24 мая 2023 | 16:00

Быть или не быть: зачем нужны муралы?

Принято считать, что на стенах домов рисуют только вандалы. Но граффити, стрит-арт и паблик-арт становятся значимыми средствами коммуникации, раскрывая аспекты городской жизни. В Казахстане также есть инициативы, развивающие уличное искусство. Например, ежегодный ArtbatFest в Алматы, где художники со всего мира создают уличные инсталляции или тематические муралы и малые архитектурные формы, которые появляются затем на улицах казахстанских городов. Развитие стрит-арта возможно благодаря энтузиазму художников и поддержке компаний, которые признают его важность.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Принято считать, что на стенах домов рисуют только вандалы. Но граффити, стрит-арт и паблик-арт становятся значимыми средствами коммуникации, раскрывая аспекты городской жизни. В Казахстане также есть инициативы, развивающие уличное искусство. Например, ежегодный ArtbatFest в Алматы, где художники со всего мира создают уличные инсталляции или тематические муралы и малые архитектурные формы, которые появляются затем на улицах казахстанских городов. Развитие стрит-арта возможно благодаря энтузиазму художников и поддержке компаний, которые признают его важность.

Мы обсудили с Ириной Харитоновой, директором департамента креативного туризма АО "НК Kazakh Tourism", будущее стрит-арта в Казахстане, его положительное влияние на социально-экономические показатели и как оно улучшает креативный ландшафт.

Реклама
Реклама

Почему именно стрит-арт выбран как одно из направлений по улучшению креативного ландшафта?

Из моего опыта работы с креативной индустрией я поняла, что стрит-арт обладает значительным социальным эффектом. Заинтересованность возросла после знакомства с известным художником Дмитрием Repas. Исследуя его работы, мы увидели, какое влияние они оказывают, и что стрит-арт может быть не только мощным средством самовыражения художника, но и языком, на котором город общается со своими жителями и гостями. Так возникла трехсторонняя коллаборация между мастерской REPAS, Kazakh Tourism и Jusan Bank. Мы успешно реализовали несколько проектов по созданию муралов в Караганде, Шымкенте и Астане. Уличное искусство поднимает важные социальные темы. Когда в этом процессе взаимодействуют государство, художники и бизнес, это свидетельствует о соблюдении принципов ESG-повестки, учитывающих экологические, социальные и управленческие аспекты. И, конечно, это является показателем развития креативной экономики, к чему мы и стремимся.

Какие этапы проходит проект на пути к созданию?

Проект стартовал в 2022 году, и мы установили взаимодействие между государством и бизнесом, подписав меморандум о сотрудничестве с Jusan. Цель проекта – изменение креативного ландшафта Казахстана. Мы определили сильные стороны проекта и разработали механику. Команда состоит из 10 человек, включая сотрудников Kazakh Tourism, Jusan и художников REPAS. Главная задача представителей госсектора заключается в поиске подходящих локаций и согласовании организационных моментов с местными исполнительными органами. Креативная индустрия в нашей стране явление относительно новое, и в регионах нам иногда требуется больше времени, чтобы объяснить, почему мы хотим создавать муралы и какая от них польза. В западных странах такие инициативы уже часть субкультуры, в то время как у нас они имеют образовательный характер. Jusan берет на себя расходы по производству, а REPAS отвечает за контент и креативную часть. Тема каждого мурала разрабатывается с учетом географических, исторических и культурных особенностей региона. Кроме того, в каждом городе мы привлекаем талантливых людей, желающих участвовать в процессе, и они также становятся частью проекта. У нас слаженная команда, работающая вместе, и у нас множество возможностей для реализации идей.

Директор департамента креативного туризма АО "НК Kazakh Tourism" Ирина Харитонова

Будете ли вы проводить исследования на тему влияния стрит-арта на социально-экономические показатели городов?

Главная задача нашего департамента – развитие креативных индустрий и креативного туризма. В процессе реализации проекта мы столкнулись с недостатком аналитики по этой теме на примере Казахстана. Большинство исследований, которые существуют, касаются зарубежного опыта. Но, на наш взгляд, создание и развитие комфортной среды в городах и селах должно исходить из нашего собственного опыта и учитывать особенности нашей ментальности. При этом важно отслеживать результаты работы. Поэтому мы обратились за консультацией к коллегам из Европы для разработки методики по анализу социального и экономического эффекта проекта.
С помощью урбанистов, архитекторов и экспертов в сфере ESG мы будем анализировать каждый регион и поймем, как наш проект меняет ландшафт и влияет на население. Итогом станет методическое пособие для вузов и образовательных центров. Это поможет систематизировать и распространить наш опыт и знания о влиянии креативных индустрий на развитие социума и экономики.

Проект по изменению креативного ландшафта успешно реализован в Астане, Караганде и Шымкенте. Какие результаты вы видите?

Проект строится по принципу экосистемы, где взаимосвязаны социальные, экономические и культурные аспекты. В процессе создания стрит-арта мы меняем инфраструктуру городов: вывозим мусор, создаем новые рабочие места, проводим образовательные программы, где объясняем значение муралов. Эти действия существенно влияют на социально-экономические показатели городов. Улучшается экологическая обстановка и безопасность районов, развиваются местные сообщества, появляются новые возможности у бизнеса. Это в свою очередь увеличивает доходы города и его жителей.

Одним из важных аспектов нашего проекта является джентрификация. Это когда проводят реновацию упадочных городских кварталов и отдельных локаций, превращая их в привлекательные места для местных жителей и туристов. Примером такого успеха считается район Винвуд в Майами. Мы хотим подать положительный пример другим компаниям, показывая, как успешно изменить креативный ландшафт городов.

Важным результатом считаем вовлечение местного сообщества. Например, в Караганде художники REPAS работали над муралом совместно с местной академической художницей Евгенией Казаковой. Сложился симбиоз традиционной живописи и стрит-арт-техники.

Мурал на фасаде здания Карагандинского русского драматического театра имени К. С. Станиславского

Горожане стали понимать и ценить муралы как хорошую альтернативу рекламным баннерам или стереотип о "вандализме" еще сохраняется? Недавно в Алматы несанкционированно закрасили мурал "Барыс", полюбившийся жителям города. Как вы будете сохранять свои объекты?

Когда речь идет о ценностях, важно понимать, о чем они. Случай с "Барысом" показал, что необходимо избегать таких ситуаций. Муралы – это язык общения, на котором города могут разговаривать на разные темы: от призывов обратить внимание на существующие проблемы до абстрактного визуального преображения серых стен. Тем более это важный инструмент для социальных и политических инициатив, а также сохранения культурного наследия. Муралы позволяют художникам выразить свои идеи и затронуть множество людей в городской среде. Мы тщательно мониторим состояние муралов и принимаем меры, чтобы предотвращать подобные случаи.

Относительно стереотипов: встречается непонимание проекта, но с помощью образовательных программ нам удается донести ценности. Когда жители понимают наши цели, они оказывают поддержку и помощь всеми возможными способами.

Мурал в г. Шымкент

Вы упомянули меморандум о сотрудничестве с Jusan. В чем его цель и какие проекты в нем предусмотрены?

Наши основные инициативы включают совместное создание муралов и проведение воркшопов и питчингов для креативных предпринимателей. Jusan задал тренд в организации питчингов, и теперь мы получаем много предложений о сотрудничестве от других компаний. Следующим шагом станет проведение исследований в области креативного предпринимательства и туризма, работа с городскими пространствами. Наш подход к сотрудничеству достаточно гибок: Kazakh Tourism предлагает проекты банку, которые у Jusan соответствуют их миссии и целям, либо мы нуждаемся в их экспертном мнении. В свою очередь Jusan поддерживает нас и знакомит нас с талантливыми креаторами, которых мы впоследствии привлекаем в свои проекты.
Очень рады, что удалось создать площадку, где государство объединяет бизнес и креативный сектор. Талантливые люди находят инвесторов, а инвесторы – хорошие проекты. Мы выступаем в качестве гаранта исполнения обязательств между всеми сторонами. Наша главная цель – масштабировать подобные проекты и вовлекать в них как можно больше талантливых людей.

Мурал на мосту "Беласар" в г. Астана

Давайте обсудим туризм. Какие преимущества дает паблик-арт и стрит-арт для экономического развития и привлечения туристов?

Современного туриста сложно впечатлить. Но стрит-арт имеет важный посыл и способен вызвать эмоции у человека. Уличное искусство гармонично вписывается в городскую среду и изменяет привычные маршруты, позволяя "ощутить" город. Сейчас активно развивается новый вид туризма, связанный именно со стрит-артом и граффити. Существует направление street art hunting, когда поклонники уличного искусства путешествуют по миру для поиска уникальных граффити, муралов и малых архитектурных форм. Есть тематические сайты, на которых можно увидеть мировую карту с фото и адресами стрит-арта. Мы также рассматриваем возможность создания подобного сайта, где будет собрано уличное искусство Казахстана.

У нас уже есть успешные примеры интеграции нашего проекта в городские маршруты. Наш мурал в Караганде, расположенный на фасаде театра имени Станиславского, включен в программу экскурсии "Пока не исчезло". В этом проекте туристам показывают знаковые места города и рассказывают его историю. Интересно, что включение мурала в экскурсию вызвало широкий отклик у местных жителей, многие захотели его увидеть. Таким образом, с помощью муралов мы развиваем и локальный туризм тоже.

Может ли стрит-арт стать альтернативой музеям? Своеобразным музеем на улице?

Если смотреть на пирамиду потребностей жителей Казахстана, может показаться, что искусство, а тем более уличное, это не первоначальная нужда. Но отношение к нему меняется, приходит понимание его значимости. Стрит-арт перестает быть просто рисунком на стене, он становится средством привлечения внимания к различным проблемам, таким как экология, гендерное неравенство, нарушение прав. Мне кажется, стрит-арт уже стал альтернативой музеям. Наши главные зрители – жители городов. И проект этот для них: ведь мы стремимся изменить не только креативный ландшафт, но и мышление людей.

Мы делимся идеями авторов искусства, а это заставляет задуматься над главными ценностями жизни. Совместно с Jusan и REPAS, которые разделяют нашу миссию, мы закладываем основу для будущего креативной индустрии Казахстана.

Партнерский материал

Показать комментарии
Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная