ПОДЕЛИТЬСЯ
03 октября 2021 | 10:23
День учителя: казахстанские педагоги рассказали о своей работе
В первое воскресенье октября в Казахстане традиционно отмечают День учителя. Мы пообщались с несколькими преподавателями - учителями с большим опытом и начинающими педагогами, чтобы они рассказали, как изменилась их профессия за последние время, как строить отношения с современными учениками и работать в условиях пандемии, передает корреспондент Tengrinews.kz.
ПОДЕЛИТЬСЯ
В первое воскресенье октября в Казахстане традиционно отмечают День учителя. Мы пообщались с несколькими преподавателями - учителями с большим опытом и начинающими педагогами, чтобы они рассказали, как изменилась их профессия за последние время, как строить отношения с современными учениками и работать в условиях пандемии, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Алия Садыкова, учитель младших (1-4) и старших классов (6-11) в школе №81 Алматы.
Алия Садыкова работает учителем уже 22 года. Она закончила филологический факультет в Жетысуском государственном университете и после этого три года проработала в сельской школе поселка Саратовка (Кызылкайын. - Прим.ред) в Алакольском районе Алматинской области. Вот уже 15 лет она обучает учащихся казахских классов русскому языку и литературе в школе №81 в Алматы, работает как с младшеклассниками, так и со старшими учениками. Учитель вспоминает, что попала в профессию случайно.
"Я мечтала стать юристом, но не смогла поступить на эту специальность. Тогда мой учитель русского языка Раиса Яковлевна сказала, что из меня мог бы получиться неплохой преподаватель русского языка, и она посоветовала поступить на филологический. Экзамены сдала неплохо и сразу набрала нужный балл. Затем четыре года обучения, думала поступить на магистратуру, но так и не сложилось. В итоге стала учителем-практиком и уже 22 года работаю без перерыва. Думаю, желание быть учителем - это призвание, не каждый может пронести эту профессию сквозь время. Многие коллеги в самые сложные времена уходили из-за низкой зарплаты и большого объема работы. Но у меня выбор оказался призванием", - рассказала Алия Рысбаевна.
Учитель отмечает, что сейчас молодые преподаватели с большой неохотой едут работать в село. В свое время ей пришлось отработать в небольшом поселке три года и особых различий в процессе обучения на селе и в городе она не заметила. Алия Рысбаевна вспоминает, что даже в те годы, почти 20 лет назад, ей сразу предоставили жилье и все условия, так как на селе очень ценят молодых специалистов. Школа была советской, но мало чем отличалась от алматинских школ того времени. Конечно, в процессе обучения детей нельзя сводить на экскурсию в музей или библиотеку, но свои прелести в такой работе тоже есть. По словам педагога, дети в поселке были более трудолюбивыми, с удовольствием участвовали во всех общественных мероприятиях. Алия Рысбаевна отмечает, что сейчас в законе "О статусе педагога" предусмотрено множество мер социальной поддержки учителей на селе.
Алия Садыкова преподает в казахоязычных классах русский язык. По ее словам, при обучении этому предмету основное внимание сейчас уделяется развитию коммуникативной стороны, чтобы дети понимали друг друга, могли общаться и излагать мысли на нескольких языках. Преподаватель отмечает, что сейчас многие первоклассники приходят без базового знания русского языка, многие вещи для них приходиться переводить и адаптировать, но они быстро осваивают новый язык.
"У нас сейчас обучается много детей из семей кандасов, чьи родители приехали в Казахстан из Ирана, Китая и других стран. Конечно, им поначалу сложновато, ведь у них нет круга общения на русском языке. Тем не менее к третьему, четвертому классу все ученики учатся свободно говорить, понимать и читать на русском. Многие читают художественную литературу. Старшеклассники организуют и активно участвуют в мероприятиях, литературных вечерах, "пушкинском" бале, встречах с писателями. Родители также их поддерживают, так как в нашей стране сейчас большой упор уделяют трехязычию. Хотя в начальной школе у нас всего два урока в неделю, но этого бывает достаточно, было бы желание. Многие выпускники потом без проблем поступают на русскоязычные факультеты", - рассказывает учитель.
Алия Рысбаевна вспоминает, что в прошлом году переход на онлайн-обучение стал для многих учителей неожиданностью. Учителя находились в отпуске, когда им объявили, что со следующего года придется вести уроки онлайн. Для их подготовки проходили различные онлайн-курсы и, по словам учителя, к сентябрю многие уже понимали принцип работы онлайн-площадок и как подключаться к ним.
"Учитель вообще очень гибкая профессия, которая вынуждает тебя подстраиваться под разные ситуации. В ходе онлайн-обучения мы постарались обратить минусы в плюсы. Конечно, отсутствовало живое общение, зато появилась возможность ознакомить учеников с большим количеством визуального материала. Я демонстрировала наглядные материалы на протяжении всего года. Прямо по ходу урока дети могли искать информацию в интернете, разрабатывать мини-проекты и даже снимать небольшие фильмы. Думаю, у тех учителей, кто подошел к своему предмету ответственно, ученики не отстали от программы даже во время онлайн-уроков. У обучения с использованием интернет-технологий были свои плюсы", - добавляет учитель.
По словам преподавателя, большое влияние на их работу и мотивацию оказал закон "О статусе педагога", принятый в начале 2020 года. У учителей появилось чувство защиты и поддержки со стороны государства. Многие преподаватели улучшили свое финансовое положение. После прохождения квалификационных тестов у многих значительно выросла зарплата. Алия Рысбаевна отмечает, что за последние три, четыре года ее заработная плата выросла со 100 тысяч тенге до 300 тысяч тенге. При этом уровень зарплаты сейчас напрямую зависит от нагрузки, количества часов. Так как на учителей русского языка сейчас дефицит, по словам учителя, она работает ежедневно в две смены.
"Мы очень ждали, когда появится такой закон. Он отразился не только на финансах, но и на отношения к нашей профессии в обществе. Можно только поблагодарить министерство и Президента за такое решение. В нашей работе сократилось количество бумаготворчества, написания различных отчетов и дополнительной общественной нагрузки. К примеру, раньше в рамках всеобуча к 1 сентября учителя проводили дворовые обходы, узнавали, где сколько учеников и все ли пошли в школу. Бывали разные ситуации, в некоторых дворах на нас даже спускали собак, ругались матом, не открывали двери. Приходилось собирать множество справок. Сейчас нас избавили от этой работы, и главной задачей стал сам учебный процесс и подготовка к нему", - добавила Алия Садыкова.
Ольга Чонгидис, учитель средних классов (с 5 по 9 классы) специализированной гимназии № 199 Алматы.
Ольга - молодой педагог, работает в школе с января 2018 года. Она окончила бакалавриат и магистратуру в Казахском национальном женском педагогическом университете в Алматы. С 4-го курса университета она устроилась учителем в школу для одаренных детей в области изобразительного искусства.
"Я с детства обожала литературу, читала романы и рассказы. Потом заметила, что могу неплохо ладить с детьми и нахожу с ними общий язык. Решила совместить приятное с полезным и стала учителем литературы. Таким образом совместила работу и хобби. Когда начинала работать, были определенные трудности. Одно дело учить свой предмет в теории, а другое дело - работать с детьми. Первое время было трудно поставить себя с учениками и заслужить авторитет. Со временем я пришла к этому и в этом очень помогли старшие коллеги, которые рассказали, как нужно преподносить себя в классе", - рассказывает Ольга Чонгидис.
Ольга отмечает, что современных учеников можно вовлечь и заинтересовать своим предметом через современную культуру. Если знать, чем увлекаются дети и подростки, то можно подстроить занятия под их интересы. Так, к примеру, изучая деепричастия, учитель придумала игру, тематически связанную с популярной франшизой "Мстители", и ученики искали слова на камнях бесконечности.
"Когда я только пришла в школу, было сложно адаптироваться к занятиям, но ученики сами подсказали мне способ интересно подать материал. У нас очень творческая гимназия с художественным уклоном, и дети предложили мне открыть школьный театр. В начале этого года мы ставили "Пигмалиона" Бернарда Шоу, а затем уже на английском языке популярный американский мюзикл "Гамильтон" со всеми танцевальными номерами и 42 песнями. Дети сами готовили номера и костюмы, а в процессе изучали историю и литературу, читали книги про ту эпоху. Театр заинтересовал литературой, заинтересовались даже ученики, которые до этого совсем не любили книги", - рассказывает учитель.
Ольга Сергеевна отмечает, что в ходе работы у нее выработался навык общения с детьми в сложных и конфликтных ситуациях. При конфликте она старается выслушать все стороны, а в случае чего, не боится подключать школьного психолога.
Учитель вспоминает, что переход на онлайн-обучение во время начала пандемии дался ей без труда. Все технологии были понятны, и на изучение образовательных платформ ушло всего несколько дней. Поначалу учеба онлайн была проблематична для самих учеников, которые пропускали занятия, а иногда просто просыпали их, но индивидуальная работа с учениками, по словам преподавателя, помогла справиться с этим. К концу прошлого года все занятия уже проходили по расписанию.
"У нас все учителя оказались продвинутыми и быстро привыкли к новому формату работы. Затем потребовалось время, чтобы объяснить его детям, но в итоге удалось установить полный контакт между учителями и учениками", - добавляет преподаватель.
"Я думаю, что основная разница в работе учителя между тем, как это было раньше, когда мы сами учились в школе и сейчас, заключается в том, что мы стали ближе к ученикам. Мы понимаем их увлечения, хобби, о чем они говорят, и можем поддержать с ними беседу. Дети видят такое отношение, то, что ты находишься с ними на одной волне, и воспринимают нас более доверительно. При этом важно сохранять грань между учителем и учеником, добиться золотой середины. Раньше мы боялись учителей, сейчас важно, чтобы тебя уважали, но и понимали. Думаю, благодаря не столь большой разнице в возрасте с учениками мне было и проще, и легче. С одной стороны, нужно было добиться у них авторитета, с другой - стать для них другом", - рассказала Ольга Чонгидис.
Ольга Чонгидис считает, что на зарплату учителя сейчас можно прожить даже в крупном городе, и постепенно стереотип об этой профессии, как об одной из самых низкооплачиваемых, уходит в прошлое.
С преподавателей также сняли часть бумажной волокиты, и освободившееся время теперь можно потратить на различные курсы повышения квалификации, чтобы потом применить эти знания в работе с учениками. В заключении молодой учитель отметила, что среди ее знакомых значительно выросло число тех, кто хотел бы работать педагогом.
Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также