ПОДЕЛИТЬСЯ
06 февраля 2021 | 09:29
Уже не "Маленькая Польша": один день из жизни аула Даулет
Аул Даулет находится всего в часе езды от Алматы, расстояние - чуть больше 50 километров. Это маленький скромный поселок, в нем проживают около трех тысяч человек, половина из которых дети. Инфраструктура здесь отсутствует (что можно сказать и о многих других похожих населенных пунктах): в ауле нет газа, интернета, автобусов, хороших дорог и воды, повсюду мусор, но удивительно, что даже в таких условиях находятся сельчане, которые смотрят на жизнь с оптимизмом. Как сказала нам одна женщина, "главное, что тут живут добрые люди, и если у кого-то случается беда, равнодушных нет". О судьбах простых жителей забытого поселка - репортаж корреспондентов Tengrinews.kz.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Аул Даулет находится всего в часе езды от Алматы, расстояние - чуть больше 50 километров. Это маленький скромный поселок, в нем проживают около трех тысяч человек, половина из которых дети. Инфраструктура здесь отсутствует (что можно сказать и о многих других похожих населенных пунктах): в ауле нет газа, интернета, автобусов, хороших дорог и воды, повсюду мусор, но удивительно, что даже в таких условиях находятся сельчане, которые смотрят на жизнь с оптимизмом. Как сказала нам одна женщина, "главное, что тут живут добрые люди, и если у кого-то случается беда, равнодушных нет". О судьбах простых жителей забытого поселка - репортаж корреспондентов Tengrinews.kz.
В аул мы приехали в будний день, на улицах в это время встречаем пенсионеров и детей, молодежь с утра уезжает на работу в область, чаще всего это район ГРЭС, поселок Байсерке либо Алматы.
Из местных достопримечательностей - небольшая мечеть.
В советское время здесь был свинокомплекс, который, по словам жителей, обеспечивал колбасными изделиями весь Казахстан, сейчас его нет, но работает птицефабрика. А еще в ауле когда-то был дом культуры, теперь на его месте стоит китайский завод по производству резиновой обуви. С виду он ничем не примечателен, огорожен серым длинным забором, и лишь только специфический запах дает понять, что где-то рядом находится промышленное предприятие.
Кстати, из-за постоянной грязи на улицах продукция завода, судя по всему, пользуется спросом у местных: калоши здесь любимая обувь как у пенсионеров, так и у молодых.
Возле магазина беседуют старожилы, подходим, знакомимся. Почти все они коренные, рассказывают, что раньше этот поселок называли "Маленькой Польшей" и "Большим Берлином", так как жило здесь много поляков и немцев, почти все они уехали. А еще здесь были все условия как в германской деревне - центральное отопление, чистота, порядок.
Но в последние 15 лет аул почти полностью заброшен.
Мусор отсюда не вывозится месяцами, его можно встретить в самых неожиданных местах - на детских площадках, в подъездах, а из-за ветра даже на деревьях. Сельчане исправно платят службе по вывозу ТБО по 1000 тенге каждый месяц, однако, как говорится, "воз и ныне там". Пакеты с отходами разрывают и растаскивают по всему аулу бездомные животные, самим же жителям ничего другого не остается, как часть мусора сжигать в печи.
Возле подъездов мы обратили внимание на такие интересные вагончики. Оказалось, что в них жильцы многоэтажек хранят уголь. Когда очень холодно, в больших домах за сутки они могут использовать до 10-12 ведер. Одна пенсионерка рассказала нам, что сейчас, пока потеплело, она ежедневно поднимает на второй этаж по три ведра угля. Всего же за зиму ей понадобится порядка четырех-пяти тонн угля, а одна тонна обходится примерно в 20 тысяч тенге.
Иногда она топит печку дровами.
А так здесь выглядят двухэтажки. Наша собеседница говорит, что ремонт здесь делали только один раз.
"Этим домам уже столько лет, а никому до них дела нет, я всегда так переживаю, представьте, у каждого печка, если куда-то уедешь, душа болит, думаешь, приедешь, все ли в целости будет или уже все сгорело", - говорит женщина.
В ауле есть и новостройки, но многие из них выставлены на продажу. К примеру, восемь соток обойдется в 500 тысяч тенге, времянка стоит два миллиона, а стоимость больших домов доходит и до семи миллионов тенге. Однако сельчане говорят, что покупать здесь недвижимость люди не торопятся и некоторые заброшенные постройки стоят годами.
В одном из таких домов живет Нуржамал-апа. В Даулет она переехала из села Енбекши. С ней мы познакомились в тот момент, когда она набирала воду из колодца (в тех дворах, где воды нет, жители сами роют колодцы и устанавливают там насосы). Ежедневно женщине приходится делать минимум три ходки, так как нужно кормить четверых внуков.
Говорит, что вода, может, и не чистая, но хоть такая, другой им не обещают.
"У нас не только воды, газа и дорог нет, у нас и света нет на улице, вечером страшно детей из дома выпускать, а еще интернет плохой, дома внучка по пять часов на онлайн-уроках сидит возле телефона в ожидании", - рассказывает женщина.
По соседству с апа живет ее тезка, тоже Нуржамал, у нее шестеро детей. Муж работает в городе, говорит, что он ежедневно до работы добирается на попутках, так как автобусы в их поселок не ходят. "До Жаналыка едет на такси за 150 тенге, потом на автобусе, и обратно за ту же сумму. Каждый день набегает по 300-400 тенге".
Но Нуржамал даже в этом видит плюсы. "Раньше, - говорит, - даже и такси не было, так что и на этом спасибо". "А чем ваши дети целый день занимаются?" - спрашиваем. "Они дома сидят, старшие интернет ждут, заниматься как-то надо же, а наше развлечение - это турник, на нем даже апашка тренируется, когда у нее спина болит".
Еще одна героиня Гаухар на вопрос: "как живете", отвечает: "нормально, только условия чуть-чуть плохие, детского сада нет хорошего". Она медик, переехала сюда к мужу из Каскелена, живет в поселке уже семь лет. "А как здесь медпомощь оказывают?" - спрашиваем. "Если какие уколы или таблетки нужны, то есть медпункт, там одна медсестра, может оказать первую помощь, но если что-то серьезное, то люди едут в Кызылту или Талгар, это минут 40 в дороге, а скорая, если вызываешь, приезжает только через четыре часа после звонка".
Замечаем, что рядом "возятся" с машиной двое соседей - Серик и Нуркен. Нуркен приехал в аул из Шымкента, сейчас работает водителем в соседнем селе, говорит, что больше всего его удивило отсутствие газа, а все остальное уже привычно.
- А как вам воздух, местные жители жалуются на запахи от завода, говорят, у многих голова болит?
- Ой запахи-мапахи, что вы хотите, это же аул, тут всегда какие-то запахи!
А на окраине поселка живет удивительная девушка по имени Людмила с непростой судьбой. В семь лет у нее начал прогрессировать редкий недуг - болезнь Олбрайта, и в свой 21 год она перенесла уже больше 20 операций, однако видимых улучшений нет. Возможно, считает сама героиня, потому что в Казахстане еще нет опыта в лечении такой болезни. "Это заболевание, - говорит девушка, - связано с щитовидной железой, в организме плохо усваивается кальций, кости очень хрупкие, и, чтобы они не ломались, в кость вкручиваются штифты, а сквозь кость проходят спицы".
Но Людмила не отчаивается, наоборот, ее глаза горят. Горят от желания общаться с людьми и делать маникюр и прически. По профессии девушка парикмахер-стилист, она с отличием окончила колледж, а сейчас к ней обращаются женщины и девчонки со всего аула. И она с большим энтузиазмом берется за каждого клиента, правда, за услуги денег не берет, только за материалы. А свои лучшие работы Людмила выкладывает на своей страничке.
"Я мечтаю открыть свой салон ближе к городу, у меня для этого уже есть оборудование, и я смогу сама ездить, но сейчас нет денег на аренду помещения, так как все расходы идут на дорогостоящее лечение. Аренда может обойтись тысяч в 30, но у меня даже таких денег нет. А еще мечтаю о протезе, чтобы можно было передвигаться без костылей. Но о том, сколько стоит протез, я даже не узнавала, настолько мне кажется это несбыточной мечтой".
Текст: Анастасия Солнцева. Фото: Алихан Сариев
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также