ПОДЕЛИТЬСЯ
04 октября 2018 | 09:03
Как правильно реагировать на плохие оценки детей в школе
Доктор психологических наук, директор НИЦ "Психология личности" КазНПУ имени Абая Жамиля Намазбаева рассказала, как стоит родителям реагировать на плохие или хорошие оценки ребенка в школе, передает корреспондент Tengrinews.kz.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Доктор психологических наук, директор НИЦ "Психология личности" КазНПУ имени Абая Жамиля Намазбаева рассказала, как стоит родителям реагировать на плохие или хорошие оценки ребенка в школе, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Психолог остановилась на том, как вести себя родителям с детьми, которые получили плохие отметки в школе.
"Наша задача - не ругать детей, а найти первопричину - почему это произошло. Причин может быть много. Первая причина - нежелание учиться, то есть ребенку не привили готовность к школе, у него нет мотивации, вторая причина и самая главная, что очень много детей приходят неподготовленными к школе. Они хотят ходить, но их уровень интеллекта, готовности ниже, чем нужно. У них просто нет основы, чтобы правильно себя вести, правильно отвечать или быть успешным. Еще одна причина связана с учителями. У нас много общих проблем. Наполняемость класса, перегрузки или плохая психологическая ситуация в классе", - сказала психолог.
Она добавила, что для детей начальных классов очень высок авторитет учителя. И большинство из них приходят в школу с желанием учиться. Однако учителя не всегда чутки к своим ученикам.
"Лучше оставьте в покое оценочную ситуацию. Оставьте грубый голос. Как разговаривают с детьми родители и учителя. Они все время пытаются указывать, управлять, руководить. Надо постараться не постоянно на детей воздействовать, а научиться с ними взаимодействовать. На нормальных, человеческих условиях", - посоветовала психолог.
"В первом классе вообще эти назидания нужно оставить, нужно только хорошее, доброжелательное отношение. И тогда ребенок старается, он дома даже родителей замучает. К сожалению, учительские кадры плохо владеют психологической компетенцией, психологической культурой и не могут создать благоприятную среду общения с родителями и детьми. Создать такой климат, чтобы каждый ребенок считал себя нужным. Любить или не любить - это их право, но они должны уважать детей как личностей. Для этого нужно относиться доброжелательно, через поощрение", - отметила профессор психологии.
"Я, например, когда отдавала детей в школу в 1970-х годах, я выбирала хорошего по характеру учителя. Я ходила в школу, в ГорОНО и выбирала доброго человека в первую очередь. Не нужно ломать душу ребенка", - добавила Намазбаева.
По ее словам, у учителей есть привычка говорить отрицательное о ребенке, который что-то не умеет делать. "Это очень пагубно. А дети жизненного опыта не имеют и думают, что все у них плохо. Ребенок плачет. Так, он бедненький приходит домой. А дома ему еще и родители начинают выговаривать и ругать его за оценки", - поясняет Намазбаева.
Она также обратила внимание на проблему того, что родители забывают о своей социальной ответственности. По ее словам, всю социальную инициативу они передали школе. "Они сняли с себя эту инициативу - быть в ответе за ребенка, за его развитие. Они должны его защищать, они должны работать с учителем, помогать учителю".
По мнению профессора, не стоит и перехваливать ребенка за пятерки.
"Речь не об отметке, а о том, каким образом ребенок относится к этой отметке. Сами же учителя и родители начинают захваливать ребенка. Троечники и двоечники бывают неуверенные, эти наоборот самоуверенные. И там, и там страдают личностные компоненты.
О троечниках и отличниках
"Несмотря ни на что, судьбу такого ребенка (троечника - прим. автора) решает его основной внутренний психический стержень - его активность. Это позволяет ему быть в постоянном поиске и, как показывает жизнь, именно такие дети (троечники или двоечники в школе), в другой социальной среде добиваются значительных успехов. У них происходит чудесное саморазвитие", - отметила Намазбаева.
Соврешенно иной сценарий возникает в судьбе многих отличников. "К сожалению, постоянное поощрение, похвала, гиперопека, субъективно повышенная оценка окружающих формируют много негативных черт у этой группы школьников. Прежде всего, это завышенная и неадекватная самооценка, излишняя самоуверенность. Это приводит к тому, что иногда они остаются социально изолированными, а также снижается их активность, не говоря уже о наличии "комплекса отличника", - заключила психолог.
Показать комментарии
Читайте также