ПОДЕЛИТЬСЯ
30 марта 2022 | 08:50
Что делать казахстанцам, пострадавшим от утечки данных "Яндекс.Еды"
Казахстанка, пострадавшая от утечки данных из онлайн-сервиса "Яндекса", а также эксперт по кибербезопасности рассказали о последствиях публикации персональной информации казахстанских пользователей, передает корреспондент Tengrinews.kz.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Казахстанка, пострадавшая от утечки данных из онлайн-сервиса "Яндекса", а также эксперт по кибербезопасности рассказали о последствиях публикации персональной информации казахстанских пользователей, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Пользовательнице сервиса "Яндекс.Еда" из Алматы Ерке Сулейменовой (прим. фамилия изменена по просьбе героини) звонки с неизвестных номеров со спамом стали поступать еще до появления новости об утечке. По ее словам, по нескольку раз в день ей звонят представители различных компаний, предлагающие свои услуги. Звонки поступают с казахстанских номеров, но отличаются они только последними цифрами номера: к примеру, сначала звонят с номера с цифрами "31" на конце, а затем с такого же номера, но с цифрами "35".
"Когда в сети был опубликован адрес сайта, где можно проверить, попали ли твои данные в сеть, то я нашла там свои фамилию, имя и адрес электронной почты. У некоторых я видела домашние адреса, на которые они делали заказ, но моего там не было. Позже появился Telegram-бот, где можно проверить, украли ли твои данные, но там я себя уже не нашла. Однако звонки с неизвестных номеров продолжились и пришлось ставить специальную программу от спама", - рассказала Ерке.
По словам алматинки, среди ее знакомых и родственников также были те, чьи данные оказались в публичном доступе. Им также начали поступать спам-звонки. Для того чтобы обезопасить себя, Ерке отвязала свои банковские карты от приложений "Яндекса" и сменила пароли.
"Сейчас стараюсь пользоваться альтернативными сервисами. На будущее буду осторожнее относиться к этому и лишний раз не оставлять при регистрации свои почту, адреса и не привязывать основную карту. Конечно, неприятно, что я попала в какие-то базы данных, но с этим уже ничего не поделаешь", - отметила казахстанка.
Специалист по кибербезопасности и руководитель Центра анализа и расследования кибератак (прим. ЦАРКА) Олжас Сатиев, отметил, что причиной утечки данных из "Яндекса", по одной из версий, стал не хакерский взлом их базы, а внутренняя утечка со стороны одного из сотрудников компании, который имел доступ к базам данных и выгрузил информацию о пользователях, которые производили заказы в определенный промежуток времени. В этом случае всем пользователям сервисов этой компании не стоит волноваться за свои данные, и особенно за данные платежных карт.
"Яндекс" достаточно быстро отреагировал на эту утечку и предупредил своих пользователей. После этого они подготовили письмо, в котором сообщили, что ужесточат контроль за доступом к данным клиентов для своих сотрудников. В нашу организацию обращений от пострадавших от утечки казахстанцев не поступало, но я знаю, что они есть. На сайтах, где они публиковались, я нашел и свои данные, и своих друзей", - отметил Олжас Сатиев.
По словам специалиста, теперь люди и организации, использующие утекшие в сеть базы, смогут по номеру телефона узнать, в какой момент клиенты "Яндекса" делали доставку и на какие адреса. Однако не случилось утечки данных о банковских картах пользователей и их паролях, и это главное. По словам директора ЦАРКА, пользователи теперь уже ничего не смогут сделать с этим.
"Пользователям остается только требовать от IT-компаний, работающих на нашем рынке, большего регулирования в части защиты персональных данных, а от государства - чтобы компании несли штрафы за такие утечки. В то же время, если вы хотите в дальнейшем пользоваться сервисами доставки или такси, то вам все равно придется указывать реальные адреса и номера телефонов для регистрации", - добавил специалист.
Руководитель Центра анализа и расследования кибератак посоветовал казахстанским пользователям онлайн-сервисов создавать специальные виртуальные карты для оплаты подобных услуг и привязывать к аккаунтам их. Кроме того, можно завести специальный второй номер телефона, чтобы регистрировать его в подобных сервисах и чтобы в случае утечки вам не поступали спам-звонки.
Мы также обратились за комментарием в Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, чтобы узнать проведена ли проверка в отношении "Яндекса".
Напомним, что в сети появилась карта с данными клиентов "Яндекс.Еды". В компании сообщили, что это визуализация данных, утечка которых произошла еще 1 марта.
Также руководитель "Яндекс.Еды" прокомментировал ситуацию для пострадавших клиентов.
Өзекті жаңалықтарды сілтемесіз оқу үшін Telegram желісінде парақшамызға тіркеліңіз!
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также