14 августа 2024 | 06:09

Наши переводы проверяют? Как работает новая система Нацбанка

Амина Апарина Корреспондент
Изображение сгенерировано ИИ

В Нацбанке ответили на вопросы Tengrinews.kz о работе Антифрод-центра.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

В Нацбанке ответили на вопросы Tengrinews.kz о работе Антифрод-центра.

В начале августа Нацбанк сообщил о запуске в промышленную эксплуатацию Центра по обмену данными о мошеннических транзакциях (Антифрод-центра). Рассказываем подробнее, как это работает.

Для чего создан Антифрод-центр

Реклама
Реклама

Антифрод-центр осуществляет деятельность в круглосуточном режиме на платформе АО "Национальная платежная корпорация Национального банка Республики Казахстан" для обмена данными о мошеннических транзакциях в режиме реального времени.

Кто обменивается информацией через Антифрод-центр

Участниками Антифрод-центра являются:

  • финансовые организации (в том числе банки второго уровня, платежные организации);
  • правоохранительные органы;
  • операторы сотовой связи.

Как работает Антифрод-центр

Если банк на основании внутренних критериев либо по заявлению клиента выявляет предположительно мошенническую операцию, он ее приостанавливает и передает в Антифрод-центр информацию об этой транзакции. Переданные сведения включаются в базу данных о попытках совершения мошеннических операций.

Далее Антифрод-центр направляет полученную информацию в правоохранительные органы для рассмотрения на предмет ее причастности к мошенничеству. Правоохранительные органы рассматривают транзакцию в течение трех рабочих дней и затем выносят решение о подтверждении или неподтверждении факта мошенничества.

В случае подтверждения факта мошенничества правоохранительные органы начинают процессуальные действия, и Антифрод-центр включает клиента, который пытался провести эту операцию, в базу данных о событиях совершения мошеннических операций. В случае неподтверждения факта мошенничества операция клиента возобновляется.

Таким образом, Антифрод-центр - это инструмент взаимодействия между финансовыми организациями и правоохранительными органами. Он собирает, консолидирует и хранит сведения о фактах мошеннических операций или о попытках их осуществить.

Все ли банковские переводы проверяются

Антифрод-центр не имеет доступа к операциям клиентов.

В Антифрод-центр поступает информация от банков второго уровня исключительно по инцидентам, связанным с мошенническими операциями.

"Предметом деятельности Антифрод-центра являются мошеннические операции, при этом другие транзакции не подлежат мониторингу и контролю со стороны антифрод-платформы", - подчеркнули в Нацбанке.

Какие именно переводы и операции попадают под подозрение

Закон "О платежах и платежных системах" определил следующие случаи, при которых финансовая организация может приостановить проведение операции:

  • если имеется заявление клиента о платежной транзакции с признаками мошенничества;
  • если имеется подтвержденная информация о фактах мошенничества от правоохранительных органов;
  • если финансовой организацией по установленным критериям выявлена подозрительная (мошенническая) операция;
  • если бенефициар платежа или перевода денег находится в базе данных Антифрод-центра.

Могут ли сотрудники Антифрод-центра звонить казахстанцам

Сотрудники и представители Антифрод-центра никогда не совершают звонки физическим лицам с целью сбора информации или проведения каких-либо операций.

Антифрод-центр не взаимодействует с физическими лицами, а работает только с финансовыми, платежными организациями, правоохранительными органами и сотовыми операторами.

Читайте также: В Казахстане определились, какие мобильные переводы проверять

Наши новости теперь в WhatsApp! Подписывайтесь на наш канал в самом популярном мессенджере

Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная