1. Главная
  2. Посмотри
Реклама
Реклама

Вечно второй. Как живет аэропорт Караганды

Август. Пора отпусков. В коридоре аэропорта тишина. Ближайший и единственный рейс на сегодня только вечером. По сторонам никого, от чего огромное

Август. Пора отпусков. В коридоре аэропорта тишина. Ближайший и единственный рейс на сегодня только вечером. По сторонам никого, от чего огромное здание карагандинской воздушной гавани кажется еще более огромным. Красивое, но такое одинокое. Здание, казавшееся в детстве величественным, вдруг как-то опустело. Нет ни пассажиров с их чемоданами, ни пилотов, ни этого резкого запаха растворимого кофе.

"Не очень хорошее соседство со столицей, из-за которого 90 процентов пассажиропотока ушло в Астану", - рассказывает председатель правления АО "Аэропорт Сары-Арка" Сарсенбек Кушкинов. И добавляет следом: "В 90-е годы не было города в Казахстане, куда бы ни летали самолеты из Караганды".

Реклама
Реклама

Корреспонденты Tengrinews.kz Айгерим Абилмажитова и Турар Казангапов об аэропорте, который стал "вечно вторым".

Дорога из города в аэропорт "Сары-Арка" занимает около 30 минут на автомобиле, и, пожалуй, это единственный транспорт, на котором можно добраться до воздушной гавани. Автобус по единственному маршруту № 495 ходит раз в час, поэтому пассажиры обычно добираются на такси. Стоимость - 2 000-2 500 тенге.

По пути в аэропорт мы не заметили дорожных знаков, указывающих нужное направление. Да и сама дорога выглядела немного одиноко. Для сравнения: в Астане через каждые 10 метров установлены билборды и всякого рода рекламные вывески.

Нынешнее здание аэропорта было построено в 1996 году. Строили его почти 13 лет.

Аэровокзальный комплекс расположился на 33 тысячах квадратных метров. Он состоит из 6 блоков и 3 этажей.

В главном холле расположена люстра. По словам сотрудников, она является самой большой в мире.

Люстра состоит из 225 лампочек. 

 

Дизайн интерьера, как и знаменитая люстра, - детали из советского прошлого. Администрация также установила в фойе "Жигули", "Москвич", старые авиационные двигатели, чтобы сохранить атмосферу прошлого столетия.

 

 Как и табло, что из советских фильмов. 

 

Особая гордость аэропорта - "Звездное небо", которое состоит из 2 225 ламп.

Моментами можно увидеть и эхо современного мира. К примеру, детские уголки. Их несколько по всему зданию. 

Вместе с комнатами для матерей оборудовали помещение для деток. Но спрос на дополнительные услуги комфорта не так высок из-за малого количества пассажиров. 

В 90-е годы международный аэропорт был настолько популярен, что купить билеты на самолет можно было только по знакомству. Количество пассажиров не иссякало ни днем, ни ночью. Сейчас же о былой популярности напоминают пустующие здания да вывески.

История карагандинской воздушной гавани берет начало в 1934 году.

"Несколько тракторов приехали, километр земли разровняли и сказали: "Это аэропорт Караганды". Он находился старом городе, которого уже нет", - начал рассказ председатель правления АО "Аэропорт Сары-Арка" Сарсенбек Кушкинов.

 

"В 1944 году началось строительство нового аэровокзала". 

Карагандинцы называют его "старый аэропорт". Сегодня в историческом здании 40-х годов расположился городской авторынок. 

"Вот это здание, где мы находимся сейчас, начали строить в 1983 году, в 1996-м закончили. Долгострой".

"Но первую полосу в 1980 году заложили. Осенью 1984 года был первый технический рейс. В старом аэропорту сажали пассажиров в автобус и везли сюда", - рассказывает Галина Рудикова, начальник административно-хозяйственной службы. Ее трудовой стаж в аэропорту - более 50 лет. 

"Я пришла работать сюда 17-летней девушкой. Правда, не взяли на работу, год стажировалась бесплатно. Но у меня даже и мысли не было идти в другое место работать. Отец - в аэродромке, свекор - в службе связи, свекровь - заместитель главного бухгалтера, брат летает, жених летает, ну и я сюда же. Начала свою трудовую деятельность в радиобюро, там были огромные грузинские аппараты. Грохот такой стоял, как гул самолета".

 

"Как-то так сложилось, что работали в аэровокзальном комплексе у нас семьями, династии. можно сказать. Дети сотрудников подрастали и шли на работу сюда, их внуки и так далее. У нас поселок портовский был. Свой клуб, своя гостиница, квартиры давали". 

"Тогда в аэропорту работали около 3-4 тысяч человек, и все друг про друга все знали. Это была большая деревня", - со смехом рассказывает Галина Рудикова. 

"В 90-е годы в сутки 102 рейса было. Каждые 5 минут взлет и посадка. 18 рейсов было только в один Алматы. Билеты тогда вообще тяжело было купить", - рассказывает директор по производству Иртай Салимбеков.

 

"Работаю здесь уже 43 года. За это время из космонавтов кого только не встречали. Наш аэропорт - космическая гавань, не иначе". 

"Николаева здесь встречали, Терешкову в старом аэропорту".

"Площадь аэровокзального комплекса - 33 тысячи квадратных метров. Он строился еще по советским проектам. Пассажиропоток по тем временам был более 500 тысяч. По нынешним стандартам это более миллиона. Это был второй или даже чуть ли не первый по интенсивности аэропорт после Алматы в Казахской ССР. Не было города в Казахстане, куда ни летали бы самолеты из Караганды", - отметил председатель правления АО "Аэропорт Сары-Арка" Сарсенбек Кушкинов.

"Здание, возможно, самое крупное из всех аэропортов. Мощность карагандинского аэровокзала была рассчитана на 1 200 пассажиров в час, это в несколько потоков".

Сейчас же ситуация иная. Карагандинский аэропорт уже не так востребован. Днем пассажиров здесь практически не бывает. Вокруг пустота. 

"Внутренние рейсы у нас объединенные, потому что мы находимся не в очень хорошем соседстве с Астаной. Столица оттягивает на себя 90 процентов пассажиров".

"Капитальный ремонт здания был в 2008 году. Сейчас мы приводим здание в соответствие с международными требованиями".

"Но более 5-6 тысяч квадратных метров остаются свободными практически". 

"Советская архитектура, масштабно все. И вместе с этим огромные расходы по коммуналке. Отапливать эти 33 тысячи квадратных метров непросто".

"Сейчас у нас Алматы, Кызылорда, Усть-Каменогорск, Жезказган. Ведем работы, чтобы открыть направления в Шымкент и Актау, но это на перспективу. У нас парадокс Караганды в том, что пассажиров больше иностранных. Москва в летний период 10 рейсов в неделю, Новосибирск. Анталья - в летнее время три авиакомпании конкурируют, суточное количество до 1 000 пассажиров доходит", - рассказал Сарсенбек Кушкинов.

"

"В начале 2000-х, если не ошибаемся, было достаточно много рейсов в Германию, в несколько городов. В эти дни ситуация иная?" - уточняем мы.

"Сейчас прямых рейсов нет. В 2009 году закрыли все рейсы в Германию. А раньше два раза в неделю, частных авиакомпаний было много. Директором одной из них был наш бывший директор аэровокзала. Он сам немец, и, думаю, это тоже сыграло свою роль в том, что было много авиарейсов. Переезжали тогда многие к тому же", - объясняет Галина Рудикова.

"Мы понимаем, что нужно занимать свою нишу. Сейчас мы занимаемся развитием ниши грузоперевозок. В данный момент мы имеем два регулярных рейса по перевозке цветов из Амстердама, и дальше еженедельно до 200 тонн цветов с перевалкой этих цветов по городам Казахстана и России. То есть на данный момент мы в Казахстане - единственный крупный цветочный хаб", - дополнил председатель правления АО "Аэропорт Сары-Арка".

"К сожалению, у нас в Казахстане нет авиакомпании, которая бы занималась грузоперевозками. У нас почти все иностранные компании".

"Мы ведем сейчас работы над тем, чтобы аэропорт был готов предоставить базу любой компании, которая, скажем, взяла бы на борт казахстанский флаг и работала по грузоперевозкам под ним. На заре перестройки здесь шло обслуживание боингов, chek'и, полное техобслуживание. Персонал остался, навыки остались, оборудование", - заявил в беседе председатель правления АО "Аэропорт Сары-Арка" Сарсенбек Кушкинов.

"Учитывая технические возможности, потенциал коллектива, огромные площади, не возникает чувства некой обиды, что "Сары-Арка" стала "вечно второй" после аэропорта Астаны?"

"Я думаю, что все главные события по Караганде впереди. Главное, что наш аэропорт не потерял человеческий облик в погоне за объемами. Это важнее всего.

Вот один из примеров. 29 ноября 2010 года в нашем аэропорту совершил экстренную посадку Boeing 747 гонконгской авиакомпании Cathay Pacific, совершавший рейс из Амстердама в Гонконг. Холод страшный. Пассажиры были такие скромные, что ложились прямо на полу в аэропорту и спали. Персонал их еле отговорил от этой затеи и разметил в гостиницах. Грели чем могли. Самолет совместными усилиями починили у нас в ангаре, с нашими специалистами. И вот в прошлом году какая-то консалтинговая компания из Гонконга передала коллективу карагандинского аэропорта через Facebook слова благодарности. Через 7 лет. Это показатель работы нашей воздушной гавани".