ПОДЕЛИТЬСЯ
29 декабря 2023 | 10:00
"Дети привыкли к холоду". История семьи, едва не потерявшей сына из-за печного отопления
Большинство районов в пригороде Алматы газифицировано. Некоторые жители, чье материальное положение позволяет, уже провели газ в свои дома, но есть и те, которые до сих пор дом отапливают углем. В этом году герой нашей статьи Мекеш Куандык решил подключить газ во чтобы то ни стало и провести эту зиму в теплом доме. Он рассказал нашему корреспонденту о трудностях, с которыми семья сталкивалась на протяжении последних 20 лет, когда печь топили углем.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Большинство районов в пригороде Алматы газифицировано. Некоторые жители, чье материальное положение позволяет, уже провели газ в свои дома, но есть и те, которые до сих пор дом отапливают углем. В этом году герой нашей статьи Мекеш Куандык решил подключить газ во чтобы то ни стало и провести эту зиму в теплом доме. Он рассказал нашему корреспонденту о трудностях, с которыми семья сталкивалась на протяжении последних 20 лет, когда печь топили углем.
Куандык – уроженец села Нарынкол Алматинской области. Дом в садоводческом товариществе "Медик" Медеуского района Алматы он купил в 2003 году. В 2004 году женился. Сегодня вместе с супругой Куляш они воспитывают троих сыновей и двух дочерей. Работает сварщиком на заводе, а жена – в санатории рядом с домом.
"Про этот дом я узнал случайно в 2003 году, когда приехал в город работать. Подсказал аксакал, в доме которого я работал. "У тебя ведь нет жилья, если хочешь купить, посмотри этот дом, – вспоминает он. – В то время у меня действительно не было жилья, жил у зятя. Мы с зятем приехали посмотреть, дом небольшой, мне понравился. Купил за 500 долларов. Слава богу, сейчас у нас есть и дорога, и вода, и свет. Вода и свет подключены к городской системе. Вот и газ появился".
Садоводческое товарищество "Медик" расположено на горном склоне. Хоть и находится в горах, зима не особо холодная. Это потому что дом семьи Куандыка стоит на солнечной стороне холма.
"Можно сказать, что я единственный казах, живущий здесь. Большинство соседей – представители других национальностей и иностранцы. Воздух чистый, свежий, горный. Зимой не бывает очень холодно, потому что дом находится на солнечной стороне. Снег долго не лежит, быстро тает", - рассказывает Куандык.
Место удобно для ведения хозяйства. Почва плодородна для яблоневого сада, фруктов и ягод. Есть люди, которые держат домашний скот.
"Соседи занимаются хозяйством. Я тоже когда-то держал скот. Начал с коз молочной породы. Козы не стоят на одном месте, везде лазят, даже, бывало, залезают на чердаки соседних домов. В основном за ними смотрели дети. И корову держал. За ней тоже нужен особый уход. Затем отвез ее в село Нарынкол", – говорит наш герой.
Газ в микрорайон начали проводить два года назад. Но стоимость услуг по подключению была высокая.
"Раньше обслуживали только частные компании. Их услуги были дорогими. Только за подключение газа просили 1 миллион тенге. С материалами и устройствами выходило на 3-4 миллиона тенге. Некоторым соседям газификация обошлась в 8 миллионов тенге. Позже госуслуги по газификации стали дешевле. Были и такие, которые предлагали подключение газа с оформлением необходимых документов. Конечно, услуги недешевые. Я им не доверял, да и денег таких не было", – рассказывает мужчина.
В этом году Куандык окончательно решил провести газ. Летом даже демонтировал печь. Потому что в последнее время цены на уголь заметно выросли.
"Когда мы только поженились, мало топили. Пары тонн угля хватало на зиму. Дрова заготавливали своими силами. Позже, когда появились дети, стали покупать больше угля, чтобы дома было тепло. Сам процесс топки печи, покупка и доставка угля - дело не из легких. Одна машина угля стоила более 100 тысяч тенге. Да и уголь надо выбирать правильно. Иногда попадается хороший уголь, иногда не очень. Мы покупали дорогой и дешевый уголь, смешивали, чтобы было выгоднее. В последующие годы нам даже пяти тонн не хватало. Тогда мы решили в любом случае провести газ в этом году. Даже печку демонтировали. Сняли все замеры и подсчитали, во сколько все это нам обойдется. Выходило очень дорого, у нас денег не хватало. Самое меньшее было 600 тысяч тенге. Были препятствия одни за другими. Значит, все это не зря происходило", – поделился Куандык.
В прошлом году около 10 жителей микрорайона провели газ в свои дома по районной программе. Куандык не успел собрать необходимые документы.
"В прошлом году действовала программа по подключению газа. Многие из моих соседей провели именно по этой программе. Около 10 семей провели газ бесплатно. Я не успел собрать документы, программа закончилась. В этом году моя жена часто ходила в акимат, узнавала, какая помощь предусмотрена для многодетных семей. Мы расспрашивали о бесплатной газификации через акимат. В акимате запросили наши документы и подсказали, как нужно поступить. Затем пришли специалисты, сняли замеры, потом сами же все подключили в течение месяца. Сейчас наслаждаемся голубым топливом. Наши старания не прошли даром, благодаря этому сейчас в нашем доме тепло и уютно", – говорит глава семьи.
Куандык – мастер на все руки. Он кузнец. Печку сам ремонтировал, чистку дымохода также сам делал. Вначале дом отапливался с помощью трубчатой печи, а позже - через систему печного отопления "Сапог".
"Вначале у нас была трубчатая печь. Кладу кирпичи на каждую трубу, временами открывал их и прочищал от сажи. Это неудобно тем, что сажа попадает в комнату, отчего долгое время стоит неприятный запах по всему дому. Позже мы перешли на печь "Сапог". При ее использовании надо обратить внимание на то, чтобы внутри не осталось воздуха. Если насос не работает должным образом, то может накапливаться воздух. Котел следует ставить на 1,5-2 метра выше. Зимой она должна быть плотно закупорена, тогда будет хорошо циркулировать. Желательно, чтобы она находилась вне дома. А еще печка должна стоять ниже батареи, если она выше, то насос не будет работать должным образом", – рассказывает Куандык.
Топить печь в зимний период - те еще хлопоты. Любая печь опасна, если не соблюдать правила безопасности. В 2018 году инцидент в семье Куандыка едва не закончился трагедией. Когда глава семьи уехал в село, в доме взорвался печной котел. В результате его сына ранило, он чудом остался жив.
"Как-то зимой скончалась моя бабушка. Я быстро собрался и поехал в поселок, в спешке забыл обернуть котел, регулирующий давление воды. Потом печь замерзла. Мой сын продолжал класть уголь, а дом оставался холодным. Тогда жена была беременна, сын позвал ее. Печь тогда находилась в подвале. Когда она шла к подвалу, печь и котел взорвались. Сын попал в реанимацию. Через неделю он пришел в сознание и пролежал в больнице около месяца. От печки ничего не осталось. Благо, что сын стоял поодаль от печи, иначе мы могли его потерять. Печь замерзла, а давление в котле увеличилось. После этого взрыва была проведена проверка, приехали полицейские, пожарные, специалисты аварийной ситуации и предупредили, чтобы мы были максимально осторожны. Мой сын чудом остался жив", – вспоминает Куандык.
С начала года глава семьи стал потихонечку закупать необходимое оборудование, в том числе и газовую печь. Оказалось, что у выбранной им печи есть и свои преимущества.
"Газовую печь я купил сам. Потому что у выбранной мною печи есть свои преимущества. Она не требует электричества, продолжает работать даже при отключении света. Устанавливается на земле, а не на стене. А печи, работающие на электроэнергии, могут замерзнуть, если отключится свет. Бывают случаи, в горной местности свет иногда отключается на несколько дней".
Куандык и Куляш очень рады тому, что им успели провести газ до наступления зимы. Они говорят, что с голубым топливом теперь живут спокойно, не переживая за домашних. Отмечают, что дети теперь тоже не нарадуются.
"Раньше мы не знали, что газ – это такое большое удовольствие. Мои дети ведь привыкли к холоду. В первый же день от радости мы подняли мощность печи на 5. Потому что надо прогреть стены дома. Где-то в течение недели протопили по высшему классу. Сейчас снизили на двойку. Дети требуют поставить еще ниже. Но ниже уже нельзя, потому что печка может отключиться. Мои дети в восторге от того, что уже не надо таскать уголь, печку не надо топить. Акимат не оставляет нас без внимания, постоянно приглашает на различные мероприятия, через день звонят по видеозвонку, спрашивают, не мерзнут ли дети. Мы очень благодарны акимату и организаторам этого проекта", – говорит глава семьи.
Проект по газификации реализуется в рамках масштабной кампании "100 добрых дел", приуроченной к 100-летию Halyk. Всего в 2023 году планируется за счет средства банка полностью профинансировать подключение к газу порядка 230 жилых домов малообеспеченных семей в Алматы и Астане. Ранее Halyk уже профинансировал газификацию под ключ 100 частных домов в Алматы на общую сумму 92 млн тенге, а также запустил собственную программу льготного кредитования на проведение газа в жилые дома.
Все статьи в рамках информационного проекта Halyk о газификации можно посмотреть здесь.
Партнерский материал
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также