ПОДЕЛИТЬСЯ
16 мая 2023 | 12:00
До и после: история появления интернета в поселке Дамды
Увлеченные возможностями, которые дарят нам сегодня современные технологии, мы не замечаем, как прочно мобильный интернет вошел в нашу жизнь и насколько быстро растут темпы пользования этой услугой. А для того, чтобы обеспечить возросшие потребности каждого казахстанца, где бы он ни жил, нужно гораздо больше усилий. Оператор связи Beeline знает об этой проблеме не понаслышке, более того, с задачей покрытия связью формата 4G небольших аулов в каждом уголке огромного Казахстана его сотрудники работают каждый день.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Увлеченные возможностями, которые дарят нам сегодня современные технологии, мы не замечаем, как прочно мобильный интернет вошел в нашу жизнь и насколько быстро растут темпы пользования этой услугой. А для того, чтобы обеспечить возросшие потребности каждого казахстанца, где бы он ни жил, нужно гораздо больше усилий. Оператор связи Beeline знает об этой проблеме не понаслышке, более того, с задачей покрытия связью формата 4G небольших аулов в каждом уголке огромного Казахстана его сотрудники работают каждый день.
Потребление мобильного интернета в стране стремительно растет. Судите сами: если в 2021 году абонент Beeline тратил за месяц в среднем около 12 Гб, то в 2022 году — уже 15 Гб, это 25-процентный рост. А лидеры потребления, Алматинская область и Шымкент, и вовсе тратят более 20 Гб в месяц. Для сравнения, средний показатель потребления мобильного графика в мире составляет 9,9 Гб. Логично, что взрывной рост потребления оказывает нагрузку на мобильную сеть. Ресурс одной базовой станции* не безграничен, поэтому нагрузка влияет на скорость передачи данных. Чтобы поддерживать стабильную работу мобильного интернета, оператор постоянно инвестирует в расширение и усиление покрытия. При этом большая площадь нашей страны и низкая плотность населения усложняют задачу, поскольку одна базовая станция покрывает меньшее количество абонентов, чем в Европе или Юго-Восточной Азии. Капитальные расходы компании за последние два года составляют более 100 миллиардов тенге. Тем не менее в истории компании регулярно встречаются кейсы, схожие со случаем села Дамды.
*Базовая станция связи - оборудование, которое принимает и передает сигналы сотовых телефонов, обеспечивая таким образом покрытие сети. На одной опоре или антенно-мачтовом сооружении может быть установлено несколько базовых станций, каждая из которых отвечает за связь одного поколения: 2G, 3G или 4G. Такую группу базовых станций инженеры-связисты называют сайтом.
В селе Дамды насчитывается всего 90 дворов, в которых проживают 396 человек. В основном люди работают в общеобразовательной школе и крестьянских хозяйствах. Самозанятые в личных подсобных хозяйствах, по словам акима Дамдинского сельского округа Наурзумского района Сагындыка Оразбаева, в основном выращивают скот.
"До установки базовой станции в селе были большие проблемы с интернетом и связью в принципе. Смотреть кино или загружать большие файлы было невозможно. Можете себе представить: во время пандемии студенты приходили в здание акимата и через проводной интернет сдавали сессии", - рассказывает Сагындык Галымжанович.
К сожалению, такая ситуация с сетью в отдаленных поселках скорее стандартная, чем редкая, ведь устанавливать базовую станцию в каждом маленьком ауле нерентабельно. Дорого – стоимость антенно-мачтового сооружения может достигать 100 млн тенге. А еще хлопотно, сложно из-за логистических и инфраструктурных проблем, а еще сложнее – обслуживать зимой и летом в дальнейшем.
По инициативе депутата областного маслихата на сход жителей села Дамды пригласили руководителя управления информатизации, представителей компании Beeline и инспекции связи. На этой встрече людям пообещали улучшение качества связи и интернета. И компания Beeline установила долгожданную базовую станцию в феврале 2023 года.
"С первых дней установки жители приняли активное участие в этом процессе, помогая собирать и устанавливать базовую станцию. Даже самостоятельно организовывали дежурство: стояла очень холодная зима и ребята менялись. Работали группами по 2-3 человека и уходили греться через несколько часов – кто-то до обеда, кто-то после обеда, старались договориться между собой, спасибо им", - говорит аким Дамдинского сельского округа.
Активнее всего выступал за установку базовой станции директор местной школы Муратбек Кузембаев. Он занимается образованием в Дамды с 1984 года, с тех пор, как окончил институт и приехал сюда работать учителем казахского языка и литературы, а в 1995 году стал директором.
"У нас сейчас осталось около 70 учеников, и до появления этой станции 4G было очень трудно: мы не могли полноценно заниматься, участвовать во многих мероприятиях, особенно в онлайн-режиме. Благодаря установке базовой станции сейчас мы участвуем во всех необходимых мероприятиях, да и учителям стало намного легче. Сейчас они могут спокойно заполнять электронный журнал, так как теперь у нас связь нормальная стала, да и с квалификацией учителей проблема снята", - рассказывает Муратбек Баяханович.
Директор школы часто общается практически с каждым жителем Дамды и может с уверенностью утверждать, что установкой базовой станции довольны все – точно так же, как до этого февраля каждый сельчанин спрашивал у активиста, когда же наконец здесь появится нормальный интернет. За этим преподаватель прошлым летом даже лично обращался к вице-министру цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности страны – потому что в современном мире без сотовой связи жить невозможно.
"Помню, как жили без интернета. Некоторые даже ездили в сторону соседнего села на машине, чтобы поймать сеть и заполнить "Күнделік", в которой нужно каждый день проставлять оценки. Конечно, 70 учеников в школе – это маловато, но мы ждем и надеемся, что к нам переедут еще семьи с детьми – мы зовем к себе в поселок людей. Потому что мы звали людей, чтоб приехали к нам в данный момент, мы ждем таких людей. Знаете, без 4G мы, оказывается, опаздывали в своей работе и стремлениях где-то на 20-30 лет по сравнению с городскими. Поэтому жители Дамды рады и благодарны за улучшение качества связи и интернета", - добавляет Кузембаев.
Постепенно увеличивая число таких покрытых 4G-связью поселков, Beeline улучшает связь, устанавливая новые базовые станции и модернизируя уже существующее оборудование.
"Я сам вырос в маленьком городе, где у жителей не было возможностей большого города: учиться, выбирать работу и занятие по душе. В селах этих возможностей еще меньше. И доступ в интернет снимает эти барьеры. Можно учиться в лучших онлайн-школах, даже в университетах. Можно работать удаленно на любую компанию в любой точке мира. Конечно, проект сложный, и дотянуть сигнал до сел в десятках, а то и сотнях километров от города – нетривиальная задача. Она требует и нестандартных технических решений, и больших инвестиций. Содействие зачастую нам оказывают местные власти: где-то выделяют землю в ускоренном порядке, где-то строят башни или линии электропередачи для подключения нашего оборудования. В тех регионах, где нам помогает областная администрация, процесс цифровизации села идет гораздо быстрее", - отмечает Олег Снимщиков, технический директор Beeline Казахстан.
В 2021 году Beeline начал кампанию LTE Еverywhere, в рамках которой по всей стране установлено более 4 000 базовых станций, и 4G появился почти в 1000 поселков и аулов. Из них более 80 базовых станций связи установлены для увеличения покрытия трасс. Сегодня 4G доступен на 97 процентах от всей площади покрытия Beeline. На юге Казахстана, в регионе - лидере по потреблению мобильного трафика, компания увеличила пропускную способность магистральных линий с 10 до 100 Гб в секунду. Beeline также расширил емкости коммутационных платформ в Астане, Алматы, Шымкенте, Караганде и Актау. Это позволяет обрабатывать большее количество пакетных данных, а значит, ускорить их передачу и снизить время загрузки контента в мобильный телефон, что особенно важно для геймеров и трейдеров. В 2023 году свои коммутационные платформы заработают в Усть-Каменогорске, Кызылорде и Павлодаре.
Обслуживание сети такого масштаба – задача непростая и трудоемкая. Для этого в Beeline работает подразделение мониторинга — круглосуточный пункт наблюдения за работой базовых станций. Их в Казахстане тысячи, и состояние каждой диспетчер может увидеть на одном из мониторов в режиме реального времени. Ежедневно за сетью следят 60 специалистов, а на круглосуточном дежурстве находятся 250 инженеров эксплуатации. В 2022 году компания усовершенствовала оборудование в Караганде, Жезказгане, Шымкенте и Кокшетау, которое позволяет анализировать аварийные события и понимать, почему произошла та или иная неполадка. В 2023 году подобные работы планируются в Актау, Уральске, Атырау и Астане.
Партнерский материал
Показать комментарии
Читайте также