27 октября 2023 | 09:15

"Неоправданно амбициозный замах". Эксперты разобрали инициативы Минтруда

Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов

Аналитики Desht разобрали особенности Концепции развития рынка труда до 2030 года - документа, который Министерство труда и социальной защиты населения вынесло на публичное обсуждение. Эксперты назвали несколько причин, почему документ необходимо изменить, передает корреспондент Tengrinews.kz.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Аналитики Desht разобрали особенности Концепции развития рынка труда до 2030 года - документа, который Министерство труда и социальной защиты населения вынесло на публичное обсуждение. Эксперты назвали несколько причин, почему документ необходимо изменить, передает корреспондент Tengrinews.kz.

По данным Desht, в документе собрано сразу несколько явлений:

Реклама
Реклама
риски ухудшения уровня жизни миллионов граждан, без преувеличения, с тем же аргументом "мы хотели как лучше"; риски дальнейшего повышения налогов и регулирования бизнеса с ударом по самим работникам; риски дальнейшей эрозии системы госуправления, создания трений между центром и регионами; отражение заблуждений бюрократии об общественном развитии, ее ментальных моделей; отражение идейной "колеи", из которой страна не может выбраться уже 5-10 лет.

По словам аналитиков, документ не просто дублирует, а прямо повторяет идеи из других. Многое, по их словам, взято из концепции индустриально-инновационного развития и плана территориального развития.

"Синхронизация госдокументов нужна, но как внешнее условие. Минтруда должно было отразить свою инкрементальную (пошаговую, увеличивающуюся постепенно. - Прим.) роль в общем процессе. Де-факто мы получили неоправданно амбициозный замах на госплан с менее чем достаточными полномочиями. И для чего тогда нужен Нацплан-2029?" - написали аналитики.

Документ вводит концепт "качественного рабочего места". В этом, по мнению Desht, заключается главная мина, которая подорвет не оправившийся от прежних великих планов госаппарат и частный сектор.

"Во-первых, для критерия "качества" оплата труда должна превышать медиану. То есть минимум половина рабочих мест всегда будет некачественной, даже в развитых странах. Это просто статистика. Во-вторых, это должна быть постоянная занятость со всеми социальными льготами. Вариации разработчиков не устраивают и презрительно помечаются "некачественными". В-третьих, предлагается детальный план по наращиванию "качественных рабочих мест" с KPI для ответственных органов. И министерств, и акиматов.

Как вы думаете, будут ли госорганы массово давить на бизнес, заставляя повышать зарплаты без предпосылок, даже в тяжелое время? Будут ли придумывать новые инструменты давления и критерии "качественности"? План-то нужно выполнять", - указали эксперты.

Больше всех, по их словам, пострадает торговля, которая по плану Минтруда должна показать "качественных" рабочих мест в 2,7 раза больше.

"Ожидаем дальнейшего давления со стороны отраслевых министерств. (...) Уже не один акимат жаловался на бредовые KPI, спускаемые из центра, в том числе по рабочим местам. Это вынуждает сотрудников заниматься имитацией бурной деятельности вместо улучшения качества жизни", - заметили эксперты.

Аналитики Desht указали, что описанный в документе международный опыт подогнан под готовые решения. В восточноазиатских странах разработчики отметили индустриализацию, в Корее - госпланирование занятости, у Канады - форсайты, у США - преференции для промышленных предприятий.

"Три старые ошибки мышления. Индустриализация - это не цель, а следствие других процессов. Чтобы сбить температуру тела, не нужно заставлять пациента принимать ледяную ванну. Индустриализация, тем более первичная - это враг для нынешних левых министерств труда. Легкая промышленность развилась в Западной Европе 4 века назад, потому что предприятия и сотрудники сбежали туда, где можно было работать сколько хочешь и как хочешь. Аналогично, "экономика простых вещей" развита в Южной Азии потому, что там не соблюдаются условия труда, включая детский труд.

За индустриализацией в Восточной Азии стоял дешевый и ничем не защищенный труд. Пенсии появились сравнительно недавно. Профсоюзы физически гасили, в том числе с привлечением мафиозных организаций. Но эту часть "международного опыта" предпочли не учитывать", - заметили эксперты.

Еще одной ошибкой разработчиков в Desht назвали переоценку усилий государств и недооценку фундаментальных процессов.

"Если поднимаются все лодки, значит, возможно, наступил прилив. Не просто так выросли практически все страны Восточной Азии. На фоне подъема Сингапура с сильным госпланированием был такой же неолиберальный Гонконг.

Наверное, были другие причины. Например, гигантский и растущий рынок США и Европы, который активно поглощал все, что они производили. Или расположение на побережье, так как морская перевозка в разы дешевле, чем сухопутная. Или история этих народов, которые несколько веков назад были наравне с Европой по уровню развития и имели массовое производство. Или культура — высокий уровень коллективизма, когда люди жертвуют своим благополучием ради других и даже некой идеи", - перечислили эксперты.

Также аналитики заявили, что в документе есть множество странных инициатив, таких как субсидирование заработных плат, увеличение фискальной нагрузки на лиц, работающих в цифровых платформах, развитие портала enbek.kz вместо развития конкуренции и другие.

В качестве решения проблемы в Desht рекомендовали ликвидировать документ, так как "у него небольшой вклад в уже существующую систему документов".

"При невозможности ликвидировать, вычистить его от несвойственных положений, оставив инкрементальные меры с адекватными KPI. Не посягать на роль Нацплана развития - 2029", - предложили аналитики.

Кроме того, в Desht советуют определить приоритет количества над качеством.

"По различным опросам, людей сейчас интересует наличие работы и оплата труда, а не его условия и косвенные блага (соцстрахование и так далее). Мы рано начали эти разговоры, присущие современным развитым странам. Единственное исключение - безопасность труда, это обязательно.

Или, как опция, передать регулирование в акиматы. Тогда каждый выберет себе то, что актуально при текущем уровне развития локального рынка труда", - отметили в Desht.

Еще аналитики предложили определить приоритет охвата наблюдением над регулированием. Невозможно, по их словам, управлять тем, чего не видишь. Они отметили, что власти не знают ни точного количества бедных в стране, ни чем занимаются несколько миллионов самозанятых. Нет понимания огромной системы взаимосвязей между людьми, неформальных инструментов страхования и прочего.

"Разрабатывать меры по абстрактному международному опыту, не понимая всего этого, - не лучшая затея. Отсюда и должна формироваться позиция по отношению к цифровым платформам. Если благодаря им уже 1 миллион граждан стали "видны" (осталось еще несколько), то выбегать с преждевременным регулированием, мягко говоря, неоправданно. Это странный ход и политически, так как именно эти группы населения создавали риск для государства", - заключили в Desht.

Наши новости теперь в WhatsApp! Подписывайтесь на наш канал в самом популярном мессенджере


Показать комментарии
Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная