ПОДЕЛИТЬСЯ
09 сентября 2019 | 08:00
"Родители говорили, не стоит ехать сюда". Как восстанавливают Арысь
Это 24-летний Аслан Жусупов. По профессии он строитель, работает прорабом. Танцы - его хобби.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Это 24-летний Аслан Жусупов. По профессии он строитель, работает прорабом. Танцы - его хобби.
Два месяца назад с коллегами Аслан раздавал продукты и одежду эвакуированным из-за взрывов жителям Арыси. В Шымкенте на территории местного вуза для арысцев организовали концерт, чтобы как-то отвлечь людей от негативных мыслей. Аслан первым пустился в пляс. Видео танца, снятое на телефон, быстро попало в соцсети.
"Я попросил включить музыку. Там был еще один парень, мы с ним вместе станцевали лезгинку. Я даже не понял, что коллеги меня снимали на сотку и отправили видео руководству. Просто хотелось людей развлечь, морально поддержать", - вспоминает Аслан.
Через пару дней после импровизированного концерта Аслан узнал, что руководство BI Group отправляет добровольцев в Арысь. Восстанавливать город. 29 июня туда дислоцировалась первая группа строителей из Шымкента. Аслан Жусупов был среди них.
Таким - разрушенным и опустевшим - увидел Арысь Аслан. Повсюду обломки, мусор и осколки стекол.
"Первое время жить в Арыси было негде. Снять дом или квартиру не у кого. Мы соорудили топчан. И первые дни спали на нем. Жара тогда стояла невыносимая. Доходило до 50 градусов. Казалось бы, ночью должно быть тепло, но после заката был ужасный холод", - рассказывает Аслан Жусупов.
Рабочие шутя называют это место пятизвездочным отелем. На топчане строители раскладывали одеяла и матрацы. Ближе к полуночи укладывались спать и просыпались в шесть часов. Ранним утром легче работалось, солнце не так сильно печет.
Прошло два месяца... Аслан все еще в Арыси. Он показывает нам участок, который за ним закрепили. Молодой человек рассказывает, что является специалистом по инженерным сетям. Но в Арыси ему доверили вести контроль за общестроительными работами.
"Здесь я контролирую строительство по улице Танкеева. На этой улице 55 домов. Мы поделили дома между коллегами. Я курирую 35 домов. Слежу за тем, чтобы рабочий процесс шел без остановок, чтобы хватало материалов. Держу связь с владельцами домов", - рассказывает наш собеседник.
24 июня, когда на складах воинской части начались взрывы, Гульмира Рысбаева вместе с мужем была на работе. В доме по улице Танкеева оставались двое детей.
"Я уже видела, что на улице что-то творится. Позвонила детям и сказала, чтобы они бежали на дорогу. После того как дети выбежали на улицу, в дом залетел снаряд. Соседи потом рассказывали, что мои дети перебежали дорогу, и в доме прогремел взрыв. Бог спас детей", - едва сдерживая слезы рассказывает женщина.
О том, что от их дома ничего не осталось, Рысбаевы узнали из Интернета.
"Уже вечером мы в Instagram увидели, что наш дом сгорел. Соседи начали звонить и говорить, что в дом залетел снаряд и начался пожар. Ничего не уцелело. Незадолго до взрывов наш старший сын женился. Вы представляете, наверное, что такое, когда в дом заезжает невестка со всем своим приданым. Там столько всего было..." - сетует женщина.
В Арысь Гульмира с мужем вернулись 28 июня, когда в городе сняли режим ЧС. Дети остались у родственников в Шымкенте.
"Когда мы приехали домой и открыли ворота, к нам выбежала наша собака. Мы так обрадовались. И она нас ждала... Страшно было смотреть на наше жилище: дверь входная во дворе валялась, от дома осталось только два угла. В огороде весь виноград завял от дыма", - отмечает хозяйка дома.
Семья Рысбаевых спала на топчане под открытым небом, готовили еду на печи. В таких условиях они жили два месяца, пока рабочие поднимали дом вновь. Последние несколько дней супруги перебрались внутрь и живут в одной из комнат. А в соседней ночуют строители.
Ремонт в доме еще продолжается. Рабочим осталось выровнять стены и потолки, поклеить обои, застелить полы и установить двери.
Аслан Жусупов отвечает за строительство дома Рысбаевых. В день он по нескольку раз приходит сюда с проверкой.
"Сейчас строители начали внутренние работы. Крыша и фасад дома уже готовы. Ребята, конечно, молодцы, на совесть все делают. Их прораб приносит продукты, и я им готовлю завтрак, обед, ужин, чтобы они зря время не тратили на готовку. Они тоже хотят поскорей все сделать и перейти на следующий объект", - говорит женщина.
Гульмира отмечает, что за эти месяцы прораб Аслан и рабочие стали им как родные.
Гульмира Рысбаева очень надеется, что взрывы в городе больше не повторятся. Женщина от всего сердца благодарит всех казахстанцев, которые помогали арысцам.
Местные жители, при виде съемочной группы на улице, интересуются, откуда мы. Дети строят рожицы перед камерой. Шестиклассник Диас Ермекбай захотел сказать спасибо своему учителю английского, который спас его во время взрывов.
"В тот день я пошел на дополнительные занятия в центр. Когда взрыв прогремел, мы подумали, что газовый баллон где-то взорвался. Все выбежали на улицу, везде дым был. Наш учитель Абдуали, он американец, спас нас. Он выводил всех детей, потом посадил нас в машину. Учитель сказал, что домой ехать опасно, и нас повезли в соседнее село Рабат. Там я позвонил маме. Я очень переживал и плакал, что мой отец мог погибнуть. Он военный. Когда мама сказала, что с ним все хорошо, я уже успокоился", - вспоминает Диас.
Диас Ермекбай
Мама школьника рассказывает, что они переехали в Арысь из Алматы. За несколько месяцев до взрывов.
"Дом, который мы снимаем, небольшой. Внешне он раньше выглядел старым. Там ремонта не было, деревянные окна. Сейчас их заменили на пластиковые. Сейчас лучше стало. На нашей улице внешний вид некоторых домов был совсем не очень, темная улица была. А сейчас посмотрите - все посветлело. Крыши одинаковые, фасад тоже одного цвета", - отмечает Айжан Байжанова.
"Мы приехали в Арысь через пару дней после взрывов. Когда еще даже местные жители не видели свои дома. Оценили ущерб. Айдын Жумадилович (Рахимбаев) тогда сказал, отстроить 100 домов. Мы приехали, чтобы определиться, где мы будем восстанавливать. Нам предлагали в центре города, но потом заместитель акима области сказал, что самый пострадавший район находится в первом секторе", - рассказывает Ринат Ракишев, директор проектов строительной компаний BI Group.
Ринат Ракишев, директор проектов строительной компаний BI Group.
Арысь поделили на 17 секторов. За каждый отвечала та или иная область. Строительной компании достался первый сектор, где было больше всего разрушений и повреждений. Этот район находится в непосредственной близости с "военведом". Так местные жители называют воинскую часть, в которой хранились боеприпасы.
Строительная компания взяла на себя три квартала - это 88 домов. Позже было решено взять дома еще в трех секторах - это 10 двухэтажных домов и еще 81 частный дом.
"В общем, 169 домов и 139 квартир. Если сравнивать со стройкой в столице, то мы подняли девятиэтажный дом", - отмечает Ринат Ракишев.
Во время оценки оказалось, что разрушения сильнее, чем предполагалось ранее. Из-за множества ударных волн в домах арысцев были расшатаны косяки, стропила и стены.
"Было указание восстановить дома и квартиры людей, привести их в прежний вид. Правда, ремонт у всех был разный. Но при этом во всех домах были повреждены крыши. Поэтому сразу было принято решение: менять их и делать всем в едином стиле. В первом секторе мы сделали всем одинаковые фасады, окна поменяли", - отмечает руководитель проекта Ринат Ракишев.
Этот передвижной вагончик строительная компания привезла с собой из Шымкента. Каждое утро сюда на планерку собираются мастера и прорабы. После разнарядки они расходятся по своим объектам.
"На все свои участки мы привозим с собой такие мини-вагончики. В Арыси очень жарко, и такие помещения с кондиционерами найти очень сложно. Это наш мини-штаб, который оснащен всей оргтехникой. Есть даже свой Интернет", - отмечают строители.
После утренней планерки начальник участка Кажымухан Жумалиев показывает нам отстроенную улицу с моста.
"Большой объем профлиста и черепицы мы привезли сюда. Первая партия пришла из Алматы и Шымкента. Нам ее не хватило. Мы потом уже из Караганды завезли материалы, напрямую с завода. Из России лес шел. Грубо говоря, у нас 88 домов, и на каждую кровлю уходит 200-300 квадратов железа, жести, 5-6 кубов пиломатериала".
"Мы поменяли 25 тысяч квадратных метров кровли, покрасили 20 тысяч квадратных метров фасада, штукатурки уходило тоннами. Мы такие слои делали… До пяти сантиметров слой штукатурки доходил", - рассказывает Кажымухан Жумалиев.
Кажымухан Жумалиев уже больше семи лет строит дома в разных регионах. В столице он возводил крупные жилые комплексы. Показывая нам свой участок, на котором строительные работы почти заканчиваются, он обратил внимание на один дом. Он все еще без окон и дверей.
"Его только начинаем восстанавливать. Сначала хозяева требовали, чтобы их дом снесли и построили новый, ссылаясь на то, что он сильно пострадал в результате взрывов. Мы наняли независимую компанию, которая провела оценку, техобследование, и в конце концов пришли к тому, что дом будут ремонтировать. Но хозяева дома стояли на своем и даже не впускали сюда никого", - вспоминает Кажымухан Жумалиев .
"Хозяева дома возмущались, ругались. Мы показали все документы, техзаключения, и потом они успокоились. Мы пришли к обоюдному решению. Сейчас работы здесь начались, крышу сделали, окна поставим, двери, фасад покрасим".
"Работая здесь, мы старались найти подход и понимание к каждому жителю. Но тем не менее бывали случаи, когда поступки некоторых жителей нас очень удивляли. Кто-то специально демонтировал дома, стены сносили, чтобы мы построили им все по новой. На нашем участке, к счастью, таких случаев не было. Но в целом мы знаем о таких фактах. Люди специально убирали двери, окна ломали, чтобы им на все новое заменили", - рассказывает собеседник.
"Думаю, что теперь все жители довольны... Тут получился новый район. Раньше дома выглядели серо. Сейчас все в одном стиле", - отмечает начальник участка.
Магжан Сейдалиев всегда хотел стать строителем. Окончил архитектурно-строительную академию, получил диплом проектировщика. В будущем он планирует построить свой дом, который будет отличаться своим уникальным конструкторским решением.
"Это будет не просто дом, а здание, которое можно будет наращивать. Но сначала хочу в Шымкенте купить земельный участок", - делится планами Магжан.
Проработав почти все лето в Арыси, молодой мастер узнал много новых нюансов. В первую очередь он должен был наладить контакт с жителями.
"Объяснить им, какие виды работ у их дома будут проводиться. Я находил рабочих, координировал и проверял качество работ. Первый месяц было сложно. Работы много, людей не хватало, на улицу выходишь, а там под 50-60 градусов по Цельсию. На солнце все по-другому ощущается, а когда еще тебе в лицо дует горячий ветер… Знаете, как мы спасались от жары? Мы ходили в рубашках с длинными рукавами, в масках и кепках. Выливали на себя ведра воды и так ходили", - вспоминает Магжан о трудностях с улыбкой.
"Родители мои говорили, что не стоит ехать сюда. Переживали. A мне было интересно здесь поработать, чувство патриотизма во мне сыграло. А в последующем я уже наслаждался от результатов. Сейчас смотришь со стороны и видишь, что вот, это мой участок, это я сделал. Гордость берет, а когда еще руководство это отмечает, приятно. Вы знаете, есть пирамида потребностей, и на первом месте признание. Я получил это признание", - признается Магжан Сейдалиев.
Магжан Сейдалиев.
Эти двухэтажки тоже пострадали во время бомбежки. Крыши домов разорвало от ударной волны. Почти во всех окнах выбило стекла. На фото ниже квартира 80-летней пенсионерки Антонины Ивановны.
"Я собиралась завтракать. Обычно я перед телевизором сажусь и завтракаю. Когда все началось, форточка как хлопнет. Я скорей дочке звонить. Она мне говорит: "Мам, бери документы и беги, кажется, "военвед" "зашубуршился". Я схватила документы и убежала. И тут бомбежка началась. Все бегут, и мы бежим. Бежали в сторону Шымкента. Потом зять уже нас нашел на улице, мы сели в машину и уехали", - вспоминает Антонина Чхайлова.
Пожилая женщина до сих пор не может оправиться после случившегося.
"Я во время войны в детстве не видела бомб, просто было трудно жить. А тут под старость лет меня бомбили. Всю жизнь прожила в Арыси. Мой муж эти дома строил", - отмечает пенсионерка.
Один из снарядов залетел в квартиру Антонины Ивановны через балкон, пробил стену в зале, и упал на кухне. Благо ее в тот момент уже не было. Она успела выбежать из дома.
А так сейчас выглядит квартира пенсионерки после ремонта.
Все испорченное имущество пожилой женщины лежит под окнами на улице. Напоминая о страшных днях.
"Ремонт ребята сделали хорошо. Насчет ремонта, спасибо, помощь оказали. У меня другие обои были, сейчас новые поменяли, линолеум постелили, покрасили. Конечно, хорошо ремонт сделали, ребятам спасибо. Окна поменяли, двери", - рассказывает Антонина Чхайлова.
Строительные работы в Арыси все еще продолжаются.
В компании BI Group планируют завершить строительство на вверенных им участках уже через пару недель. Инженер Роман Касымов отмечает, что вернется в родной Шымкент с новым опытом.
"Лично мне в профессиональном плане повезло, что я имел опыт работы здесь и общение с людьми. Арысь мне дал больше уверенности в том, что к каждому человеку можно подход найти. Еще я понял, благодаря Арыси, что в каждом коллективе должна быть сплоченность. Строительство оно же объединяет разные отрасли. Если ты хороший прораб, но если не будет хорошего снабжения материалами, ты не сможешь ничего построить.
Все отделы, которые работали, и логисты, и экономисты, и снабженцы – все проявили сплоченность. Все друг друга слушали. И мы смогли, я убежден, и показали результат. Проезжая по городу, видишь, что все восстанавливается, город возвращается к прежней жизни", - говорит Роман Касымов.
"Здесь дождя не было 50 дней. Если дождь пойдет, вся кровля будет чистой. Пыль смоется и крыши приобретут сочно-красный цвет. С первым дождем здесь еще лучше станет и краше. А на следующий год с приходом весны тут будет все по-другому смотреться, глаз будет радоваться. Вы же знаете, у нас, у казахов, каждый любит же гостей звать. Представляете, сколько гостей в Арысь приедут…" - резюмирует Роман Касымов.
На восстановление и строительство домов в Арыси компании BI Group и Lancaster Group выделили по 100 миллионов тенге, в общей сложности 200 миллионов тенге.
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также