31 января 2024 | 13:44

"Не могут разобраться до сих пор" - депутаты о крушении самолета Bek Air в Алматы

Аружан Дарибай Корреспондент
Фото ©️ Tengrinews.kz / Алихан Сариев

Депутат Мажилиса Аскар Садыков озвучил депутатский запрос, в котором поднял проблему незавершенности расследования по факту крушения самолета Fokker 100 авиакомпании Bek Air, передает корреспондент Tengrinews.kz.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Депутат Мажилиса Аскар Садыков озвучил депутатский запрос, в котором поднял проблему незавершенности расследования по факту крушения самолета Fokker 100 авиакомпании Bek Air, передает корреспондент Tengrinews.kz.

Депутат озвучил запрос на имя премьер-министра Алихана Смаилова и генерального прокурора Берика Асылова, в котором говорится о необходимости удаления зданий, находящихся в непосредственной близости с аэропортом, и не только в Алматы.

"На днях Министерство транспорта сообщило о своем поручении акиматам снести ранее возведенные строения на приаэродромных территориях аэропортов. Напомним, что еще 7 лет назад, в 2017 году, Главная транспортная прокуратура вносила аналогичные представления Комитету гражданской авиации о сносе выявленных более 800 объектов, построенных в нарушение безопасных полетов вокруг аэропортов городов Алматы, Актау, Атырау, Актобе, Усть-Каменогорск, Кокшетау, Тараз и Шымкент", - отметил депутат Садыков на пленарном заседании Мажилиса.

Реклама
Реклама

Он напомнил, что данное предписание не было выполнено и 27 декабря 2019 года при жесткой посадке в аэропорту Алматы самолет Fokker 100 выкатился на приаэродромную территорию и столкнулся с построенным там домом.

"Погибли 12 человек, получили тяжелые травмы еще 47. Тогда фракция партии "Ак жол" направила депутатский запрос о полноценном расследовании причин трагедии. Как сегодня выясняется, расследование не окончено до сих пор. За незаконное выделение участков в зоне аэропорта осуждены бывшие руководители земельных отношений Талгарского района и риелтор", - отметил депутат.

Он возмутился, что с причинами падения борта следственные органы не могут разобраться до сих пор.

"Официальной версией трагедии названа ошибка экипажа. Это проще всего. Однако остаются вопросы. Во-первых, РГП "Казаэронавигация" отказалось изучить версию о попадании самолета в вихревой поток предыдущего борта, что нарушает аэродинамику. За одну минуту до взлета Fokker 100 взлетал авиалайнер Airbus, длина вихревого следа которого, по данным экспертов, может составлять 10-12 километров.

Во-вторых, службы аэропорта Алматы обработали плоскости самолета антиобледенительной жидкостью Defrost ECO-4, которую они разбавили водой. Но, согласно данным производителя – Рошальского химзавода, эта жидкость не подлежит разведению водой, так как может произойти потеря свойств и замерзание", - заявил депутат Садыков.

В-третьих, по словам депутата, дом, в который врезался лайнер, находился на расстоянии 10 метров от ограждения аэропорта, несмотря на то что защитная зона должна составлять не менее 500 метров. Однако эти важные факты не были приняты во внимание, подчеркнул мажилисмен.

Депутат привел данные Генпрокуратуры и Антикоррупционной службы о возбуждении уголовного дела в отношении Комитета гражданской авиации, который, несмотря на имеющиеся 23 здания, угрожающие безопасности полетов, в ноябре 2018 года незаконно выдал сертификат годности аэропорта Алматы без ограничения.

"12 января в ответ на обращения адвокатов семей пострадавших прокуратура сообщила о прекращении этого дела. Так как место столкновения самолета с домом находится в 800 метрах и не относится к санитарно-защитной зоне. При этом, судя по всему, дистанция рассчитана от взлетно-посадочной полосы, тогда как, согласно правилам, защитные зоны должны рассчитываться от территории аэропорта, тем не менее по его ограждению, где дом стоял всего в 10 метрах", - заявил он.

По словам мажилисмена, в январе 2023 года партия "Ак жол" уже направляла запрос о необходимости удаления по всей стране зданий, находящихся в опасной близости с аэропортами, а также о завершении расследования трагедии с крушением самолета Bek Air.

"Чтобы окончательно увести чиновников от ответственности, 31 марта 2023 года была принята новая редакция Правил выдачи сертификата годности аэродрома, где ответственность за дополнительные меры безопасности полетов переложена не на КГА, а на эксплуатантов – то есть на сами аэропорты", - отметил он.

Как отметил мажилисмен, к АО "Международный аэропорт Алматы" претензии предъявить невозможно, так как ужесточение требований обратной силы не имеет.

"К сожалению, как и семь лет назад, с тех пор ничего не изменилось. В этой связи наряду с указанным поручением о выполнении аэропортами требований безопасности полетов фракция "Ак жол" в третий раз требует всестороннего расследования всех обстоятельств указанного дела и установления ответственных лиц", - заключил мажилисмен.

Напомним, в феврале прошлого года, будучи министром индустрии и инфраструктурного развития, Каирбек Ускенбаев сообщил о завершении расследования дела о крушении самолета Bek Air под Алматы.

В феврале этого года генпрокурор Берик Асылов сообщил, что в отношении сотрудников Комитета гражданской авиации завели уголовное дело из-за выдачи сертификата летной годности аэродрома в Алматы. Дело по пункту 1 части 4 статьи 370 Уголовного кодекса "Бездействие по службе" расследует столичный департамент по противодействию коррупции. Сотрудники КГА в 2018 году якобы незаконно выдали сертификат летной годности аэродрома Алматы, что повлекло крушение самолета Fokker 100.

Авиакатастрофа с самолетом Bek Air произошла 27 декабря 2019 года. Лайнер вылетел из Алматы в Астану (тогда еще Нур-Султан), но почти сразу потерял высоту. Затем он снес забор и столкнулся с двухэтажным коттеджем недалеко от аэропорта. На борту находились 93 пассажира и пять членов экипажа. В результате крушения погибли 12 человек.

Реконструкция крушения показала, что самолет уже оторвался от земли, но внезапно создался крен. Пилот решил посадить самолет, но не смог выпустить шасси. В момент столкновения со зданием скорость самолета составляла 70 узлов - примерно 126 километров в час.

В мае 2021 года ряд местных чиновников Талгарского района и риелтор были признаны виновными в продаже земли в поселке Гульдала, в районе, где в 2019 году потерпел крушение самолет Bek Air. Их приговорили к различным срокам наказания. В июне 2022 года нескольких бывших чиновников акимата Талгарского района осудили за незаконное отчуждение и последующую продажу земель вблизи аэропорта Алматы в период с 2017 по 2019 год.

Наши новости теперь в WhatsApp! Подписывайтесь на наш канал в самом популярном мессенджере

Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная