Специальный проект
Меню
Из аграрного в промышленный
Как одно предприятие изменило статус целого региона
Этот материал подготовлен в рамках спецпроекта ко Дню Республики под названием "Как менялась жизнь казахстанцев". Предлагаем вам окунуться в историю ключевых событий страны и вспомнить интересные моменты.
Уже при входе на завод Allur я остался без средства съемки и диктофона. Смартфон пришлось сдать на пункте пропуска. После визуального осмотра сумки и проверки металлодетектором куртки поступил вопрос: "Есть флешка?"

– Корпоративные правила. Надо было в запросе на посещение завода указать, что будете со смартфоном. Здесь везде любят точность – не только на конвейере. Но ничего, диктофон я дам свой, а фотографии сделает наш CMM-специалист Кристина, - успокоила пресс-секретарь предприятия, Анара Мустафина. Кристина вскоре к нам присоединилась.
Цеха завода
Цех мелкоузловой сборки удивляет масштабом (общая площадь завода 104 000 квадратных метров).

– За день легко набирается 10-15 тысяч пройденных шагов, - комментирует Анара.

Мы идем по пешеходному пути с нарисованным на нем человечком. Дело в том, что здесь постоянно курсируют кары с грузами. Поэтому места положенных переходов здесь обозначены "зеброй". Но еще чаще мимо проезжают райдеры для мытья полов. Чистота на заводе и борьба с пылью – одна из важных задач.

Рядом находится покрасочный цех. Его сотрудники ходят в униформе из материала, который не имеет ворса. А в свой цех они входят только после процедуры обдува.
Цех окраски
В этом году на заводе запущен цех окраски пластика (ЦОП). Расположен он на площади 5 тысяч квадратных метров. За одну восьмичасовую смену конвейер может окрасить пластиковые комплекты для 128 автомобильных кузовов. Отличительной особенностью объекта является его высокая степень автоматизации — 100% основных операций по выпуску продукции проходят на автоматических конвейерах и роботизированных установках.
Цех окраски
Замечаем, что сотрудники подразделений и линий сборки завода носят спецодежду разных материалов и цветов. Например, у сварщиков униформа черная, из огнезащитной ткани, а рукава и воротники замшевые. Кстати, этап сварки самый первый на конвейере – здесь собирается кузов.
Сварка на автозаводе особо не искрит. Она точечная, контактная. На снимке выше – роботизированная лазерная сварка. Полуавтоматами управляют люди. Замечаю, что у них весьма напряженные лица. Работа ответственная – от сварки зависит безопасность будущих водителей и пассажиров. Кузов вскоре станет постоянно воспринимать все нагрузки, действующие на автомобиль.
Сварочная линия
У каждой марки автомобиля своя сварочная линия и производственные посты. На каждом посту у сварщика определенные точки сварки. Допустимая погрешность – 0, 2 миллиметра. Всего на авто может быть до 6 тысяч точек сварки.
Посторонним вход воспрещен.
И причем тут свадьба?

Дальше будущий автомобиль отправляется в ванну, куда его погружают для нанесения антикоррозийного покрытия. Затем наносятся грунт, основа, лак и дальше окраска. Посторонним вход воспрещен.

Окрашенный автомобиль отправляется в сборочный цех. Здесь происходит один из важных моментов автоконвейера. В сборочном цехе играют "свадьбу". Так иногда называют соединение кузова и ходовой части.

Финальный этап – установка деталей интерьера, сидений, колес и другого. В двигатель заливаются технические жидкости и машина готова к тому, чтобы отправиться на тестовый участок. Это уже финишная прямая.
Покрасочный цех
Музыкальный слух

По дороге к испытательным барабанам и water-боксу встретили Александра Росликова. Молодой человек работает на заводе с 2012 года. Начинал слесарем. Можно сказать, что Александр собирательный образ работника завода. Вообще, здесь очень много людей, которые работают больше 10 лет.
Александр Росликов
– Больше 10 лет назад были только три линии крупноузловой сборки. На линии я отработал две недели. Потом ушел на диагностику и запуск автомобилей, - говорит Александр.

А сейчас диагностика изменилась?

– Конечно, машина программируется полностью. Чего только не произошло за 10 лет… Сейчас я работаю электриком в цеху, где занимаюсь мелкосрочным ремонтом неисправностей, которые возникают в ходе испытаний.
Цех мелкоузловой сборки
И так, снова к финишной прямой – это тестовый участок. В числе прочего, здесь проводятся испытания на беговых барабанах – испытывается корректность работы тормозной системы. В "водяной" камере автомобиль проходит через вертикальные, горизонтальные напорные струи воды. Так проверяется герметичность уплотнителей. После этого машина отправляется уже на свой последний этап.

Ходовые испытания – водители-испытатели проезжают специальный маршрут. Он имитирует большую часть наших дорог – ямы, выбоины и т.д.

У наших водителей-испытателей музыкальный слух. Мы их называем "слухачами". Они любой незначительный посторонний шум услышат. И еще по характеру щепетильные, - замечает Анара.
Что там теперь?
После увлекательной экскурсии, таксист забирает от завода и неожиданно спрашивает:

- Что там теперь? Я в 90-ые отсюда станки вывозил. Время такое было. И не думал тогда, что от завода что-то останется.
Действительно, в 90-ых предприятие стало банкротом и объектом для разграбления. В те годы это был Кустанайский дизельный завод (КДЗ).
Его строительство стартовало в 1982 году. Вот на фото тот самый момент - мужчины забивают первый колышек на месте строительства.
В завод "вливали" миллиарды, приобретали оборудование у ведущих зарубежных фирм и приглашали десятки зарубежных специалистов. Максимальная мощность завода рассчитывалась на 40 тысяч двигателей в год. Но только в 1991 году был произведен первый двигатель. Затем развал СССР прервал все логистические цепочки и КДЗ постепенно впал в затяжную депрессию.
Из глубокой комы завод вывели только в 2003-ем. В то время автомобильный бизнес уже набирал обороты.

В этом же году в другой части Казахстана, в Алматы, на пересечении улиц Сатпаева-Ленина (ныне Достык), в арендованном боксе, открывается СТО под названием Allur. Аллюр - это разновидность походки лошади. Каждое изменение аллюра, будь то шаг, рысь или галоп, демонстрирует уникальную красоту, стиль, динамику и мощь.

Понимая, что только сервисными услугами никого на рынке не удивить, бизнесмены решают стать автодилерами и привлекают корейского производителя автомобилей. Затем еще другие бренды, а в 2009 объявляют, что на базе того самого КДЗ (а ныне завод Allur) будут осуществлять крупноузловую сборку автомобилей.

Сегодня, благодаря трансформации маленькой СТО в крупнейшего автопроизводителя, Костанайскую область все чаще называют не аграрной, а индустриальной.
Важный компонент

В своей истории компания особое внимание уделяет 2013 году. Тогда завод Allur запустил первое в Казахстане серийное CKD-производство (мелкоузловая сборка). Сейчас, считают в компании, автомобильная промышленность Казахстана созрела для перехода на новый уровень. Пора переходить к производству автокомпонентов.

И на территории индустриальной зоны Костаная уже идет строительство такого завода. Планируется, что здесь будут производить комплектующие для первичной установки на автомобильных заводах и вторичной для рынка запасных частей.

Повышение уровня локализации в перспективе значительно облегчит эксплуатацию автомобилей. Без лишней иронии можно говорить о том, что произведенное в Казахстане автомобильное кресло уже не придется транспортировать за 4 тысячи километров. Кроме того, каждое кресло – это новые рабочие места.

Сегодня, спустя 10 лет после запуска мелкоузлового производства, Allur крупнейшая автомобильная компания Казахстана, которая не просто производит и продает автомобили, но и развивает автоиндустрию нового формата, создавая экосистему мобильности Allur, чтобы движение становилось удобнее и доступнее для каждого казахстанца.

Вообще миссия компании звучит так: "Мы убираем преграды, чтобы каждый казахстанец мог свободно и уверенно двигаться к своим целям в своей стране. Где есть воля, там есть путь".

Похожий девиз красной линией проходит через культовую в среде бизнесменов (и не только) книгу "Атлант расправил плечи". Она о деловых людях, которые не боятся нового, идут ему навстречу, постоянно преодолевая сопротивление отдельных людей, целых сообществ, роковых обстоятельств. И в итоге приходят к триумфу.
*Фото предоставлены компанией Allur

Уже при входе на завод Allur я остался без средства съемки и диктофона. Смартфон пришлось сдать на пункте пропуска. После визуального осмотра сумки и проверки металлодетектором куртки поступил вопрос: "Есть флешка?"

– Корпоративные правила. Надо было в запросе на посещение завода указать, что будете со смартфоном. Здесь везде любят точность – не только на конвейере. Но ничего, диктофон я дам свой, а фотографии сделает наш CMM-специалист Кристина, - успокоила пресс-секретарь предприятия, Анара Мустафина. Кристина вскоре к нам присоединилась.