16 декабря 2018 10:07

40 каменных глыб и сусальное золото. Раскрыты тайны монумента Независимости в Алматы

Фото с сайта yorick.kz

В декабре 1996 года на площади Республики в Алматы появился монумент Независимости. Он представляет из себя статую Золотого воина с барсом на высокой стеле. Один из участников  рабочей группы по созданию памятника Болат Сауранбаев раскрыл корреспонденту Тengrinews.kz историю его строительства и установки.

ПОДЕЛИТЬСЯ

В декабре 1996 года на площади Республики в Алматы появился монумент Независимости. Он представляет из себя статую Золотого воина с барсом на высокой стеле. Один из участников  рабочей группы по созданию памятника Болат Сауранбаев раскрыл корреспонденту Тengrinews.kz историю его строительства и установки.

Реклама
Реклама

Монумент Независимости Казахстана, как и монумент "Қазақ елі" и Байтерек в Астане, считается символом современного Казахстана. Автор монумента - заслуженный архитектор республики, потомок Шокана Валиханова - Шота Уалиханов. Он был руководителем авторской группы, куда вошли скульпторы Адилет Жумабаев, Нурлан Далбаев и архитектор Казыбек Жарылгапов. Монумент также возведен при соавторстве Калдыбая Монтахаева, Мурата Мансурова, Азата Баярлина, Казыбека Сатыбалдина. Идея создания монумента Независимости пришла Президенту республики Нурсултану Назарбаеву во время поездки в египетский город Луксор в 1993 году, где находится монумент в честь обретения независимости Египтом.

Главный куратор строительства монумента Болат Сауранбаев в 1996 году был заместителем акима Алматы. Строительство было начато весной 1996 года и продолжалось несколько месяцев.


Болат Сауранбаев в 1996 году курировал вопросы строительства и архитектуры в Алматы, возглавлял рабочую группу по строительству монумента Независимости. Фото © Жасулан Нуркасымов

"Мы начали работу где-то в мае 1996 года. На площади вырыли котлован, заложили фундамент. Установили мощный железобетонный каркас, который устремлен ввысь и еще уходит на 10-12 метров под землю, чтобы монумент стоял на века и держался и во время землетрясений, и во время ураганов. Вокруг этого каркаса с четырех сторон ставили гранитные камни.

"Самая тяжелая работа была изготовить стелу из 40 каменных глыб, то есть рядов, и прочно поставить их друг на друга. Каждый каменный ряд был в высоту полтора метра. Он собирался из четырех гранитных камней. На заводе в Бурундае мастера Николай Фомин и Куандык Байгатаров огненным резаком выжигали гранитные камни. Камни были размером с комнату. После обжига из этих камней получались полутораметровые каменные изделия с орнаментами. И это было 1/4 частью одного каменного ряда. Конечно, сейчас камень можно разрезать современным итальянским оборудованием, заранее просчитав размеры на компьютере. А тогда все делали огненным резаком, диким способом. Но какими же мастерами были Фомин и его команда! Одним огнем смог камни превратить в произведения искусства. Каждый камень имеет свои узоры. То, что все работы сделаны ручным трудом, придает этому монументу дополнительную ценность".

Параллельно в Латвии отливали золотого воина и барса. По словам Сауранбаева, их было решено отлить в Риге, поскольку на тот момент именно там делались наиболее качественные монументы.

Строительство стелы для монумента Независимости. 1996 год. Фото из личного архива Болата Сауранбаева

А тем временем в Алматы уже изготовили каменные ряды. И теперь надо было их уложить друг на друга.

"Это было очень рискованно. Не дай бог, если бы камень чуть-чуть пережгли на заводе, то он разделился бы пополам. И тогда потеряли бы время на переделывание. Но Фомин сделал все идеально. Поэтому следующая задача была в том, чтобы все эти каменные ряды поставить друг на друга. Как я говорил, каждый каменный ряд состоял из четырех камней. Было сложно все эти камни объединить, зацепить, поднять и поставить ровно и прочно. Для этого мы изготовили самодельный кондуктор (металлические скобы), чтобы поднять каменный ряд и поставить на другой ряд. Каждый каменный ряд сверху залили бетоном. Между рядами была свинцовая полоса, чтобы влага не попала в арматуру, которая внутри. Каждый раз, когда камни поднимали вверх, волновались. Если уронят, придется все заново делать. Но все обошлось. Первые каменные ряды дались трудно, а дальше уже набили руку, и все пошло как по маслу", - вспоминает Сауранбаев.

На площади строители поставили вагончик. Там проводили планерки, обсуждали планы строительства. Как рассказывает Болат Оспанович, каждый день в 6 утра собирались и работали до 10 вечера. Через несколько месяцев специальным рейсом из Риги в Алматы привезли статую Золотого воина и барса. Но заказчиков результат работы разочаровал.

1996 год. Работы над статуей Золотого воина. Фото из личного архива Болата Сауранбаева

"Когда привезли на завод имени Кирова, выяснилось, что у монумента огромное количество недоработок. Золотому воину рукава не до конца отлили, барсу крылья неправильно сделали. Мы схватились за голову. Столько месяцев ушло зря, столько денег. Пришлось дорабатывать нашим специалистам. Они стали шлифовать, доливать, соединять барса с золотым воином. И в течение месяца все исправили. Оказалось, что наши более профессиональны, чем в Риге", - делает вывод Сауранбаев. 

Еще одним сложнейшим моментом было достать и купить сусальное золото для украшения монумента.

"В то время на него были очень жесткие ограничения. Обычно этим золотом покрывают купола церквей, иконы. Но мы хоть и с трудом, но добились разрешения от всех соответствующих органов. И это золото привезли. Тонким слоем украсили кольцо на груди Золотого воина, а также шлем, щит, стрелы и крылья барса. Однажды была забавная ситуация. Я захожу на завод и вижу - ребята очень веселые, смеются, что-то бурно обсуждают. Обычно им не до веселья. Спрашиваю, в чем дело. Они мне говорят, по задумке барс не должен быть бесполым, и мы сделали его самцом, использовав немного золота. Я говорю: Вы с ума сошли? За каждый грамм отвечаем головой. И еще авторский надзор есть. Они успокаивают, что всех предупредили - барс будет самцом".

1996 год. Статую привезли на площадь Республики для установки. Фото из личного архива Болата Сауранбаева.

Основные работы к декабрю были завершены. Оставалось самое главное: установить Золотого воина с барсом на вершину стелы. А высота стелы составляет около 30 метров.

"5 декабря поднялись на вершину стелы, чтобы проверить, подходят ли гайки и болты, с помощью которых будет крепиться закладная (основание под барсом). Слесарь закрутил три гайки. Раз - три гайки закрутились легко, четвертую решил не проверять. Хотя я его уговаривал". 

"8 декабря, как и всегда, проснулся рано утром, в 5, поехал на завод. Оттуда решили привезти Золотого воина и барса, чтобы установить его на площади. Воин с барсом уже был соединен и стал огромным монументом. Когда ехали на панелевозе по улицам, столкнулись с проблемой - монумент не проходит под троллейбусными тралами. Воин был в лежачем положении, а голова барса выглядывала выше троллейбусных проводов. Как их не укладывай, все равно высота не позволяла проехать под проводами. И мы вынуждены были большими деревянными шестами поднимать каждый провод. И так почти за 4 часа добрались до площади".

После того как монумент доставили на площадь, его на кране стали поднимать на вершину стелы для установки. Когда подняли на высоту, снова произошел форс-мажор.

Перед установкой Золотого воина на вершине стелы строители проверяли готовность основы. Фото из альбома Болата Сауранбаева

"Закладную с четырьмя резьбами нужно было соединить с вершиной стелы. Слесарь закрутил три гайки, а четвертая, как ни пытался, не закрутилась. Я ему говорю: вот ты не послушался, когда я просил проверить все, и вот тебе закон подлости. До этого он проверил три гайки и четвертую не стал. И именно эта гайка не подошла. И вот после тщетных попыток закрутить все уже нервничали. Решили съездить на завод за новым болтом. А воина с барсом спустили, но держали на уровне 1-2 метра над землей. Нельзя было класть на асфальт, так как под барсом была закладная с резьбами. Прежде чем поехать на завод, нашли человека, который замеряет размеры гаек и болтов. Он был дома в "веселом" состоянии. Пришлось его отрезвлять холодной водой, потом привезти на площадь. Он поднялся наверх, замерил. И мы поехали на завод, подобрали болт, ориентируясь на его замеры. И этот болт идеально подошел. Закрутили все четыре гайки, накрыли плинтом. А потом установили Золотого воина с барсом. По иронии судьбы в тот день у меня был день рождения, и дома собрались гости. Но я пришел домой после 12 ночи, усталым после монтажа, но довольным, что все сделано", - заканчивает рассказ Болат Оспанович.

1996 год. Торжественное открытие монумента Независимости. Фото из альбома Болата Сауранбаева

16 декабря 1996 года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и президент Турции Сулейман Демирель разрезали ленточку и открыли монумент Независимости на площади Республики в Алматы.

Над созданием монумента Независимости трудились около 60 человек. Фото из альбома Болата Сауранбаева

22 года спустя. Декабрь 2018 года. Строители монумента Независимости Мазан Сергазин и Болат Сауранбаев. Фото © Жасулан Нуркасымов

По данным книги "Алматы энциклопедиясы", экспозиция монумента Независимости растянута горизонтально на 180 метров. Центр композиции - вертикальная пластическая стела, напоминающая рельефные мангышлакские кулпытасы, имеет высоту 28 метров. Она завершается статуей Золотого человека (высотой 6 метров) - правителя, который стоя управляет крылатым барсом и символизирует твердую государственную власть на казахстанской земле. Стела установлена на полукруглом постаменте диаметром 46 метров, который размещен в центре замощенной круглой площадки.

Стела закрепляет определенную точку в пространстве, располагаясь на фоне двух высотных зданий. Чем ближе подходим мы к ней, тем резче и динамичнее она устремляется в небо. В нижней части стелы высечена надпись "25 октября 1990 года провозглашен государственный суверенитет Казахстана. 16 декабря 1991 года объявлена государственная независимость Казахстана".

У подножья стелы размещена скульптурная группа из аллегорических фигур: "Мудрец - небо" и "Матерь -земля". 

Дети-всадники символизируют молодость и большое будущее нашей Республики. Фото © Жасулан Нуркасымов

Фигуры размещены по четырем сторонам. Кроме того, отец, мать и дети составляют семью - основу государства. Эти фигуры вписываются в квадрат, олицетворяющий устойчивость и прочность. По обеим сторонам стелы по кругу размещены 10 барельефов, которые раскрывают историю Казахстана с древнейших времен до наших дней.

Бронзовая книга с отпечатком ладони Президента РК. В книге написано: "Выбирай и блаженствуй". Фото © Жасулан Нуркасымов

Монумент Независимости во время и после строительства. Фото предоставлено Музеем Алматы.

Пригласительный билет на открытие монумента Независимости. 1996 год. Фото предоставлено Центральным государственным музеем РК

Показать комментарии
Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram