26 декабря 2023 | 08:57

Итоги 2023 года в Казахстане: железные дороги, БАКАД и развитие морских портов

Фото: primeministr.kz

Редакция Primeminister.kz продолжает подводить итоги года, на этот раз представляя обзор результатов, достигнутых в транспортной отрасли 2023 году, передает корреспондент Tengrinews.kz.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Редакция Primeminister.kz продолжает подводить итоги года, на этот раз представляя обзор результатов, достигнутых в транспортной отрасли 2023 году, передает корреспондент Tengrinews.kz.

Глава государства Касым-Жомарт Токаев обозначил развитие транспортно-логистического потенциала одним из ключевых приоритетов работы правительства.

"Мы являемся свидетелями формирования новой экономической географии мира. Прогнозируется стремительный рост торговых потоков из Китая в Европу, Россию, Центральную Азию и обратно. Казахстан находится на перекрестке путей, связывающих глобальные Север и Юг, Запад и Восток. Это наше серьезное преимущество, которое открывает широкие перспективы. Транспортно-логистическая отрасль должна стать одним из локомотивов экономического развития страны", - сказал Президент в своем недавнем Послании народу.

Реклама
Реклама

Общий объем грузоперевозок через территорию РК за 11 месяцев составил 895 миллионов тонн, что на 3,9 процента больше показателя аналогичного периода 2022 года. На долю транзита при этом приходится более 29 миллионов тонн - рост на 21 процент.

Объем инвестиций в отрасль вырос в 1,6 раза до 1,8 триллиона тенге.

В текущем году в сфере железнодорожного транспорта началась реализация сразу нескольких крупных мегапроектов.

Так, в ноябре дан старт строительству обводной железнодорожной линии в обход станции Алматы (74 километра) и линии Дарбаза – Мактаарал (152 километра). Первая позволит сократить время доставки грузов на 24 часа и разгрузить Алматинский железнодорожный узел на 40 процентов, а вторая – увеличить пропускную способность в направлении Центральной Азии на 10 миллионов тонн.

Фото: пресс-служба правительства

Наряду с этим в декабре началось строительство железнодорожной линии ветки Бахты – Аягоз протяженностью 272 километра. Реализация данного проекта даст возможность увеличить грузооборот между Казахстаном и Китаем еще на 20 миллионов тонн.

Фото: пресс-служба правительства

В целом в ближайшие 3 года в республике будет построено более 1,3 тысячи километров новых железнодорожных дорог.

В 2023 году приобретено 133 локомотива, что обновит парк казахстанских локомотивов на 6 процентов и позволит снизить уровень износа до 52 процентов.

Для повышения удобства пассажиров закупается 856 пассажирских вагонов. В этом году 100 из них уже начали курсировать на действующих маршрутах. В результате износ парка снижен с 47 до 45 процентов.

В этом году ремонтно-строительными работами охвачено 10,7 тысячи километров автомобильных дорог республиканского и местного значения. На эти цели предусмотрено 753 миллиарда тенге – на 14 процентов больше, чем в прошлом году.

Завершены три крупных проекта: "БАКАД", "Кандыагаш – Макат" и "Ушарал – Достык".

Фото: пресс-служба правительства

Наряду с этим интенсивно велись работы по 6 проектам-долгостроям: "Талдыкорган – Усть-Каменогорск", "Караганда – Алматы", "Мерке – Бурылбайтал", "Актобе – Кандыагаш" и "Атырау – Астрахань". По ним, кроме обходов населенных пунктов, открыто движение на 923 километра.

Большое внимание уделено проведению капитального ремонта дорог "Казталовка – Жанибек" и "Униге – Бисен – Сайхин" в Западно-Казахстанской области протяженностью 245 километров. В настоящее время обеспечен проезд на 220 километров. В целом полное завершение работ по обозначенным дорогам ожидается в 2024 году.

С 2024 по 2030 годы планируется реализовать ряд приоритетных автодорожных проектов общей протяженностью более 9 тысяч километров. Из них по республиканской сети - 4,7 тысячи километров, по региональным дорогам – 4,5 тысячи километров.

Что касается республиканских трасс, в 2024 году планируется начало работ по следующим проектам: "Актобе – Улгайсын – Кызылорда" (1361 километр, из них 56 километров – в 2024 году), "Караганда – Жезказган" (513 километров, из них 40 километров – в 2024), "Обход г. Сарыагаш" (102 километра), "Кызылорда – Жезказган" (216 километров).

Фото: пресс-служба правительства

Начата проработка ряда важных проектов по развитию морской инфраструктуры Казахстана. В порту Актау планируются создание контейнерного хаба, реконструкция причалов, а также обновление перегрузочной техники и оборудования.

В порту Курык запущен зерновой терминал совместно с эмиратской компанией Abu Dhabi Ports.

Вместе с тем для повышения безопасности морского судоходства в 2024-2025 годы планируется проведение дноуглубительных работ в акватории портов Актау и Курык.

В целом реализация всех вышеуказанных проектов позволит увеличить пропускную способность морских портов РК на 10 миллионов тонн, в том числе контейнерных мощностей до 300 тысяч ДФЭ в год.

Усилено развитие внутреннего водного транспорта. В частности, планируется наращивание транзитного потенциала трансграничной реки Иртыш и создание нового коридора Россия – Казахстан – Китай. Речь идет о строительстве нового судоходного шлюза в городе Семее, речного порта в поселке Тугыл и железной дороги до границы Китая. Развитие транзитных возможностей трансграничной реки Иртыш позволит увеличить объемы перевозки грузов с нынешних 1,5 до 3,5 миллиона тонн.

За 2023 год число перевезенных пассажиров отечественными авиакомпаниями составит порядка 13 миллионов человек, прогнозируемый рост - 23 процента. Объем обслуженных пассажиров в аэропортах страны ожидается на уровне более 25 миллионов человек, что на 22 процента больше показателя прошлого года.

Парк воздушных судов казахстанских авиакомпаний вырос с 89 до 98 единиц, емкость посадочных мест – с 12 до 15 тысяч (+26 процентов). Все это позволит повысить регулярность рейсов и доступность авиаперевозок в целом.

За счет частных инвестиций ведется строительство 3 новых пассажирских терминалов в городах Шымкент, Кызылорда и Алматы. Завершение работ ожидается в следующем году.

На сегодняшний день в Казахстане установлено международное авиасообщение с 28 странами. Полеты выполняются по 108 маршрутам с частотой 550 рейсов в неделю 4 казахстанскими и 30 иностранными авиаперевозчиками.

В текущем году были открыты и возобновлены полеты по 23 маршрутам в 13 стран: Лахор, Маскат, Манама, Дели, Шарм-эль-Шейх, Пекин, Сиань, Урумчи, Самарканд, Баку, Тбилиси, Кутаиси, Бишкек, Анкара, Ханчжоу и Джидда.

Проведена работа с крупнейшим лоукостером Юго-Восточной Азии AirAsia. В результате авиакомпания объявила о запуске прямых рейсов между Алматы и Куала-Лумпуром с марта 2024 года.

Отдельного внимания заслуживают вопросы общественного транспорта. В этом году запущен механизм льготного лизинга на обновление городских автобусов в регионах через Фонд развития промышленности. В результате в регионы поставлено 2,5 тысячи новых автобусов, 774 из которых – экологически чистые. Тем самым достигнуто сокращение износа имеющегося парка на 13 - до 33 процентов.

Казахстан ведет работу по развитию своего участка Транскаспийского международного транспортного маршрута. За 11 месяцев через морские порты Актау и Курык по маршруту ТМТМ перевалено 2,5 миллиона тонн грузов – рост на 107 процентов по сравнению с прошлым годом. Впервые по коридору ТМТМ в этом году перевезена казахстанская нефть.

Для развития маршрута в октябре 2023 года железнодорожными администрациями Казахстана, Азербайджана и Грузии подписаны учредительные документы по созданию единого оператора логистических услуг. Наряду с этим страны совместно с Турцией работают над синхронным устранением "узких" мест на маршруте.

В целях улучшения логистического сервиса прорабатывается вопрос создания "единого окна" перевозок по ТМТМ. Полноценный запуск цифрового транспортного коридора запланирован на 2024 год.

В октябре подписаны соглашения по развитию ТМТМ с Китаем, которые предусматривают наращивание экспортно-импортных и транзитных перевозок, содействие КНР в финансировании портовых инфраструктурных проектов, развитие мультимодальных перевозок по ТМТМ.

Для сокращения сроков доставки грузов автотранспортом до портов Актау и Курык планируется строительство автодороги республиканского значения "Шалкар – Бейнеу" протяженностью 515 километров. В настоящее время разрабатывается технико-экономическое обоснование.

Реализация мероприятий по развитию маршрута позволит к 2027 году увеличить его пропускную способность до 10 миллионов тонн в год.

На внешней границе ЕАЭС с 2023 года ведутся строительно-монтажные работы по пунктам пропуска "Капланбек", "Казыгурт", "Атамекен" и "Тажен" (Узбекистан), "Алаколь", "Калжат", "Майкапшагай" и "Бахты" (Китай), "Темир баба" (Туркменистан).

Реконструкция предусматривает расширение территорий пунктов пропуска, модернизацию существующих зданий и сооружений, оснащение новейшим оборудованием, в том числе стационарными инспекционно-досмотровыми комплексами (Rapiscan Eagle и т.д.), а также увеличение количества кабин паспортного контроля и полос движения с разделением потоков.

Для внедрения автоматизации и передовых технологий на пунктах пропуска в 2024-2026 годы предусмотрен закуп 83 единиц автоматизированных систем паспортного контроля Е Gate.

Наши новости теперь в WhatsApp! Подписывайтесь на наш канал в самом популярном мессенджере


Показать комментарии
Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная