29 мая 2015 | 14:33

Голодомор в Казахстане: девочек отдавали за булку хлеба

Иллюстрация tengrinews ©

Философ, экс-сенатор Гарифолла Есим считает, что самым страшным моментом голода 30-х годов XX века была гибель девочек, которые не стали матерями. Он подтверждает, что не будь тех жутких событий, казахов было бы сегодня 40 миллионов, сообщает корреспондент Tengrinews.kz.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Философ, экс-сенатор Гарифолла Есим считает, что самым страшным моментом голода 30-х годов XX века была гибель девочек, которые не стали матерями. Он подтверждает, что не будь тех жутких событий, казахов было бы сегодня 40 миллионов, сообщает корреспондент Tengrinews.kz.

"В этом голоде самая страшная трагедия заключается в том, что мы девочек потеряли. Мне рассказывали, за булку хлеба отдавали девочку любому: "Бери, ради бога, бери, что будешь делать с ней - это твое дело, чтобы она осталась жива", - рассказал Есим в кулуарах конференции "Репрессии и голод в Казахстане в 1930-ые годы: истоки и предпосылки".

Реклама
Реклама

"Это большая трагедия. Почему? Девочка погибла, она не дожила до материнства. Получается, в следующий раз должна родиться девочка, также должна достигнуть материнского возраста. Сколько времени на это уходит, вот это - пропасть. И казахский народ попал в эту пропасть в результате геноцида", - говорит ученый, отмечая, что всего от голода 30-х годов пострадали 3 миллиона казахстанцев.

Если бы не те события, уверяет он, казахов было бы сейчас 40 миллионов, русских - 300 миллионов, украинцев - порядка 100 миллионов.

"Беспощадный и сплошной голод был, причем в мирное время, войн нет, ни с кем люди не воевали", - отмечает Гарифолла Есим.

Он привел данные Ахмета Байтурсынова, согласно которым в начале века, в 1913 году, казахов было 6 миллионов. А уже в 1963-1964 годах, по словам Есима, их насчитывалось - 2,5 миллиона.

"Геноцид сплошной, истребление", - заявляет он, обрушиваясь с критикой на идеологию. "Фашизм - это сволочная, абсолютно ненавистная идеология. А большевизм - какая идеология? Такая же идеология (...). Надо об этом говорить сейчас", - заявил он в своем выступлении на конференции.

По его мнению, сама социалистическая идея переустройства мира тогда была ошибочной. И ошибка, по его словам, заключалась в том, что первым делом отобрали власть у баев.

"Бай - кто такой? Бай - бизнесмен, он работодатель, он организатор производства, кормилец. Поэтому говорили: "Кунанбай, Базарбай", - привел свои доводы выступающий.

"В каждом ауле был один бай и вокруг него родственники, никаких классовых различий там нет. Аулы состояли из трех-четырех домов - это родственники. А тогда первым делом отобрали землю, скот отобрали, и в результате этой коллективизации баев уничтожили. Затем уничтожили духовенство, затем уничтожили народную интеллигенцию, и народ остался "без головы". И в этих условиях народ попал в голод", - рассказал ученый.

Он отметил, что сегодня некоторые люди все еще испытывают симпатию к социализму и коммунизму. "У нас издержки к этому социализму, еще говорят, социализм был хороший. Какой он хороший? Где не было социализма - все впереди. А в каких странах был социализм, посмотрите, где они находятся", - отмечает он.

Говоря о том, что "надо расстаться с социализмом и коммунистическом режимом", Есим высказал свое мнение насчет присутствия в казахстанском Парламенте коммунистической партии. "Прямо скажу, что Коммунистическая партия в Парламенте - это неправильно, не должно быть этого", - сказал он.

Докладчик также объяснил, почему казахи во время голода не стали употреблять в пищу мелких животных. "В Казахстане разных гадов полным-полно, ползучих и других можно же есть. Но нужно иметь в виду менталитет казахского народа", - сказал он. При этом он сравнил характер казахов с характером лошадей.

"Вот такой пример. Один казах поймал дикую лошадь на согым. И решил, что ей немного нужно дорасти для мяса. Поставил ей овес, чистую воду и позвал специалиста, у которого поинтересовался, что еще сделать можно. А специалист говорит: "Ты сразу его сейчас пускай на согым, не задумываясь, не будет эта лошадь пищу принимать". Но тот мужчина решил, что когда у лошади настанет чувство голода, она начнет есть. В итоге она не съела ни грамма: ни воды, ни овса, и через 3-4 дня умерла. Потому что она была дикой лошадью, нрав был у нее дикий, она не получала ту пищу, которую получала в степи, а в неволе не хотела жить. Вот так и казахи - тоже свободный народ", - рассказал Есим.

Казахи того времени, по его словам, питались только традиционной для себя пищей. Поэтому когда у них отняли мясо и другие натуральные продукты, они не стали есть что-то другое.

"Переход на другую пищу - это было очень болезненно. Сусликов, змей, черепах полным-полно же. Но не стали они это есть. Понимаете, вот такой характер степной, он не переходил на такую стадию, допустим, как у наших соседей, которые все кушали. Это присуще казахам, и вот это в результате и обернулось трагедией. Это психология", - сказал докладчик.

"Историю надо знать, чтобы все это не повторилось", - подытожил Есим.

Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная