14 сентября 2023 | 08:40

"Чтобы деньги оставались в Казахстане". Эксперты о встрече Токаева с бизнесменами

Рабига Дюсенгулова корреспондент
Фото пресс-службы Акорды

Президент Касым-Жомарт Токаев встретился с бизнесменами в Акорде. Глава государства откровенно заявил, что "инвестиции в производства будут рассматриваться как серьезная заявка на то, чтобы доказать законность происхождения активов". Что имел в виду Президент и каких шагов он ждет от крупного бизнеса, корреспондент Tengrinews.kz узнала у экспертов.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Президент Касым-Жомарт Токаев встретился с бизнесменами в Акорде. Глава государства откровенно заявил, что "инвестиции в производства будут рассматриваться как серьезная заявка на то, чтобы доказать законность происхождения активов". Что имел в виду Президент и каких шагов он ждет от крупного бизнеса, корреспондент Tengrinews.kz узнала у экспертов.

Политолог, директор Института евразийской интеграции Уразгали Сельтеев считает, что бизнесменам с легальным происхождением капитала бояться нечего.

"Это не те средства, которые добыты по серым схемам и выведены через офшоры. Это то, что законно заработано на территории Казахстана. При этом, крупным бизнесменам, к которым могут возникнуть вопросы по поводу происхождения их капиталов и активов, был дан намек на то, что шанс реанимировать и сохранить свои позиции у них есть, если они будут осуществлять существенные вложения в казахстанскую экономику, в новые обрабатывающие производства", - отметил эксперт.

Реклама
Реклама

Политолог считает, что в словах Президента звучал прямой посыл о необходимости строить новые комбинаты, фабрики, заводы с глубокой переработкой, если крупный бизнес хочет продолжать работать в Казахстане.

"Финансово-промышленные группы более 30 лет выкачивают природные ресурсы из Казахстана и обогащаются, при этом платя низкие налоги. KAZMinerals, "Казахмыс", нефтяные компании, "Казцинк", ERG и другие промышленные гиганты фактически вывозят чистое сырье в зарубежные страны и тем самым работают на пользу их экономик. Нам же нужно, к примеру, чтобы на территории Казахстана велось производство не медного концентрата, а комплектующих для электроприборов. Шла не только добыча нефти, но и производство полипропилена", - сказал Сельтеев.

Политолог объяснил, что Токаев прямым текстом говорит об ограниченном бюджете государства для развития крупного промышленного производства.

"Он дает прямой сигнал, чтобы этим занялись крупные финансово-промышленные группы. Это толстый намек тем, кто в 90-е сомнительными методами приватизировал комбинаты, заводы, фабрики. Если сейчас они будут активно вкладывать в новые производства, то на этапы их первоначального накопления капитала могут быть закрыты глаза", - отметил Сельтеев.

Резюмируя слова Президента, Сельтеев отмечает, что государство никогда не оказывало давления крупный бизнес.

"Финансово-промышленные группы себя комфортно чувствовали в Казахстане всегда. Работали беспрепятственно в условиях налоговых льгот и других преференций. Зарабатывали, интенсивно выкачивая наши ресурсы. При этом, ориентировочно с 2013 года в разы сократили объем социальной ответственности. На территориях, где они работают, перестали вкладывать в социально-экономическое развитие, в социальные проекты и инфраструктуру.

Если коротко, то главный месседж – пришло время, когда крупный бизнес должен платить по счетам. Президент обозначил некие правила игры – если хотите дальше работать, то вы должны вкладываться в социально-экономическое развитие регионов нашей страны. Нужно возвращать деньги в экономику и самое главное, оставлять их в экономике Казахстана", - сказал он.

По мнению политолога, значительная доля сырья должна оставаться в стране, чтобы сформировалось то самое среднее предпринимательство и только тогда появятся новые игроки.

Останавливаясь на тезисах Президента об отношениях силовых структур и бизнеса, эксперт считает, что в Казахстане участились случаи, когда силовики могут выступать в роли скрытых рейдеров и начинают оказывать давление.

"Преувеличивают нарушения, занимаются запугиванием. Особенно это происходит в регионах. Бизнес устал и растерян. К предпринимателям нередко приходят с просьбами "поделиться", "войти в долю". Причем таких ходоков от разных лиц и структур становится больше. Соответственно растет напряжение. Идея закрепить за каждым инвестиционным проектом представителя прокуратуры – это очень правильное решение.

Во-первых, сотрудник прокуратуры будет нести персональную ответственность за неприкосновенность конкретного бизнеса. Во-вторых, у представителя прокуратуры будут усиленные полномочия по защите этого бизнеса, что будет отпугивать тех, кто имеет потенциальный умысел получить долю в этом бизнесе", - добавил политолог.

Сельтеев считает, что за десятилетия в регионах установилась круговая порука между прокуратурой, судами, полицией, акиматами, спецслужбами.

"Эту систему сложно выкорчевать. Тем более, люди те же самые в ней, а новые просто подстраиваются под "старые" правила. Однако пора принимать решительные меры. Нам необходимо провести реальную реформу судебно-правовой системы, иначе в том числе в экономике и развитии предпринимательства ничего не изменится. У нас 20 регионов. По сути, надо всего лишь 60 принципиальных управленцев-реформаторов и назначить их региональными руководителями полиции, прокуратуры, областных судов с прямым мандатом от президента", - заключил Сельтеев.

Политический обозреватель Газиз Абишев считает, что основной вопрос касается возвращения активов во всех отраслях.

"Здесь имеется в виду, что бизнесмены обеспокоены, не начнут ли к ним возникать вопросы, которые могут быть и справедливыми, а могут быть и формально натянутыми. Потому что первоначальный этап накопления капитала был совершенно разным. Все бизнесмены понимают способности государственных органов и силовых структур интерпретировать по-разному различные финансовые экономические факты.

Президент сталкивается с беспокойством по разным каналам. И ради сохранения инвестиционного климата он говорит: "Вы не беспокойтесь, все нормально, никто вас трогать не будет, особенно если вы будете вкладываться в необходимые нам отрасли", - сказал Абишев.

Эксперт объяснил инициативу Президента закрепить сопровождение со стороны сотрудников надзорного органа за каждым значимым инвестиционным проектом.

"Силовики нужны по ряду причин, первая - чтобы проследить за чистотой внутри самого предприятия, наладить антикоррупционные процессы. А во-вторых, для того чтобы защитить это предприятие от несправедливого наезда со стороны других силовиков. Могут быть такие аргументы", - прокомментировал Абишев.

Касательно высказывания Президента о "сверхконцентрации" политобозреватель объяснил, что крупные корпорации, обладая большим лоббистским ресурсом в прежние времена, выбирали себе большие пакеты поддержки.

"Благодаря поддержке и политическому влиянию это привело к гиперконцентрации. Возможно, речь идет о компаниях, которые сейчас пользуются неоправданным преимуществом в обладании субсидиями", - пояснил он.

Эксперт также считает, что после слов Президента о том, что "микро- и малый бизнес даже при упрощенном налогообложении скрывает и занижает свои обороты", в ближайшем будущем возможна проверка малого и среднего бизнеса.

"Скорее всего, это будет подано формально как красивая идея упрощения налогообложения, чтобы бизнес был сам заинтересован. Но в итоге на этапе реализации внизу выльется в довольно-таки жесткие проверки малого и среднего бизнеса.

Крупные корпорации платят, потому что у них очень сложные бухгалтерии. Они вынуждены всех принимать, оформлять, это в интересах самих корпораций, для того чтобы сохранять финансовый контроль над всей архиструктурой.

А малый бизнес может вручную заплатить 100 тысяч работнику и не платить за него налоги. Я думаю, в целом будет довольно сложно контролировать средние и малые предприятия. Зачастую бывает, что невыплата налогов позволяет этим предприятиям как раз таки выжить и инвестировать в свое развитие. Поэтому это сложный вопрос.

Это могут быть "дочки" или субподрядчики крупных национальных компаний, которые просто все подряд включают, чтобы снизить налоги на прибыль. Вообще, не только в Казахстане, во всем мире всегда пытаются найти tax loophole, чтобы спрятать деньги от высокого налогообложения", - сказал Абишев.

Президент раскритиковал компании, работающие на месторождениях Тенгиз, Кашаган и Карачаганак за никакое местное содержание в товарах.

"Есть компании, которые очень много потребляют в производстве: трубы, здания, новые будки, даже дизайнерские футболки, очень широкий спектр товаров. Все это разрабатывается где-то, там же и производится и в конце концов завозится. Вся эта производственная цепочка - в Китае, Америке или в Турции.

А Президент говорит о том, чтобы пригнали сюда дизайн-офис, разработали техническое положение и все, что может быть произведено в Казахстане, производить и закупать в Казахстане. Чтобы деньги оставались в Казахстане", - объяснил Абишев.

Возвращаясь к разработке Налогового кодекса, политобозреватель считает, что налогообложение упростится только формально.

"Пример Америки показывает, что любое упрощение Налогового кодекса по мере развития экономики, по мере разных политических дебатов и трендов любой Налоговой кодекс склонен к тому, чтобы опять усложняться. Он будет упрощен, но позже усложнится в процессе. К примеру, для частных случаев будет добавляться что-то", - заключил эксперт.

Деньги нужно считать, а Tengri.Деньги - читать! Подписывайтесь на наш Telegram-канал об экономике и финансах

Жаңалықты бірінші болып білгіңіз келсе, қазақ тіліндегі Telegram-арнамызға жазылыңыз!

Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная