Подписывайтесь на канал Tengrinews.kz в WhatsApp
15 мая 2017 06:05

Невероятная история о бывшем капитане Абвера, пойманном в Караганде

ПОДЕЛИТЬСЯ

© kriminalka.kz © kriminalka.kz

В июле 1972 года в одно воскресное утро на бульваре Мира недалеко от средней школы № 1 в Караганде был обнаружен труп мужчины. Жертву ударили под лопатку, лезвие ножа попало прямо в сердце. Не походило, что произошло разбойное нападение: при убитом оказались документы и деньги, около ста рублей. Расследование этого, казалось бы, заурядного дела, привело к весьма неожиданному результату, пишет газета "Криминальные новости".


В июле 1972 года в одно воскресное утро на бульваре Мира недалеко от средней школы № 1 в Караганде был обнаружен труп мужчины. Жертву ударили под лопатку, лезвие ножа попало прямо в сердце. Не походило, что произошло разбойное нападение: при убитом оказались документы и деньги, около ста рублей. Расследование этого, казалось бы, заурядного дела, привело к весьма неожиданному результату, пишет газета "Криминальные новости".

Личность убитого установили сразу - им оказался 50-летний Олег Кузнецов из Жезказгана. Удалось выяснить, что мужчина (в его кармане нашли железнодорожный билет) утренним поездом приехал в Караганду. Решил прогуляться по бульвару Мира и нарвался на преступника.

Жена Кузнецова, узнав об убийстве, показала оперативникам номер областной газеты "Социалистическая Караганда" и статью "Награда нашла своего героя". На ней фото начальника строительного управления Караганды Николая Острогова, где ему как фронтовику вручали орден Красной Звезды. Мужчину представили к награде еще в 1943 году. И спустя почти 30 лет в торжественной обстановке передали орден.

"Олег, как только посмотрел на снимок, сразу в этом ветеране узнал своего командира взвода Евгения Стрельцова, - сообщила женщина сыщикам. - Даже не поверил своим глазам. Потом внимательно присмотрелся, воскликнул: "Это точно Стрельцов! Вот где встретился, душегуб!" Потом быстро собрался на выходные и уехал в Караганду. Когда уходил, сказал: "Выведу эту сволочь на чистую воду…"

Выяснилось, Олега Кузнецова призвали в Красную Армию в 1940 году. Он попал в пехотный взвод, которым командовал старший лейтенант Евгений Стрельцов. "Как рассказал муж, - продолжила супруга Кузнецова, - когда началась война, командир специально подвел свой взвод под немецкие пулеметы. "А что делать, - вздыхал Олег, - пришлось сдаться". Он видел, как Стрельцов общался с немецким фельдфебелем. Потом Олег все немецкие лагеря прошел. Его в 45-м наши освободили и отправили в Жезказган в Степной лагерь. Работал в шахте, там я с ним и познакомилась, сыграли свадьбу, троих детей вырастили… Все время говорил о том, что пострадал из-за своего командира-предателя. Столько из-за этого подонка страданий вынес! Олег поехал в Караганду, чтобы сообщить об этом в КГБ…"

Следователи тут же предположили, что, приехав в Караганду, Олег каким-то образом нарвался на своего бывшего командира-предателя. 

Начальник Ленинского РУВД Виктор Горецкий дал указание задержать подозреваемого. Он оказался не просто уголовником, а бывшим капитаном Абвера - немецкой разведки, и экс-командиром роты РОА - так называемой Русской освободительной армии, возглавляемой бывшим советским генералом Власовым. "Это был классический чинуша. Говорил, цедя слова сквозь зубы", - вспоминает Виктор Васильевич. 

На допросе Евгений Стрельцов признался, что он дворянского рода, его отца, штабс-капитана, убили красноармейцы во время Октябрьской революции, а родовое поместье сожгли: "Это случилось под Курском. Папу привезли к нам на телеге, половина головы отсутствовала. Похоронили в лесочке, а потом с мамой ушли в город, к родственникам…"

Новую власть юноша ненавидел всеми фибрами души - из-за нее все потерял. Паренек оказался сообразительным, окончив не только общеобразовательную школу, но и строительный техникум. Даже как специалист с образованием прошел командирские курсы Красной Армии. Он уцелел в годы репрессий, так как имел осторожность ни в каких анкетах не упоминать о своем аристократическом происхождении. В 1940 году Евгения Стрельцова призвали как старшего лейтенанта запаса на действительную военную службу. Через год началась Великая Отечественная война. 

"Находились в Белоруссии, недалеко от Минска. Постоянно искал возможность перейти к немцам. Наш полк сначала держали в глубоком тылу, потом передислоцировали на передовую. Изучил оборону, немецкие огневые точки… Собрал весь свой взвод, сказал, что надо совершить обходной маневр. Красноармейцы поверили мне, а я их привел прямо к немецким окопам…". - сообщил он следователю.

Стрельцова фашисты чуть не подстрелили - старшего лейтенанта спасло то, что он в последний момент успел помахать белым носовым платком. Мол, сдаюсь. "Я дворянин, потому и сдался", - заявил Стрельцов в штабе немецкого батальона.

В лагере он случайно встретил давнего знакомого - бывшего ротмистра царской армии, владельца соседнего со Стрельцовыми поместья. Сосед, как выяснилось, эмигрировал с войсками Врангеля в 1920-м из Крыма в Турцию, откуда подался в Германию, где стал служить фашистам.

Евгения быстро взяла в оборот разведка вермахта Абвер - бывший старший лейтенант согласился сотрудничать с оккупантами. Ему присвоили звание капитана, дали в подчинение роту таких же, как он, предателей. Это было одно из первых подразделений РОА. Им давали задание отсеивать среди пленных бойцов Красной Армии евреев, коммунистов, политработников. Сам Стрельцов утверждал, что якобы не принимал участия в расстрелах, а его рота занималась лишь охранными функциями.

В тылу новоиспеченный капитан Абвера лелеял мечту приехать в Курскую область и отомстить тем, кто, как считал, оставил его ни с чем. Однако после разгрома немецкой армии под Сталинградом и на Курской дуге, Стрельцов понял, что дни его покровителей сочтены. 

В 1944 году фильтрационный лагерь, где он служил, переместили в Польшу. Через некоторое время к ним доставили группу советских военнопленных, захваченных в районе Сандомирского плацдарма. Из них Стрельцов выделил капитана Николая Острогова: похож на него внешне и по возрасту, всего на год младше.

Стрельцов хладнокровно застрелил капитана в затылок, забрал у него командирскую книжку и военую форму. Немцам же объяснил, что пленный якобы пытался бежать.

В 1945 году фильтрационный лагерь эвакуировали в Германию. Стрельцов запланировал сдаться союзным войскам, но не успел: советские солдаты захватили капитана Абвера недалеко от Берлина, рядом с линией фронта.

Сотрудникам СМЕРШа он показал командирскую книжку убитого им Николая Острогова и пояснил, что был контужен и в бессознательном состоянии взят в плен. Контрразведчики отправили так называемого капитана в воркутинский лагерь с формулировкой: "Сдался без особых причин".

Там новоиспеченный Николай Острогов пробыл всего три года. Он вошел в доверие администрации и, будучи полностью реабилитирован, в конце 40-х годов вышел на свободу. Предатель подался в края, где, как считал, его не могли вычислить в принципе - в Караганду. Шахтерский край нуждался в строителях, и скоро Николай Острогов сделал карьеру, возглавив одно из строительных управлений.

"Этот товарищ очень хорошо знал свое дело - строительство. Как к специалисту к нему не возникало никаких вопросов", - подчеркивает Виктор Горецкий. 

В Караганде предатель вступил в партию, чем еще больше укрепил свой статус, завел семью… И все бы хорошо, если бы случайно не встретился с бывшим подчиненным Олегом Кузнецовым. Невероятное стечение обстоятельств.

Произошла сенсация, когда узнали, что начальника строительного управления нашла награда - орден Красной Звезды, который реальный Николай Острогов получил за бои в Польше на Сандормирском плацдарме. О чем Стрельцову сообщили из областного военкомата. "Поздравляем заслуженного фронтовика, - услышал начальник строительного управления. - Ждите в гости…"

Вручение боевого ордена произошло на работе, награду Стрельцову отдали в его служебном кабинете в присутствии представителей средств массовой информации. Так в областной газете "Социалистическая Караганда" появилось фото виновника торжества. Оно попало на глаза Кузнецову.

...Начальник строительного управления имел привычку прогуливаться по утрам по бульвару Мира - это недалеко от дома, где он жил. На Олега Кузнецова обратил внимание сразу - предатель имел великолепную зрительную память. Надо же было столкнуться тем утром… Решение у капитана Абвера возникло сразу - сзади незаметно подошел к Олегу Кузнецову и ударил в спину раскладным ножом.

"Понял, он не просто так гулял по бульвару. Посматривал на наручные часы и в сторону здания областного КГБ. Подошел к нему, тыкнул ножом и ушел…", - впоследствии признался Евгений Стрельцов.

За умышленное убийство Евгения Стрельцова приговорили к восьми годам лишения свободы. Он отсидел половину срока, когда должен был попасть под амнистию. Однако в лагере капитан Абвера признался одному из зеков, что когда находился в Воркуте, одного своего бывшего знакомого на тот свет отправил.

Стрельцова в лагере опознал один из тех, кем он командовал в немецком фильтрационном лагере. Такой же предатель. Его Стрельцов полоснул ножом по горлу и спустил под лед. Труп обнаружили через несколько дней. Злоумышленника так и не нашли. А он дал о себе знать спустя почти 30 лет. Так как срок давности по таким преступлениям отсутствует, Евгения Стрельцова ожидал новый процесс. Новый приговор суда - десять лет лишения свободы.

"История не дает ответа о дальнейшей судьбе капитана Абвера. Наверняка сгинул в лагерях. Туда ему и дорога", - заключает издание.

Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 446.44   490.7   4.77 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети