ПОДЕЛИТЬСЯ
01 июня 2021 | 08:29
Что изменит новый кодекс. Министр юстиции отвечает на вопросы
Министр юстиции Марат Бекетаев в интервью Tengrinews.kz рассказывает, что изменится с новым Административным процедурно-процессуальным кодексом.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Министр юстиции Марат Бекетаев в интервью Tengrinews.kz рассказывает, что изменится с новым Административным процедурно-процессуальным кодексом.
С июля вступает в действие Административный процедурно-процессуальный кодекс. Какую цель преследует кодекс?
Главными целями кодекса являются снижение уровня конфликтности и напряженности в обществе, отход от бюрократической формы работы и разрешение возможных разногласий между государственными органами и гражданами на ранней стадии, не доводя их до суда.
Кодексом ставятся на утрату закон "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц" и закон "Об административных процедурах".
В процессе развития правовой системы Казахстан нуждался в законах, которые бы обеспечивали постоянную обратную связь на принимаемые государством решения. Закон об обращениях оправдал ожидания законодателя, так как выполнил поставленные перед ним задачи.
Но в условиях развития сервисной модели государственного управления и продвижения концепции "слышащего государства" упомянутые законодательные акты перестали отвечать текущим реалиям.
Необходимость усиления гарантий прав граждан при рассмотрении заявлений и жалоб, а также повышения требований к деятельности государственных органов в рамках сервисной модели государственного управления обусловили принятие нового закона.
К примеру, вводимая новым кодексом правовая гарантия быть заслушанным обязывает государственные органы уведомить граждан о возможном негативном решении и предоставить им возможность исправить ситуацию.
В новом кодексе есть термин "административный орган". Почему мы отошли от традиционного понятия государственного органа?
Понятие "административный орган" является собирательным. Оно охватывает не только государственные органы, но и другие субъекты, которые вправе принимать решения, затрагивающие интересы граждан.
Общемировой тенденцией является дерегулирование и передача отдельных функций негосударственным организациям. В связи с чем административное регулирование становится все более гибким.
Так, одним из нововведений казахстанского законодателя стало внедрение института саморегулирования. Данный институт позволяет частично заменить прямое административное воздействие.
Иными словами, государство передает управленческие функции саморегулируемым организациям, однако от такой передачи функции не перестают быть значимыми для граждан и бизнеса.
Передача управленческих функций должна сопровождаться четким законодательным регулированием, установлением ответственности за ненадлежащее осуществление таких функций. Эту задачу как раз и решает АППК.
В кодексе, наряду с установлением ответственности негосударственных организаций, закрепляются механизмы оспаривания принимаемых решений.
Таким образом, под административным органом понимаются государственные органы, негосударственные организации, принимающие управленческие решения.
А что за новое понятие "административная процедура"?
Административная процедура - это алгоритм действий, результатом которого является принятие правового решения в отношении гражданина или организации.
Кодекс устанавливает новые принципы и правовые гарантии, которые, с одной стороны, позволят предупредить возможные злоупотребления, а с другой - позволят гражданам активнее участвовать в процессе принятия управленческих решений.
Каждый из введенных принципов заслуживает отдельного внимания, так как направлен на улучшение положения граждан.
Так, принцип приоритета прав обяжет правоприменителей толковать все сомнения, противоречия и неясности актов законодательства в пользу граждан.
Принцип охраны права на доверие вводит особый порядок отмены правовых решений, которые благоприятны для граждан.
Гражданин должен быть уверен, что однажды принятое решение является законным, последовательным и не может быть отменено, если в этом нет вины гражданина.
Допустим, гражданину выплатили адресную социальную помощь. Позднее орган проверки установил, что уполномоченный орган по своей вине принял ошибочное решение. Ввиду принципа охраны права на доверие уполномоченный орган не может требовать возмещения потраченных средств от добросовестного гражданина, потому что в этом нет его вины.
В свою очередь новыми правовыми гарантиями для граждан и организаций являются гарантия быть заслушанным, на которой мы ранее останавливались, возможность заявлять отвод и иметь представителя, а также право ознакомиться с материалами, которыми орган руководствовался при вынесении правового решения.
Можете привести конкретный пример нового механизма, который снизит уровень конфликтности в обществе?
Кодексом внедряется обязательное досудебное обжалование, за исключением налоговых споров, где предусмотрен особый порядок обжалования.
Производство по рассмотрению жалобы будет проходить в ускоренном порядке. Данный институт позволит гражданам избежать судебных расходов и сэкономить время.
Кроме того, дополнительным преимуществом досудебного обжалования является возможность проверки решения не только на предмет законности, но и целесообразности, что предоставит большую правовую защиту интересам частных лиц.
Другим механизмом снижения конфликтности станет возможность заключения соглашения о примирении и медиация в спорах с государством, что до недавнего времени было запрещено законодательством.
Особенная роль в правильном разрешении разногласий отведена адвокатам и юридическим консультантам, обязанностью которых является правильное разъяснение новых механизмов кодекса, позволяющих разрешить возникшие споры во внесудебном порядке.
Юристы должны искать пути решения с наименьшими денежными и временными издержками для клиента, что также является требованием профессиональной этики.
Кодексом вводится новый вид судопроизводства. Какое принципиальное различие между административным и гражданским судопроизводством?
Главной отличительной чертой административного судопроизводства станет внедрение активной роли суда в процесс сбора доказательств.
Суд будет обязан выяснять имеющие значение обстоятельства спора и собирать доказательства самостоятельно.
Также вводится институт судебного контроля за исполнением судебных актов. Кодекс предусматривает возможность применения судами денежных взысканий до 100 МРП, к примеру, в случае невыполнения требования или запроса суда, неявки в суд.
Готов ли государственный аппарат ко всем этим изменениям?
На сегодняшний день прошли обучение по положениям нового кодекса порядка 50 тысяч государственных служащих.
В первом полугодии во всех государственных органах внедряется единая информационная система "Е-Обращение".
Данная информационная система позволит более эффективно и прозрачно организовать работу. Она будет распределять обращения в зависимости от компетенции государственного органа, а также информировать заявителя обо всех этапах и сроках рассмотрения.
Как вы сами считаете, какие изменения произойдут после вступления в действие кодекса?
Кодекс предоставляет множество возможностей для эффективного взаимодействия между государством и гражданами, не доводя споры до суда.
Положения кодекса помогут снизить уровень конфликтности, что, в свою очередь, сформирует новый формат отношений в нашем обществе.
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также