Комиксы, TikTok и выгорание: как молодые учителя меняют подход к обучению в Казахстане

Ақбота Сіләм Корреспондент
Фото: Tengrinews.kz

В преддверии Дня учителя корреспондент Tengrinews.kz поговорила с молодыми педагогами, которые не боятся выходить за рамки традиционных методов обучения. Они объясняют законы Ньютона через комиксы, преподают язык с помощью игр и используют тренды из TikTok, чтобы найти общий язык с учениками. О том, что мешает креативности учителей, хватает ли педагогам их зарплаты и как найти подход к "цифровым" детям, – в материале ниже.

В преддверии Дня учителя корреспондент Tengrinews.kz поговорила с молодыми педагогами, которые не боятся выходить за рамки традиционных методов обучения. Они объясняют законы Ньютона через комиксы, преподают язык с помощью игр и используют тренды из TikTok, чтобы найти общий язык с учениками. О том, что мешает креативности учителей, хватает ли педагогам их зарплаты и как найти подход к "цифровым" детям, – в материале ниже.

Физика в комиксах

26-летний учитель физики Жаскайрат Наубетов работает в частной школе и мечтает выпустить собственную комикс-книгу по физике.

Реклама
Реклама

Фото из архива Жаскайрата Наубетова

Его педагогический путь начался в 2020 году в лицее "Білім-Инновация" в Семее, во время карантина. Чтобы заинтересовать учеников на онлайн-уроках, он стал использовать мемы, а в контрольные работы добавлял популярные фразы из TikTok.

После пандемии учитель вместе с детьми ставил эксперименты и делился их результатами в соцсетях.

@naubetov_zhaskairat Фонкпен эдит жасап қоясың ғо короче#физикашизика #phonk #edit ♬ оригинальный звук - Физика шизика

Позже Жаскайрат Наубетов подключил методы сторителлинга через аниме-персонажей, а школьникам предложил самим рисовать комиксы по пройденным темам.

"Во время карантина я понял: обычные лекции не всегда работают. Поэтому начал использовать новые подходы и увидел, что таким образом дети гораздо лучше запоминают материал", – рассказывает он.

Комикс Жаскайрата Наубетова / Фото из Instagram @naubetov_zhaskairat

Идею Наубетова превращать школьный материал в комиксы отметили на конкурсе педагогических идей, организованном управлением образования области Абай. Его метод опубликовали в журналах, а самого учителя пригласили в эфиры. Для молодого педагога это стало серьёзным стимулом продолжать развивать свой подход.

"Я никогда не считал это каким-то особым методом. Это лишь один из многих приёмов, которые я использую на уроках. Традиционные подходы тоже работают, но не для всех. Раньше класс воспринимали как одну группу, сегодня же важно видеть в каждом ученике личность. Сейчас учитель должен быть гибким и уметь подстраиваться", – отмечает Наубетов.

Комиксы войдут в школьную программу?

Сейчас молодой учитель работает над выпуском учебного комикса для 7 класса. Главные герои книги – учитель и двое школьников, которые путешествуют и изучают законы физики. Цель Наубетова – включить комикс в школьную программу.

"Я до сих пор работаю с тем же энтузиазмом и превращаю свои увлечения в методы преподавания. Стараюсь, чтобы уроки были интересны не только детям, но и мне самому. А самая большая награда – видеть, как у учеников появляется интерес к предмету", – говорит Жаскайрат Наубетов.

Фото из архива Жаскайрата Наубетова

Жаскайрат считает, что у казахстанских учителей достаточно креативных идей, но они часто "теряются в отчётности и бумагах".

По его словам, даже, несмотря на сокращение бумажной волокиты в последние годы, времени на творчество всё равно остаётся мало. При этом он уверен: современные технологии дают возможность внедрять самые разные методы обучения как в городских, так и в сельских школах.

Игры вместо диктантов

Аршын Косангали – 28-летний учитель казахского языка и литературы в начальных классах школы № 95 в Алматы. В профессию он пришёл, когда понял: многие дети в большом городе плохо владеют родным языком. Тогда Аршын решил изменить систему преподавания и предложил новый формат – обучение через игры.

Фото Tengrinews.kz

Фото Tengrinews.kz

Работая с самыми маленькими, он подчёркивает, что именно в начальных классах закладывается фундамент языка. Из-за того, что современные дети привыкли к коротким видео в соцсетях, удержать их концентрацию на протяжении 45 минут сложно, делится преподаватель.

Игры помогают справиться с этой задачей.

"Я стараюсь придумывать разные игры не для того, чтобы просто развлечь ребёнка, а чтобы он понял суть урока, освоил язык и смог использовать его. Например, я даю детям карточки со словами, и они должны как можно быстрее составить правильную фразу", – рассказывает Аршын Косангали.

Он верит: "Если ребёнок в старших классах так и не заговорил на казахском – можете винить учителя начальных классов".

Фото Tengrinews.kz

Он убеждён: старые методы не подходят новому поколению, а для каждого ребёнка нужен индивидуальный подход. По его словам, учебники перегружены и написаны так, что детям трудно в них разобраться. Поэтому задача учителя – объяснить материал максимально доступно.

"Существует стереотип, что учитель должен строго следовать учебнику. Но учебник – это только ресурс. Важно придерживаться программы и довести ребёнка до цели усвоить материал. А каким способом это сделать – зависит от инициативы и креативности самого учителя", – говорит Аршын Косангали.

Фото Tengrinews.kz

Учитель-блогер

Николай Уткин – 26-летний учитель русского языка и литературы школы № 95 в Алматы. Кроме преподавания, он активно занимается блогингом. В Instagram у него более шести тысяч подписчиков, где он ломает стереотип о педагоге "в пиджаке с указкой" и показывает, что учитель может быть современным и открытым.

Фото Tengrinews.kz

Он уверен: сегодня педагог должен говорить с детьми на одном языке, понимать их интересы и уметь выстраивать параллели.

"Надо быть открытым учителем, знать тренды. Когда дети видят, что я понимаю, что значит слово "сигма", они становятся ближе и охотнее идут на контакт", – говорит он.

Фото Tengrinews.kz

Для Николая блог – не просто хобби, а рабочий инструмент. Он помогает находить новые приёмы для уроков, обмениваться опытом с коллегами и показывать детям, что учитель тоже живёт в их реальности. Его инициативу поддерживают не только дети, но и родители, а также руководство школы.

Фото Tengrinews.kz

По мнению Николая, идеальный учитель должен выходить за рамки учебника, уметь увлекать и объяснять сложные вещи просто, чтобы дети могли применять знания в жизни.

"Самое большое удовольствие – передавать знания и видеть, как дети начинают ими пользоваться. Когда замечаешь результат своей работы и горящие глаза мотивированных учеников, все минусы, в том числе и вопросы зарплаты, отходят на второй план", – говорит Николай.

Сегодня в Казахстане всё больше учителей ищут новые подходы для обучения детей. В этом году в районных этапах конкурса "Лучший педагог" участвовали 1468 учителей, в областные туры вышли 793, а в финал прошли 174 педагога.

Победителей 2025 года объявят в преддверии Дня Республики. Они получат звание "Лучший педагог" и премию в размере 1000 МРП (3 миллиона 932 тысячи тенге на 2025 год). С 2012 года это звание носят более 700 учителей страны.

Престиж растёт, а что насчет зарплат

По данным Министерства просвещения, в 2025-2026 учебном году в школы страны пришли более 10 тысяч молодых специалистов.

Интерес к профессии во многом связан с законом "О статусе педагога", который приняли в 2019 году. Он повысил престиж работы учителя и сделал её более привлекательной для выпускников. В 2025 году почти четверть обладателей "Алтын белгі" (23 процента) выбрали педагогические специальности.

Фото Tengrinews.kz

Учитель физики Жаскайрат Наубетов отмечает, что роль сыграло и повышение проходного балла ЕНТ.

"Теперь педагогика – это не запасной вариант, а осознанный выбор. Нужно помнить, что хорошие учителя готовят сильных специалистов для страны", – делится учитель.

Материальная мотивация тоже влияет. За последние пять лет стипендия студентов педагогических специальностей удвоилась и с этого учебного года составляет 84 тысячи тенге.

Фото Tengrinews.kz

Учителя, которые уже работают в школах, подтверждают: вместе с ростом статуса профессии выросли и зарплаты. Но, по словам Николая Уткина, для жизни в Алматы этого всё равно недостаточно.

"Максимум для учителя – это 1,5 ставки, при которой максимально можно брать 24 часа в неделю. С одной стороны, именно столько педагог может отработать качественно, подготовиться к урокам и полноценно донести материал. Но если учитывать расходы в большом городе, этих часов хватает лишь на то, чтобы держаться на плаву", – говорит он.

Фото Tengrinews.kz

Учитель Аршын Косангали также отмечает, что раньше нагрузка могла превышать 30 часов, но после введённых изменений сумма зарплаты не сильно изменилась:

"Сейчас норма – 24 часа, это примерно пять уроков в день. После обеда остаётся время либо на дополнительную подработку, либо на повышение квалификации. В этом есть и плюсы: учитель физически быстро выматывается, и знания, которые он отдаёт на первом уроке, и на последнем уже разного качества", – поясняет он.

Стоит отметить, что закон "О статусе педагога" чётко определяет недельную норму нагрузки:

  • 16 часов – для учителей средних школ;
  • 18 часов – для педагогов колледжей и организаций дополнительного образования;
  • 24 часа – для воспитателей детсадов, предшкольных групп и спортивных школ;
  • 25 часов – для воспитателей детских домов и спецучреждений;
  • 30 часов – для воспитателей интернатов, лагерей и общежитий.

Читайте также: Токаев поручил создать национальную систему цифровых профилей учащихся

Tengrinews
Вопрос от автора
news4
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Реклама
Реклама