-за деформации стен у них выпадают стеклопакеты.
"Доживать будем здесь, пока нас не накроет", - дает неутешительный прогноз женщина.
"Крыша течет в коридоре, электрик делает проводку постоянно. Замыкает. Сколько уже телевизоров и холодильников сгорело", - говорит житель верхнего этажа Еркен.
В их доме периодически происходят пожары. В один год, говорят, было сразу три возгорания. Людей приходилось эвакуировать.
Немногочисленные хозяева квартир, которые сами живут в этом доме, время от времени складываются и стараются создать уют в подъезде.
Но, говорят, косметического ремонта хватает ненадолго.
"Бесполезно что-то делать, с корня все идет - с подвала, там все затоплено, пар разъел бетон", - говорит Руслан. Он живет в этом доме всю жизнь.
Есть еще одна проблема в этом районе - разбросанный мусор.
Вот к дому подъехала мусорная машина и забрала содержимое контейнеров. Но так в этом районе сложилось, что до контейнеров добирается лишь часть мусора. Остальные пакеты с отходами бросают возле дома или же выкидывают прямо из окон.
"Видите, какая под моим окном гирлянда на дереве. Не могу понять, кто скидывает мусор сверху", - жалуется местная жительница.
Это не единственное общежитие в этом районе. Есть здесь еще одно. Оно также в ужасном состоянии.
Здесь тоже есть проблемы с лестницами. Некоторые из них почему-то дырявые и лежат на земле.
Дом этот расположен по адресу: улица Телжана Шонанулы, 41.
Внутри это общежитие выглядит вот так.
Дверь в общий туалет.
Сам туалет.
И еще немного фотографий из подъезда.
А вот так отсюда выглядит остальной город.
На одном из местных домов сохранилось еще прежнее название улицы.
Неподалеку от этих мест есть надпись "40 лет Казахской ССР".
Напротив нее вывеска над воротами - "Астана".
Вот такая вот преемственность в одном месте. Для более полной картины не хватает вывески с новым названием столицы. Но пока ничего связанного с Нур-Султаном здесь нет. Если не считать слово "Нур". Так называется местная шашлычная.
Я покидал этот район и наблюдал необычную картину: возле того самого общежития по бывшей Самаркандской улице стоял электромобиль. Он стоял на зарядке.
Ренат Ташкинбаев
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также