ПОДЕЛИТЬСЯ
06 ноября 2020 | 19:09
Почему учителей нужно обучать цифровой гигиене. Мнение эксперта
В проекте I-BALAQAI Нартай Ашим, основатель онлайн-проекта academia.kz, попытался дать оценку "цифровой грамотности" наших педагогов, которым пришлось осваивать ее в ускоренном режиме. А также рассказал о том, с какими трудностями пришлось столкнуться профессионалам и учителям в процессе производства образовательного видеоконтента для казахстанских школ в период пандемии. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.
ПОДЕЛИТЬСЯ
В проекте I-BALAQAI Нартай Ашим, основатель онлайн-проекта academia.kz, попытался дать оценку "цифровой грамотности" наших педагогов, которым пришлось осваивать ее в ускоренном режиме. А также рассказал о том, с какими трудностями пришлось столкнуться профессионалам и учителям в процессе производства образовательного видеоконтента для казахстанских школ в период пандемии. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.
Основатели проекта I-BALAQAI - медиахолдинг Alash Media Group и Montessori Qazaqstan Public Fund. Информационный партнер - социальная сеть "ВКонтакте".
По словам Нартая Ашима, само понятие "цифровой грамотности" сейчас меняется с каждым днем.
"Уровень освоения педагогами навыков использования WhatsApp или социальных сетей достаточно высок, но однозначно несоизмерим с теми технологиями, которые используются сегодня в образовании. И список необходимых требований и навыков как к педагогам, так и ко всем нам, неуклонно растет каждый день", - говорит спикер.
Спикер привел цитату отца искусственного интеллекта Алана Кейя: "Технологии - это все, чего не было, когда ты родился". Поэтому, объясняет он, сегодня многое может быть новшеством даже для самого молодого специалиста образовательного учреждения.
Учитывая необходимость высокой скорости освоения новых технологий, Нартай Ашим призвал педагогов и псевдо-экспертов не "хайповать" на теме дистанционного образования, а приложить все усилия к тому, чтобы выявить плюсы системы и найти им применение и в дальнейшем в офлайн-формате.
Кроме того, использование технологий в дистанционном обучении - не единственный вопрос, на который следовало бы обратить внимание. Пандемия вскрыла целый пласт проблем, существующих в сфере образования.
"Благодаря тому, что родители учатся "осознанности" во всем, что касается воспитания и образования детей, и тому, что "онлайн-уроки" стали достоянием общественности, мы можем судить о достоинствах и недостатках преподавания в целом. Исчезло само понятие black box, то, с чем сравнивали классы, в которых проходили уроки, то, свидетелями чего являлись только учитель и ученики", - сказал Нартай Ашим.
Самый главный урок, который мы усвоили во время пандемии, – это понимание существующих проблем, умение их обсуждать и искать пути решения.
Был принят закон о статусе педагога, стало уделяться внимание подготовке и обучению педагогов. Признавая факт нехватки педагогических кадров, на многое пришлось закрывать глаза. Например, в ходе видеозаписи онлайн-уроков казахского языка, у учителя был обнаружен недопустимый дефект речи, он не может произнести сонорный звук Ң, по сути, этот педагог не должен был быть принят в учебное заведение при обнаружении этого недостатка. Ни в коем случае не умаляя способностей этого педагога, следует понимать, что в данном случае одна ошибка тянет за собой целый ворох проблем, и это не должно стать закономерностью.
Кроме того, спикер отметил огромную разницу в качестве преподавания педагогами частных школ, имеющих огромные преимущества в техническом оснащении, и педагогами сельских школ, не оснащенных новыми технологиями и хорошим интернетом, зачастую испытывающих дефицит самих кадров, имеющих к тому же низкий уровень подготовки.
Отвечая на вопрос о цифровой гигиене, спикер призвал педагогов отказаться от бездумного потребления контента в интернете и необходимости соответствия этого контента многим критериям.
"Любая информация в сфере образования должна быть изучена", - сказал он.
Самый лучший и большой конкурс в жизни учителя, считает Нартай Ашим, это конкурс на количество сильных и успешных учеников, которых смогли обучить и выпустить наши педагоги. Это конкурс будущего, конкурс, протяженностью 10-15 лет.
- Как выпускникам определиться с будущей профессией?
- При приеме студентов в Гарвардский университет большое внимание уделяется такому критерию, как "умение заботиться и проявлять неравнодушие" (caring – англ.), мне кажется, что это очень важный навык, который необходим нашим выпускникам", - утверждает спикер.
- В целом, подглядывая за детьми и наблюдая рабочие процессы, мы можем предположить, что их работа точно будет связана с компьютерами, скорее всего, нашим детям не придется ходить на работу и сидеть там с девяти до шести, многие будут работать из дома. Рефлексируя и размышляя на эту тему, можно точно сказать, чего не будет хватать нашим детям: во-первых, коммуникации, навыка, который нужно развивать; во-вторых, коллаборации, умения сотрудничать и работать в нескольких проектах, контактируя со множеством людей; и, наконец, им будет необходим навык быстрой обучаемости и освоения всего нового.
Видеозапись эфира вы можете посмотреть на YouTube-канале I-BALAQAI.
Читатели, зрители и слушатели также смогут найти фрагменты интервью на радиостанциях Zhuldyz FM, Tengri FM, VOSTOK FM.
Также этот материал доступен в виде подкаста, слушайте на SoundCloud, Anchor.FM, "Яндекс.Музыке" и во "ВКонтакте".
Мы выкладываем самые интересные видео в нашем новом Telegram-канале TengriTV. Подписывайтесь и смотрите!
Показать комментарии
Читайте также