21 мая 2021 | 16:41

I-BALAQAI. Как подготовить ребенка к школе?

Каждый год родители будущих первоклассников стоят перед вопросом: как подготовить ребенка к школе? С какими знаниями и навыками его отправить?

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Каждый год родители будущих первоклассников стоят перед вопросом: как подготовить ребенка к школе? С какими знаниями и навыками его отправить?

Эксперты в области детского образования Любовь Айтхожина и Галина Игнатенко, а также в области психологии - Ирина Чимбай и Назгина Мирза в эфире проекта I-BALAQAI поделились мнением на тему подготовки детей к школе. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.

Дошкольный возраст ребенка – это спектр большого формирования мышления ребенка.

Реклама
Реклама

По словам Любови Айтхожиной, в этот период особенно важно уделить внимание детям, ведь происходит момент созревания для нового этапа – школьной жизни.

"Ребенок должен эмоционально, физически, физиологически, психологически быть готов к поступлению в школу. В этом плане детский сад - стандартная ступень подготовки ребенка к школе, пребыванию в школе, получению новых знаний. Перед дошкольным учреждением стоит задача подготовить ребенка. Конечно, в первую очередь эмоционально, психологически. Чтобы ребенок был здоров, чтобы ребенок был готов к принятию, к вызовам", - делится эксперт.

Галина Игнатенко считает, что первый очень важный критерий – это физическая готовность ребенка к школе.

"Здесь, конечно, рассматриваются его физиологические качества. Ребенок должен быть окрепший физически, должна быть очень развита мелкая моторика рук. Конечно же, сформирован артикуляционный аппарат, ребенок должен выговаривать все звуки. И, конечно же, физически быть готовым к новой нагрузке, к новому статусу школьника, к новому режиму. Конечно, этот фактор очень важный", - говорит она.

Она отмечает, что родители в погоне за успеваемостью видят приоритетом интеллектуальную готовность. Но если ребенок не будет готов физически, интеллектуальная готовность может снизиться в школьный период.

"Ребенок может не выдерживать нагрузку, начать часто болеть. И, так как многие берут ориентир на технику чтения, эта техника чтения может снизиться. По причине частых болезней ребенка в школе. Поэтому наравне с интеллектуальными критериями нужно развивать и физические критерии", - объясняет она.

Педагог-психолог, монтессори-педагог Ирина Чимбай рассказывает, что к неготовности относится и тот фактор, когда ребенок "не наигрался".

"Это когда ребенку не дали возможности много поиграть. И бывает так, что ребенок приходит в школу и по принципу игры воспринимает ее. Хочу - доделаю, не хочу - не доделаю. С одной стороны, это недоформированность волевых качеств. С другой стороны, это перекос. Перекос в плане того, что не дали поиграть в то время, когда формировался мозг и это было необходимо", - объясняет она.

Спикер отмечает, что в этот период у детей и закладываются негативные установки относительно школы.

"Когда родители, к примеру, не в соответствии с возрастом посадили за стол: два года тебе или пять или ты в пятом классе, учишься ты за столом, и все. То есть такие вещи приводят к тому, что, мягко выражаясь, у ребенка с первых дней закладывается нелюбовь и нежелание идти в школу. То есть то радостное событие "ух ты, я стал первоклассником" и сам статус школьника перечеркиваются тем, что "я не хочу, не получается, я не успеваю" и так далее", - говорит эксперт.

Клинический психолог, нейропсихолог Назгина Мирза рассказывает о важности произвольной регуляции.

Что такое произвольная регуляция?

По словам спикера, это уровень высших физических функций, на том уровне, когда ребенок может себя контролировать.

"Ребенок, идя в школу, должен показывать определенный уровень произвольной регуляции. Это основной показатель, который есть у ребенка в школе. Это тот уровень, на котором ребенок может себя контролировать. Для того чтобы было более понятно, я приведу пример: взрослые слушают неинтересную лекцию и им неинтересно. Что мы делаем? Мы себе говорим, что нам нужно выслушать эту лекцию, потому что это поможет нам стать хорошим специалистом. Скучно, нудно, но надо. Это вот наши "лобные доли" нам говорят, что нужно сидеть и слушать. Вот этого у детей нет", - отмечает она.

Эксперт объясняет, что такая физиологическая готовность формируется к семи годам.

"Чаще всего в семь лет уровень произвольной регуляции на том уровне, на каком она должна быть. Ребенок должен уметь сказать себе: "Бегать нельзя, я должен послушать учителя. Сейчас урок математики, и нужно дослушать. Мне хочется бегать, пойти воды попить, но я чуть-чуть посижу и послушаю". Вот этот уровень произвольной регуляции очень важен".

Назгина Мирза также отмечает важность физической подготовки ребенка.

"Посмотрите, умеет ли ваш ребенок раскачивать сам себя на качелях. Не когда мама раскачивает, а когда сам себя раскачивает. Умеет ли ребенок ходить по ступеням вверх и вниз? Без приставного шага, без помощи перил, не когда он опирается и держится за перила, а сам вверх-вниз поднимается и спускается. Умеет ли ваш ребенок перепрыгивать через скакалку два-три раза? Это очень важный навык. Умеет ли ребенок залезать на дерево? Сегодня, к сожалению, большой процент детей не может этого делать. Основные показатели физического развития ребенка дают понять маме, что ребенок физически готов. А значит, нагрузку в школе выдержать он сможет", - рассказывает она.

В этой связи эксперт, методист Казахстанской ассоциации непрерывного образования (КАНО) Галина Игнатенко также отмечает, что процесс созревания заканчивается к семи годам.

"Здесь идет индивидуальная физиологическая особенность ребенка. Полноценно развивать речь, полноценно развивать мелкую моторику. Очень важно развивать логические процессы, психические процессы: память, мышление, воображение", - добавила она.

Кто и как может распознать, готов ли ребенок к школе? Кто должен вынести вердикт, что ребенку уже можно учиться в школе: родитель или учебное заведение?

Любовь Айтхожина отмечает, что в этом вопросе важно видеть полную картину.

"Я думаю, что в первую очередь это ответственность и заинтересованность самого родителя. В детских садах этим обычно занимаются психологи, которые через специальные тесты и задания могут определить готовность ребенка к школе", - считает она.

Родителям тех детей, которые не посещали дошкольные учебные заведения, она рекомендует все же обратиться к специалисту, способному четко поставить вердикт и указать на слабые стороны.

О чем нужно говорить с ребенком, перед тем как отправить его в школу? На что его нужно настроить? Какой мудростью должен обладать родитель?

"Это любовь, взаимопонимание и доверие между родителем и ребенком. То есть ребенок должен чувствовать, что семья его любит, принимает, каким бы он ни был. Ребенок должен знать, что даже если он что-то сделал не так, не получилось довести до конца, родитель со своей стороны всегда его поддержит", - советует спикер.

Что делать в случае, когда ребенок пошел в школу, но процесс адаптации проходит сложно? Нужно ли отложить процесс обучения на некоторый срок и всегда ли это оправданно?

Любовь Айтхожина отмечает, что в этом вопросе важно обратить внимание на самого ребенка и на его состояние.

"Если есть рекомендации со стороны педагогов, может быть, это даже будет заключение психолого-медико-педагогической комиссии о том, что ребенок не способен усваивать материал, усваивать знания, принимать их и применять. Если и родитель это чувствует, то лучше будет ребенка забрать и повторить этот опыт еще раз. Я думаю, что центром внимания прежде всего должен быть ребенок", - добавила она.

Резюмировала выпуск Назгина Мирза, дав родителям рекомендацию насладиться летними каникулами, ведь для детей важна прежде всего здоровая психологическая среда.

"Без отдыха начинает развиваться стресс, который не самым благоприятным образом скажется на учебе. Стресс – это выброс гормона кортизола, который обжигает и губит нейроны головного мозга как у детей, так и у взрослых. Если вы уже решили вести ребенка в школу, то подтяните его по предметам и не нервируйте себя. Больше отдыха, солнца, движения – и все будет хорошо!" - посоветовала спикер.

Основатели проекта I-BALAQAI - медиахолдинг Alash Media Group и Montessori Qazaqstan Public Fund. Информационный партнер – социальная сеть "ВКонтакте".

Полную видеозапись эфира вы можете посмотреть на YouTube-канале I-BALAQAI.

Подробнее о проекте на официальной странице I-BALAQAI в Instagram.

Также этот материал доступен в виде подкаста, слушайте на Anchor.FM, "Яндекс.Музыке" и во "ВКонтакте".

Выражаем благодарность компании RTS Decaux за предоставление локации для съемки программы.


Показать комментарии
Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная