11 декабря 2019 | 16:10

Министр рассказал о грамотности казахстанцев

Фото:elements.envato.com

Министр образования и науки Асхат Аймагамбетов рассказал об итогах оценки навыков казахстанцев в возрасте от 16 до 65 лет, передает Tengrinews.kz.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Министр образования и науки Асхат Аймагамбетов рассказал об итогах оценки навыков казахстанцев в возрасте от 16 до 65 лет, передает Tengrinews.kz.

Глава МОН отметил, что недавно ОЭСР опубликовала результаты PISA, однако вне фокуса общественного внимания остались результаты не менее важного международного исследования PIAAC, которое эксперты называют не иначе как "PISA для взрослых". Это исследование оценивает навыки людей в возрасте 16-65 лет по читательской, математической грамотности и решению задач в цифровой среде.

Реклама
Реклама

По его словам, Казахстан впервые принял участие в этом исследовании. Результаты граждан страны показали, что в среднем навыки взрослого населения (математика - 247, чтение - 249 баллов) находятся на уровне граждан таких стран, как Испания и Италия, однако значительно ниже среднего уровня стран ОЭСР (читательская грамотность - 266, математическая грамотность - 262).

"При этом выявлены специфичные результаты для Казахстана. К примеру, PIAAC показал общемировой тренд, что пик развития навыков человека приходится на возраст 25-34 года, а дальше идет спад. Однако в Казахстане все возрастные группы показывают совершенно другую картину. Навыки молодого населения (25-34 лет) соответствуют или порой даже ниже навыков более старшего поколения (55-65 лет). Если не принять срочные меры, то через 20-25 лет навыки населения, вероятно, упадут еще ниже", - написал Аймагамбетов в Facebook.

При этом среди опрошенных граждан в возрасте 25-34 лет почти 50 процентов имеют высшее образование, тогда как среди людей 55-65 лет высшее образование получили всего 27 процентов.

Половина населения Казахстана как по читательской (49 процентов), так и по математической (52 процента) грамотности достигает только второго уровня, и лишь четверть населения (25 процентов) - более высоких уровней. Как отметил глава МОН, это означает, что население республики может работать только с относительно несложными текстами и математической информацией и выполнять задачи, которые не требуют синтеза, анализа или интерпретации информации.

"Значимым трендом является зависимость между уровнем владения навыками и частотой их использования: чем чаще навыки используются в повседневной жизни и работе, тем выше их уровень.  Казахстанцы слабо используют как читательские, так и математические навыки в повседневной жизни и в работе, соответственно, низкое использование ведет и к низкому владению ими. Кроме того, исследование показало, что только 17 процентов населения страны принимает участие в образовательных мероприятиях. Это один из самых низких показателей", - добавил Асхат Аймагамбетов.

В странах ОЭСР данный показатель достигает 44 процентов. Общеизвестно, что навыки и образование вознаграждаются на рынке труда за счет повышения заработной платы.

"Казахстан не является исключением. К примеру, рост математической грамотности увеличивает почасовую заработную плату на 5,9 процента, а в среднем по странам ОЭСР - на 7,2 процента. Но больше, чем грамотность, влияние на заработную плату и вероятность трудоустройства в Казахстане оказывает количество лет обучения - чем больше лет казахстанец учится, тем больше он зарабатывает в последующем. И это только некоторые примеры итогов исследования. Здесь важно не относиться поверхностно к этим результатам и, вырывая из контекста, делать сенсации, а видеть общую картину и принять системные меры", - отметил министр образования и науки.

Он подчеркнул, что перед Казахстаном стоит несколько задач.

"Во-первых, необходимо существенно повысить качество профессионального и высшего образования. При подготовке отечественных кадров все вузы и колледжи Казахстана должны взять результаты PIAAC на вооружение. При этом они должны не только формально готовить специалистов для рынка труда, но и научить востребованному навыку - учить учиться (learning how to learn). В идеале любой гражданин должен уметь распознать свои пробелы в навыках и знать, где их можно восполнить.

Обновление программ под профессиональные стандарты, усиление требований к качеству обучения являются жизненно важными мерами. Политика по усилению требований к вузам и колледжам и сокращение недобросовестных учебных заведений должна быть продолжена. Говоря о наличии проблем в высшем образовании, надо иметь в виду, что у нас также есть большое количество сильных учебных заведений, ничем не уступающих многим зарубежным университетам", - отметил Аймагамбетов.

Он также заявил о необходимости увеличить финансирование высшего образования через увеличение стоимости государственных грантов. По словам министра, это позволит укрепить материально-техническую базу и повысить заработные платы преподавателям.

"В-третьих, результаты наглядно продемонстрировали нам, что от длительности и уровня образования напрямую зависит благосостояние каждого гражданина. Это еще раз доказывает, что в современном высокотехнологичном мире качественное образование обретает еще большую значимость. Поэтому граждане Казахстана должны отводить важное место и длительную часть времени обучению и образованию, что, безусловно, даст положительный эффект в будущем. Нам необходимо развивать и поддерживать неформальное образование. Результаты данного исследования будут использованы для формирования политики в сфере образования", - заключил министр.


Показать комментарии
Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная