Торговый дом, переходящий в мечеть. Кое-что о достопримечательностях Актобе
Чтобы взять разрешение на съемку в актюбинской мечети "Нурдаулет", охрана нас отправляет к директору: "Вам нужна соседняя дверь". Заходим через вход с надписью "Медресе", поднимаемся на второй этаж. Нас встречает пожилой мужчина. Это Борис Нурдаулетович Байжаркинов. Здесь же находится его квартира. В рабочем кабинете Бориса Нурдаулетовича можно заметить портрет Ленина. "Я атеист, между прочим. - говорит пенсионер и поясняет, что имеет в виду. - Знаете, что такое атеист? Я Коран не знаю, намаз не читаю, у меня Бог в душе, потому что мои мать и отец были верующими". О мечети, соседствующей с торговым центром, и других достопримечательностях Актобе - в репортаже Рената Ташкинбаева и Турара Казангапова.
Старая часть Актобе. В этом сквере, в тишине и покое, стоит памятник организатору Октябрьской революции и основателю СССР Владимиру Ильичу Ленину.
Рядом находится памятник еще одному революционеру, советскому государственному и военному деятелю Михаилу Васильевичу Фрунзе.
Напротив расположен целый район домов из прошлой эпохи. Здания эти хоть и старые, но выглядят вполне ухоженными.
В этих дворах царит своя непередаваемая атмосфера.
Судя по выставленным креслам, здесь наверняка есть свои старожилы, у которых есть личное, застолбленное за ними место.
Объявление в окне одного из домов, похоже, свидетельствует о том, что с чувством юмора у местных жителей все в порядке.
В других районах города можно тоже найти "приветы" из советского периода.
Узор на воротах при входе в колхозный рынок.
Памятник советскому государственному и партийному деятелю Левону Исаевичу Мирзояну.
Память о советском времени хранит в себе и этот человек. В прошлом партийный работник, а ныне пенсионер - Борис Нурдаулетович Байжаркинов. В этом году ему исполняется 80 лет. Вместе с семьей он владеет в Актобе целым комплексом, который включает расположенные на одной территории торговый дом, бизнес-центр, так называемый "Дом обрядов" и мечеть.
"Комплекс "Нурдаулет" - это торговый, духовный и бизнес-центр", - кратко описывает этот объект Байжаркинов.
Мы заходим в дверь с вывеской "Медресе" и поднимаемся на второй этаж. Здесь находится квартира Бориса Нурдаулетовича.
Байжаркинов встречает нас в своем кабинете и подробно рассказывает о своей жизни, как он работал партийным работником и как, выйдя на пенсию, начал заниматься бизнесом. Особым пунктом в своей биографии он считает армейскую службу в специальной роте охраны при Академии генштаба имени Фрунзе (того самого советского деятеля, о памятнике которому мы упомянули выше). Говорит, именно благодаря этому опыту в последующем он стал работать по линии партии. "30 лет я работал в райкоме. Как говорится, партийный хлеб ел", - отмечает пенсионер.
"Тогда партия ценилась. Партия Ленина. Вон, у меня до сих пор портрет Ленина. Я уважаю КПСС", - признается пенсионер. На вопрос, не видит ли он противоречий в том, что в мечети висит портрет Ленина, он отвечает: "В мечети он не висит, это мой рабочий кабинет". И тут же Борис Нурдаулетович заявляет: "Я атеист, между прочим. Знаете, что такое атеист? Я Коран не знаю, намаз не читаю, у меня Бог в душе, Аллах в сердце, потому что мои мать и отец были верующими".
"Вот некоторые разное говорят про партию, а я вам скажу, в то время принцип был: подбор, расстановка, воспитание кадров - гвоздь всей нашей политики. На работу в партию подбирали людей, которые знали дело, могли работать, а не так, как сейчас принимают кадры - по знакомству, братству, сватовству, личной преданности. Тогда было только по деловым качествам. И никакой коррупции тогда не было", - уверен мужчина.
Комплексом "Нурдаулет" заведуют его дети. А себя мужчина называет советником. "Я как советник детей своих, а жена счетовод, бухгалтер, и до сих пор так. Уже 20 лет на пенсии находимся, а все равно предпринимательскую деятельность не бросаем", - говорит он и отмечает, что числится председателем частного благотворительного фонда "Мечеть Нурдаулет".
Весь комплекс был построен в 1999 году. Причем мечеть воздвигли на месте заброшенного здания. Судя по снимкам, на открытии присутствовал Президент Казахстана.
"В мечети мы содержим десять служащих - это и имамы, и учитель медресе, и охранники. А всего в комплексе (торговый дом и бизнес-центр - прим. автора) мы предоставили людям более 500 рабочих мест. С тех пор вот уже почти на протяжении 18 лет со стороны этих людей ни одной жалобы, тьфу-тьфу-тьфу (стучит три раза по дереву - прим. автора), на нас не поступало. Только благодарность", - говорит Байжаркинов.
Глядя на комплекс "Нурдаулет", не сразу можно понять, что это - мечеть или торговый дом. Эти два объекта построены как бы впритык друг к другу, и невольно возникает вопрос: а не сообщаются ли они?
О том, не является ли такое соседство противоречивым, у Бориса Байжаркинова интересовались не раз. Но он уверяет, что ничего предосудительного в этом нет, ведь культовое сооружение и торговый дом имеют разные входы и выходы, и пройти из одного здания в другое, по его словам, невозможно.
"Исламу это не противоречит ни в коем случае. Ведь через мечеть в торговый центр прохода нет, везде отдельный вход, сплошного нет", - говорит Байжаркинов. А что касается непосредственного соседства таких объектов, то советует съездить в Объединенные Арабские Эмираты, где, по его словам, таких примеров очень много. "Во всем мире есть мечети и торговые центры, все для удобства населения", - отмечает он.
Борис Байжаркинов и аким Актюбинской области Бердибек Сапарбаев.
Еще одним важным объектом комплекса он считает "Дом обрядов", где люди могут проводить различные традиционные мероприятия, свадьбы и поминки.
"Мы стараемся полностью соблюдать закон и религию. Есть комната для бракосочетания, но у нас условие: сначала супруги должны в ЗАГСе зарегистрироваться. У нас здесь даже в торговом центре и в столовой не найдешь ни водку, ни пиво, ни сигареты, все халал", - говорит мужчина.
До недавнего времени в комплексе "Нурдаулет" была еще одна достопримечательность - мини-зоопарк, в котором жил самый настоящий жираф.
Вот он на фото. Этот снимок сделан в июне 2016 года. Но сейчас жирафа нет. Городские власти посчитали, что тропическому животному не место в центре города. Животное отвезли в Россию.
У местных властей также возникли вопросы к стеле независимости и детской площадке, которые построили возле своего комплекса Байжаркиновы. Предприниматели все еще отстаивают свою правоту в суде.
Обходя семейный комплекс, Байжаркинов признался, что однажды все-таки им пришлось сделать проход между торговым центром и мечетью, но это было лишь для удобства Президента, говорит он.
"Когда Президент приезжал, аким области заставил внутри прорубить вот такую дверь. Это было сделано только для входа, чтобы он отсюда через центр проходил. Потом даже у акима области он (Президент -прим. автора) спросил: "А что, у вас торговый центр и мечеть - все вместе?". Аким сказал, мы специально эту дверь для Вас прорубили, чтобы было удобно пройти, чтобы не обходить. Потом мы заложили и проход этот закрыли. Все, с тех пор там нет выхода", - сказал пенсионер.
Сегодня Актобе - это большой, современный и прогрессивный город. И, помимо комплекса "Нурдаулет", старых домов и памятника Ленину, в нем есть и много других примечательных объектов.
О них, а также о жизни самих актюбинцев, мы расскажем в следующей части репортажа.
Текст Ренат Ташкинбаев, фото Турар Казангапов©