09 июня 2016 | 18:01

Археологи опасаются разрушения городища Талхиз из-за строительства дороги

Фото предоставлено Дмитрием Воякиным

Строительство автодороги Бирлик - Акбулак грозит разрушением древнему городищу Талхиз. Об этом в интервью Tengrinews.kz заявил заместитель председателя Национального комитета всемирного наследия ЮНЕСКО Дмитрий Воякин. Он пояснил, что возраст городища, расположенного недалеко от Талгара Алматинской области, насчитывает 1 200 лет, оно было основано в восьмом веке нашей эры.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Строительство автодороги Бирлик - Акбулак грозит разрушением древнему городищу Талхиз. Об этом в интервью Tengrinews.kz заявил заместитель председателя Национального комитета всемирного наследия ЮНЕСКО Дмитрий Воякин. Он пояснил, что возраст городища, расположенного недалеко от Талгара Алматинской области, насчитывает 1 200 лет, оно было основано в восьмом веке нашей эры.

На его территории еще в 19 веке побывал великий ученый Шокан Уалиханов. Постоянные работы археологов ведутся с 1940-х годов. Самая длительная экспедиция - казахстанско-российская - действовала здесь с 1992 по 2013-14 годы. Само городище включает в себя центральную часть в 320 квадратных метров, состоявшую из валов и башен, и рабата - построек за стенами. На территории городища были сделаны такие находки, как уникальное фарфоровое блюдо из Японии 12 века нашей эры. Сейчас оно хранится в Центральном госмузее Казахстана. Обнаружена также коллекция зеркал из Китая, Ирана и других стран Ближнего востока. "Из Талхиза происходит самая крупная коллекция изделий из черного металла в Центральной Азии - изделий кузнечного ремесла, орудий скотоводов, земледельцев. Их около 200, причем в хорошей сохранности. Ученые также сделали большое открытие - наличие дамасской стали. То есть, местные мастера умели изготавливать дамасскую сталь", - рассказывает Воякин.

Реклама
Реклама

Ученый отметил, что о работах ученые узнали от туристов, которые в 2014 году сообщили, что вплотную к городищу был построен мост и подведена автодорога, которая должна "разрезать городище на две части". Он пояснил, что само городище пока не тронуто, но строительство моста в охранной зоне, которая составляет 50 метров от границ памятника, запрещается даже на уровне национального законодательства. "Именно в этой зоне и строится мост. Он подошел прямо к стене городища. Следующим шагом будет только продолжение дороги по телу городища", - говорит специалист.

По словам ученого, за это время были направлены свыше 50 разных писем с требованием остановить проект. "Как нам пояснили в ходе госкомиссии, мораторий был наложен, прекратили всякие работы вблизи городища. Были вызваны международные эксперты. Мы предлагали дорогу перенести в сторону. Вначале строители соглашались, что необходимо изменить направление. В итоге сказали, что денег нет, что такая инфраструктура нужна государству, что пополам разрежем и ничего страшного, вы можете изучить эту центральную часть", - возмущается специалист.

Специалист Наталья Душкина из ИКОМОС (англ. International Council on Monuments and Sites) провела несколько дней на объекте. В итоге она сделала заявление, что необходимо наложить мораторий вообще на все виды работ. В противном случае, если государство не пойдет это, будет запущен механизм исключения номинации из Списка всемирного наследия. По словам ученого, городище является компонентом в составе серийного объекта всемирного наследия "Шелковый путь: сеть маршрутов Чанъань - Тянь-Шанского коридора". Таких компонентов по этому коридору от центрального Китая до Казахстана включено 33. "Из них 22 существуют на территории Китая, три городища на территории Кыргызстана и восемь объектов на территории Казахстана", - пояснила Наталья.

"Вместе с Талхизом будут поставлены под угрозу исключения и все остальные 32 объекта китайских и кыргызстанских. Это грозит не только международным скандалом, но и потерей репутации и имиджа, которые Казахстан на международной арене имеет", - заявила Душкина. Сейчас, по ее словам, этот ответ изучают в МИД РК.

Между тем, на объект прибыли, как рассказывает Воякин, представители организации под названием "Казархеология". Они якобы отправили в Минкультуры и спорта РК отчет о том, что в ходе раскопок никаких серьезных культурных слоев не обнаружено, фактически городища нет, и дорога может быть там построена без проблем. "У академика Карла Байпакова это вызвало бурю эмоций негативных, представляете, человек всю жизнь там работал. У него был грант. На эти деньги он привлек рабочих, экспертов. И прямо на эти же места, где "Казархеология"копала, заложил раскопы, которые выявили огромное количество артефактов. Этот отчет был направлен в Минкультуры, и там отреагировали, по крайней мере устно, сказали, что документ принят, что он доказал, что городище есть", - говорит Воякин. 

В свою очередь, начальник Управления транспорта Алматинской области Жасыбаев Ержан пояснил, что строительство автодороги ведет ТОО "Еламан" по заказу его ведомства. "Наша дорога проходит в 17-20 метрах от городища. Этот проект прошел экспертизу еще в 2008 году. Дорога строится согласно генплану города Талгар. Они (ученые - прим. автора) в 2013 году сделали себе ( территорию - прим. автора) 19 гектаров и нам просто-напросто не дали провести дорогу. Они специально расширили свой участок. У них изначально была территория 3,9 гектара", - поясняет чиновник.

Он заявил, что проектировщики согласовывали проект с учеными. "Потом они расширили свою территорию и каким-то образом дорога попала на новую территорию. Но закон обратной силы не имеет. Дорога есть, и мы будем ее строить. По графику мы должны закончить в ноябре. Это дорога второй категории, ширина девять метров, двухполосная, без разделительной полосы. Мост построен согласно проекту. Мы максимально отходим от городища. После того, как мы построили, они шум подняли. Когда мы строили, никто ничего не говорил", - сказал он.

В свою очередь, аким Талгарского района Райхан Садыкова пояснила, что строительство дороги было запланировано в преддверии Универсиады-2017. "Дорога должна разгрузить основную трассу Алматы - Талгар - Акбулак", - пояснила она. По ее словам, строительство дороги пока приостановлено. "Дорога на сегодняшний день не строится. Идут переговоры с археологами, с представителями ЮНЕСКО. Или будем обходить, или находить более человеческие, лояльные пути. Этот вопрос будет решаться по согласованию со всеми", - сказала она.

Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная