25 октября 2022 | 17:15

"Дос-Мукасан" - фильм, который нас объединяет

В начале сентября в Казахстане состоялась премьера фильма об одном из самых любимых казахстанских вокально-инструментальных ансамблей эпохи 60, 70, 80-х – легендарной группы "Дос-Мукасан". Фильм по сей день имеет большой успех в прокате и киновед, доктор искусствоведения Гульнара Абикеева, рассказывает, почему это произошло.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

В начале сентября в Казахстане состоялась премьера фильма об одном из самых любимых казахстанских вокально-инструментальных ансамблей эпохи 60, 70, 80-х – легендарной группы "Дос-Мукасан". Фильм по сей день имеет большой успех в прокате и киновед, доктор искусствоведения Гульнара Абикеева, рассказывает, почему это произошло.

Мы давно ждали такую картину, в финале которой всему залу захотелось бы встать и начать подпевать вместе с героями фильма! Мне почему-то казалось, что это должен быть фильм про Шамши Калдаякова, но тогда это было бы еще про более старшее поколение. Выбор истории группы "Дос-Мукасан" попал в десятку – фильм объединяет поколения сегодняшних молодых людей и их родителей. Песни узнаваемы и любимы! Сценарий написан так, что родители заново переживают свою эпоху, а молодежь раскрывает для себя, кажущиеся с расстояния сегодняшнего дня, такие странные советские реалии, например, что запрещали или не поддерживали исполнение песен на казахском языке. Если бы фильм про ВИА "Дос-Мукасан" снимали бы его сверстники, это была бы ностальгическая лента. Тот факт, что фильм снимала молодежь, позволяет посмотреть на ту эпоху со стороны и другими глазами.

Реклама
Реклама

Энергия молодости

Сценарист фильма Ефрат Шарипов отмечает: "Мы рассказываем о том периоде музыкального коллектива, когда они только организовались и ребята только делали выбор, чем заниматься в жизни, когда у молодых парней из политеха в приоритете стояло желание хорошо провести время, познакомиться с девушками, увидеть свое будущее. Такое ощущение, что это не так давно было, и все это словно с нами происходило. Мы снимали фильм о молодых людях, которые ищут себя в жизни и очень удачно находят. Элемент фортуны, везения срабатывает, и их жизнь становится невероятно интересной".

А мы, зрители, становимся свидетелями этой яркой, хотя и не просто складывающейся звездной жизни группы "Дос-Мукасан". Чуть ли не первый эпизод картины рассказывает нам о том, как сложилось название ансамбля: Дос – Досым Сулеев, Му – Мурат Кусаинов, Ка - Камит Санбаев, Сан – Саня (Александр) Литвинов.  Конечно, состав группы потом неоднократно менялся, но костяк оставался, и музыканты продолжали создавать уникальные песни, которые пел весь народ.

Чего стоит эпизод создания песни "Кудаша"?! Ребята только начали репетировать, а потом побежали на разборки и ввязались в драку. И тех, и других забрала милиция, и все равно это не помешало созданию песни. А наутро противники расстаются друзьями, и объединяет их песня. Энергия молодости, задора и любви держит этот фильм на высоких вибрациях.

В чем феномен песен "Дос-Мукасан"?

В начале своего творческого пути музыканты сами писали свои песни - кто выступал поэтом, кто композитором. Позже они начали привлекать таких именитых композиторов, как Калдаяков, Хасангалиев, и поэтов-песенников. Чем старше они становились, тем более профессиональным становилось их окружение. Но главная "фишка" группы заключалась в том, что они брали народные песни и перекладывали на современное на тот момент звучание. Именно "Дос-Мукасан" сделал огромный вклад в казахстанскую культуру, чтобы эстрадная музыка звучала на казахском языке. В фильме есть даже эпизод, когда на заседании обкома партии их называют "националистами" и критикуют за то, что они поют не советские песни на русском, а казахские на казахском. В результате казахский народ их слушал и пел, откуда и пошла такая популярность.

Надо отметить, что весь фильм звучит на двух языках: ректор политеха, партийные деятели и официальные лица говорят по-русски, а сами члены группы по-казахски. Это отражает официальную политику СССР тех лет. Русификация в Казахстане была настолько сильным явлением, что, скажем, в городе Алма-Ате была только одна казахоязычная школа.

Еще это и вопрос национальной идентичности. И это вопрос был не только внутренний, но и внешний. Достаточно вспомнить эпизод, когда музыкальная группа выезжает на конкурс в Минск и по рекомендации партии должна петь песню "Соловьи России". Из-за стукача из той же партийной среды солиста группы задерживают в гостинице, и "Дос-Мукасан" вынужден выступать без него (тогда они исполняют песню на казахском языке, под аккомпанемент домбры). И зрители, и жюри приветствуют национальный колорит, казахский язык и самобытность казахской культуры. "Очень большая проблема перед нами стояла в утверждении репертуара. Нам было очень жаль, что все песни группы "Дос-Мукасан" не поместятся, и мы взяли самые знаковые произведения", - говорит режиссер фильма Айдын Сахаман.

Референсы

В нашем разговоре с режиссером Айдыном Сахаман и сценаристом Ефратом Шариповым я, естественно, задала вопрос – на что они опирались в создании данного фильма? Для меня очевидно было влияние картины "Стиляги" Валерия Тодоровского, потому что там тоже присутствует джазовый и рок-н-рольный протест против советского официоза. Это тоже мюзикл или, точнее, музыкальный фильм, и там тоже очень много внимания уделено воссозданию эпохи тех лет. Но меня порадовал и удивил ответ Айдына, что вторым фильмом, на который они ориентировались, была "Богемская рапсодия" Энтони Маккартена, рассказывающая о группе Queen. Действительно, в фильме большое внимание уделено тому, как, в какие моменты создавались те или иные песни. Молодые ребята, истории любви, свадьбы, поэтому, скажем, и песня "Той жыры", наверное, их самая популярная песня, была написана для свадьбы одного из друзей, а в кадре показывается череда свадеб героев фильма. Думаю, что это один из самых сильных эмоциональных эпизодов фильма.

Но картина не превратилась в фильм-концерт, что было, наверное, большим соблазном. В ленте хорошая драматургия и в ней как минимум два больших конфликта: внешний – между советскими установками и нивелированием национальных ценностей, внутренний – когда лидер группы находится на грани отъезда на учебу в Москву.

О режиссере

Айдын Сахаман долго шел к этой картине. Надо отметить, что по первому своему образованию он – актер музыкального театра и кино. Правда, почти сразу же он начал учиться на режиссера сначала в Алматы, а потом в московском ВГИКе, в мастерской Владимира Хотиненко, и в Польше в школе Анджея Вайды. Почти десять лет он работал как сериальный режиссер, и фильм "Дос-Мукасан" - практически его полнометражный дебют. Работа над картиной шла почти два долгих пандемийных года, но зато, как говорит сам режиссер, удалось все досконально отрепетировать с хореографом и музыкантами, было время, чтобы тщательно воссоздать среду и так далее.

Я бы отнесла картину к категории сложно-постановочной. Во-первых, другая эпоха – архитектура, костюмы, среда, во-вторых, разные локации – Алматы, Минск, Берлин, в-третьих, – сложный жанр, где присутствует музыка и танцы. Всех актеров нужно было научить двигаться, петь, владеть музыкальными инструментами.

Съемочная группа состояла примерно из 200 человек. Как рассказывает режиссер: "У нас было два больших съемочных периода: первый - конец 2020 года, когда мы снимали зимой. Продолжали мы наши съемки весной, и фактически у нас были две съемочные группы. Кроме того, у нас было много массовки, когда мы снимали поклонников, концерты. Все это требовало подбора костюмов и грима. Вообще, для нас это был большой вызов – показать ту эпоху, в которой мы не жили".

Большая форма и большое дыхание

Хотя фильм рассказывает историю первых семи лет существования группы "Дос-Мукасан", она обрамлена действием, которое охватывает практически 55 лет. В центре внимания фильма – дружба двух ее лидеров Досыма Сулеева и Мурата Кусаинова. Как говорит сценарист Ефрат Шарипов: "Сейчас есть такое интересное слово "броманс" - это, грубо говоря, история любви, но в центре – не пара из мужчины и женщины, а история двух настоящих друзей и всего того, что вокруг них происходит. Отсюда и получилась такая большая история длиною практически в жизнь".

На последней сцене в фильме стоит титр "2022 год". При этом фильм снимался, как мы упоминали, в 2020-м и 2021 годах. То есть это абсолютно придуманная сцена, сцена-мечта, когда друзья встречаются вместе и дают совместный концерт. И вдруг – гаснет свет, обрывается песня "Алматы тунi", и зрительный зал начинает светить сотовыми телефонами и подхватывает песню, а зрители фильма тоже вовлекаются в эту атмосферу единого дыхания. И в этот момент понимаешь, как много сделал "Дос-Мукасан" для нашей культуры, для единения нашего народа. 

Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная