Транскаспийский маршрут, или "Средний коридор", называют ключевым проектом не только для Казахстана, но и для всего региона. Tengrinews.kz рассказывает, как развивается международный транспортный коридор на данный момент и какие цели ставят перед собой казахстанские чиновники.
"Это укрепит позиции Казахстана"
О том, что Казахстан стремится стать ведущим транзитным хабом Евразии, Президент говорил уже несколько раз. В начале августа он назвал создание единой сети железнодорожных, автомобильных, авиационных и логистических центров долгосрочной целью нашей страны. "Это укрепит позиции Казахстана как евразийского транзитного хаба, на который в настоящее время приходится почти 85 процентов сухопутных поставок грузов между Азией и Европой", - подчеркивал Касым-Жомарт Токаев во время выступления на Третьей конференции ООН по развивающимся странам, не имеющим выхода к морю.
В прошлогоднем Послании Президент также ставил задачу объединить усилия со странами-партнерами – Китаем, Азербайджаном, Грузией и Турцией – для развития Транскаспийского маршрута. В правительстве говорят, что ставка на "Средний коридор" уже приносит результаты - перевозки выросли в шесть раз за последние 5 лет.
Цифры
В кабинете министров рассказывают, что если в 2020 году объем грузоперевозок по Транскаспийскому маршруту составлял 0,8 миллиона тонн, то в 2024 году этот показательно был уже 4,5 миллиона тонн.
"Только за прошлый год объем перевозок увеличился на 62 процента, а контейнерные перевозки выросли в 2,7 раза. За первое полугодие 2025 гола перевозки достигли 2,3 миллиона тонн. Это на 7 процентов больше аналогичного периода 2024 года", - докладывают чиновники.
В кабмине также приводят еще одну статистику по китайским автопоездам: в 2024 году через порт Курык по Транскаспийскому маршруту проследовало почти 3,5 тысячи грузовиков. А в первой половине 2025-го - уже свыше тысячи.
Действия
Казахстан вместе со странами-партнерами начал синхронно избавляться от "узких" мест. К примеру, наша республика построила железнодорожный участок Достык – Мойынты, начала возводить обходную линию станции Алматы и модернизировать портовую инфраструктуру (дноуглубление акватории порта Курык, запуск зернового терминала мощностью 1 миллион тонн и контейнерный хаб в порту Актау).
Но ключевым шагом в правительстве назвали создание совместного предприятия Middle Corridor Multimodal Ltd с участием Казахстана, Азербайджана и Грузии. Компания обеспечивает мультимодальные перевозки по принципу "одного окна" с гарантированной стоимостью и сроками доставки. К компании планирует присоединиться "дочка" китайских железных дорог CRCT – соответствующий меморандум был подписан в ноябре 2024 года.
Казахстан избавляется от "узких" мест и за границей. Так, в июне 2025 года в грузинском Поти начал работу казахстанский мультимодальный терминал мощностью 120 тысяч контейнеров в год.
Существенный рост контейнерных перевозок стал возможен благодаря автоматизации таможенных процедур: теперь оформление одного контейнерного поезда занимает всего 30 минут. Ранее этот процесс длился до трех часов.
"Недавно совместно с китайской стороной состоялся запуск контейнерного терминала в порту Актау. Успешно функционирует наш сухой порт в Сиане. Строятся новые терминалы на станциях Селятино, Свислочь и вблизи Будапешта", — говорят в правительстве.
Что дальше
В правительстве подчеркивают, что намерены и далее предпринимать все усилия для развития Транскаспийского маршрута, называя его ключевым звеном евразийской логистики, усиливающим позиции Казахстана в международной торговле и транзите.