Управляющий директор АО "НК "Продкорпорация" Рустам Жанатаев сообщил, что зерновой сезон, завершившийся в августе 2025 года, принес рекордный объем зерна. Именно этот рост стал причиной повышенной нагрузки на логистику.
По словам Жанатаева, с сентября 2024-го по август 2025-го Казахстаном было отправлено более 10 миллионов тонн зерна на экспорт. Существенный объём также был отгружен на внутренний рынок. Если в среднем Казахстан ежегодно экспортировал 500–600 тысяч тонн зерна в страны Северной Африки, Юго-Восточной Азии и Европейского союза, то в минувшем сезоне этот показатель превысил 2 миллиона тонн.
Он подчеркнул, что такой результат стал возможным благодаря большой поддержке национальной компании КТЖ. Грузовые перевозки осуществлялись стабильно и без сбоев.
Жанатаев отметил, что в текущем сезоне тенденция сохранится. Субсидирование транспортных расходов экспортёров позволяет оптимизировать затраты и направлять на мировые рынки ещё большие объёмы казахстанского зерна.
Комментируя текущую ситуацию на пограничной станции Сарыагаш, руководитель Продкорпорации подчеркнул, что она носит сезонный характер. Урожай второй год подряд оказался рекордным, и объёмы вывоза значительно выросли.
Страны Центральной Азии традиционно закупают большие партии зерна сразу в начале сезона — по минимальным ценам, а затем в течение года докупают его в меньших объёмах. Это привело к высокой концентрации отправок на одном пограничном переходе.
Зимой нагрузка усиливается дополнительными грузами — углём, мазутом и другими энергоносителями, что в совокупности создаёт транспортную нагрузку и вызывает временные трудности на направлении.
"Это объективные сезонные факторы. Они не связаны с действиями или бездействием национального перевозчика. Напротив, КТЖ делает максимум для выполнения всех обязательств по перевозке грузов", — отметил Жанатаев.
Он также отдельно упомянул об ограничениях экспорта через Каспий и в направлении Китая. Через Каспийское море наблюдается дефицит морских судов, а в направлении Китая сохраняется "узкое горлышко" — пограничные службы КНР не успевают оперативно оформлять документы. Эти факторы также временно снижают объёмы экспорта, но причины здесь объективные.
По прогнозам Продкорпорации, в ближайшие дни ожидается возвращение морских судов на Каспий, что нормализует логистику. На Сарыагашском направлении также ожидается стабилизация.
Кроме того, с открытием субсидий на 2026 год основной поток зерна вновь пойдёт на мировые рынки — преимущественно транзитом через Российскую Федерацию, а не через Сарыагаш. Это снизит нагрузку на пограничный переход и улучшит ситуацию.