ПОДЕЛИТЬСЯ
01 апреля 2009 | 17:02
На войне как на войне
В сентябре текущего года исполнится ровно 10 лет с начала контртеррористической операции в Чечне. Оставив позади военные конфликты, страшные теракты и десятки тысяч убитых, нынешний президент республики Рамзан Кадыров объявил, что уже сегодня можно говорить о завершении так называемой Второй чеченской войны. В последние годы жизнь автономии вернулась в более или менее спокойное русло. Активно ведется строительство школ, больниц, инфраструктуры. Но экономика республики из-за многочисленных ограничений находится на очень низком уровне. "Особый режим" борьбы с терроризмом изжил себя и требует пересмотра российскими властями. Однако Национальный антитеррористический комитет России оказался не готов принять скорое решение об окончании контртеррористической операции в Чечне.
ПОДЕЛИТЬСЯ
В сентябре текущего года исполнится ровно 10 лет с начала контртеррористической операции в Чечне. Оставив позади военные конфликты, страшные теракты и десятки тысяч убитых, нынешний президент республики Рамзан Кадыров объявил, что уже сегодня можно говорить о завершении так называемой Второй чеченской войны. В последние годы жизнь автономии вернулась в более или менее спокойное русло. Активно ведется строительство школ, больниц, инфраструктуры. Но экономика республики из-за многочисленных ограничений находится на очень низком уровне. "Особый режим" борьбы с терроризмом изжил себя и требует пересмотра российскими властями. Однако Национальный антитеррористический комитет России оказался не готов принять скорое решение об окончании контртеррористической операции в Чечне.
Тотальная войнаПодписание Хасавюртских соглашений, ознаменовавших завершение Первой чеченской войны в 1996 году, не принесло мира на Северный Кавказ. Чеченские криминальные структуры продолжили свою деятельность, зарабатывая на похищении людей, захвате заложников, контрабанде наркотиков и оружия, проведении терактов и нападении на соседние регионы. На территории республики были созданы военные лагеря, где проходили обучение новые боевики. Полевые командиры вербовали многочисленных арабских наемников и исламских проповедников, которые сеяли религиозную и этническую вражду в регионе.
В августе 1999 года чеченские боевики под предводительством Шамиля Басаева и арабского наемника Хаттаба вторглись на территорию соседнего Дагестана. В планы террористов входил захват приграничной части республики и привлечение на свою сторону местного населения. Однако дагестанцы оказали боевикам отчаянное сопротивление. Российские власти предложили президенту самопровозглашенной на территории Чечни республики Ичкерия Аслану Масхадову провести совместную операцию по уничтожению исламских боевиков. Осудив методы Басаева на словах, никаких реальных действий Масхадов не предпринял.
23 сентября президент России Борис Ельцин принял решение о проведении контртеррористической операции на территории Чечни. Для этих целей была создана специальная объединенная группа войск на Северном Кавказе. В тот же день российская авиация начала бомбардировки Грозного. 30 сентября началась наземная операция – на территорию Чеченской Республики вошли бронетанковые подразделения российской армии. В ответ чеченский лидер ввел в республике военное положение, объявил всеобщую мобилизацию и отдал приказ военным подразделениям оказывать сопротивление российским силовикам.
Открытое противостояние чеченских сепаратистов и федеральных служб продолжилось в 2000 году. В феврале российским спецслужбам удалось штурмом взять столицу чеченской республики Грозный и захватить последнюю крупную базу боевиков – село Шатой. В марте 2000 года состоялась последняя крупная спецоперация по уничтожению группировки Руслана Гелаева в районе села Комсомольское. По официальным данным Министерства обороны России, за период с октября 1999 года по декабрь 2002 года общие потери федеральных сил в Чечне составили 4572 человека убитыми и 15549 ранеными. Потери среди мирного населения составили 6000 человек убитыми и 2000 ранеными. Бандитские формирования потеряли около 13?14 тысяч человек.
С того времени чеченские боевики перешли к тактике ведения партизанской войны. Сепаратисты укрываются в горных и лесных районах, откуда совершают единичные вылазки и террористические атаки. На сторону федеральных сил перешли некоторые бывшие боевики и часть чеченской элиты, в том числе Ахмад Кадыров, позже ставший президентом Чечни, и клан Ямадаевых. Однако оставшиеся чеченские террористы стали более жестокими и изощренными в проведении атак. С чеченских городов и сел они переключились на все регионы страны. Ряд хорошо спланированных террористических актов, совершенных в российских городах, поверг в ужас мировую общественность и напомнил силовым службам об их уязвимости перед террористами.
Волна террораС российских военных чеченские террористы переключились на гражданское население. Они стремились запугать мирных жителей и разжечь социальные конфликты. Целями атак стали общественные места с массовым скоплением людей. Еще до официального начала контртеррористической операции в 1999 году по российским городам прокатилась серия дерзких и не имевших до этого аналогов террористических актов. В результате взрывов жилых домов в Москве, Волгодонске и Буйнакске погибли десятки человек. Эти атаки стали первым предупреждением российским властям о намерениях террористов. 9 мая 2002 года взрыв произошел на центральной площади дагестанского города Каспийск, где проходили массовые гуляния в честь празника Победы. Тогда более 40 человек погибли, ранения получили более 100.
Пожалуй, самым скандальным и вызывающим жестом террористов стал захват московского театрального комплекса "Норд-Ост" 23 октября 2002 года. Тогда преступники потребовали вывести все российские войска из Чечни. Спустя несколько дней переговоров власти приняли решение штурмовать театр. Жертвами атаки стали 130 человек. Сотни были ранены в перестрелках и получили отравления ядовитым газом, использовавшимся при штурме. Вслед за "Норд-Остом" террористы одну за другой совершали многочисленные атаки в Москве. В июле 2003 года взрыв произошел на московском рок-фестивале «Крылья», жертвами которого стали 16 человек. 2004 год стал особенно кровавым по количеству пострадавших от террористических атак. Десятки жизней унесли взрывы в московском метро в феврале и августе.
В мае в результате теракта на грозненском стадионе "Динамо" был убит президент Чечни Ахмад Кадыров. В августе того же года террористки-смертницы стали причиной крушения двух самолетов, совершавших рейсы из Москвы. Жертвами стали 89 человек. Самым бесчеловечным актом терроризма боевиков стал захват школы в Беслане 1 сентября 2004 года. Заложниками преступников стали более тысячи человек, в основном – дети, пришедшие на школьную линейку. Боевые действия продолжались три дня. Более 330 человек погибли от рук террористов и в результате штурма силовиков.
Несмотря на то, что все боевики были уничтожены, операция считается самой провальной для федеральных спецслужб за всю историю конфликта. Инцидент получил огромный резонанс в обществе. До сих пор не утихают дискуссии о том, кто виноват в случившемся. По данным российских спецслужб, в Чечне действуют несколько сотен боевиков. Однако, по словам президента Рамзана Кадырова, их осталось не больше ста человек. Периодически поступают сообщения о столкновениях между российскими спецслужбами, действующими в республике, и чеченскими партизанами, в результате которых гибнут единицы с обеих сторон. Оставшиеся боевики действуют не за идею независимой Чечни, а из-за жажды наживы и страха быть судимыми.
Быть или не быть?В последние годы в Чеченской Республике наметилась позитивная тенденция. Отголоски войны все еще слышны повсеместно, однако народ во главе с президентом Кадыровым намерен вести мирную жизнь и налаживать дружественные отношения с Россией. Москва направляет в Чечню большие деньги для восстановления разрушенных городов и сел. В республике строятся новые дома, школы, больницы, религиозные центры, восстанавливается инфраструктура. Параллельно создаются рабочие места и налаживается производство.
Однако "особый режим" во многом препятствует развитию экономики региона. Существующие ограничения не позволяют чеченским службам самостоятельно проводить таможенные процедуры. Аэропорт республики закрыт для международных рейсов. Промышленность также не имеет возможности привлекать прямые иностранные инвестиции. Кроме того, Россия несет огромные финансовые затраты, связанные с базированием в Чечне десятков тысяч военнослужащих. Более 20 тысяч работников спецслужб могут покинуть территорию республики в случае отмены режима контртеррористической операции. В условиях глобального экономического кризиса такая мера выглядит вполне оправданной.
25 марта президент Чечни Рамзан Кадыров заявил о том, что антитеррористическая операция в республике находится на пороге завершения. Он сообщил, что "чеченский народ победил международный терроризм" и борьба с бандитами в республике "давно завершена". Официальный документ, подтверждающий снятие режима, должен был быть подписан уже к концу марта. Дмитрий Медведев поддержал инициативу Кадырова, обратившись к директору ФСБ и главе НАК России Александру Бортникову с предложением рассмотреть данный вопрос на предстоящем заседании комитета. Но НАК оказался не готов принять столь скорое решение. На состоявшемся 31 марта заседании вопрос о снятии "особого режима" стал главной темой обсуждения.
Александр Бортников обещал выработать специальные меры для обеспечения надежного контроля над ситуацией в регионе и соответствующего уровня безопасности граждан. В ближайшее время НАК должен подготовить и внести на рассмотрение президента Медведева предложение о снятии режима контртеррористической операции в Чечне. Решение будет принято комитетом совместно с МВД России, ФСБ, Министерством обороны и другими заинтересованными федеральными органами.
Принимать окончательное решение, быть или не быть "особому режиму" в Чечне, предстоит самому Дмитрию Медведеву. Не секрет, что в решении данного вопроса непосредственно заинтересован и нынешний российский премьер Владимир Путин. Ведь именно на его президентство пришлась практически вся Вторая чеченская война. Сейчас у Путина появилась прекрасная возможность выступить миротворцем и положить конец многолетнему конфликту, войдя в историю в качестве победителя.
Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также