ПОДЕЛИТЬСЯ
01 июня 2010 | 19:38
Но нет России без меня...
1 июня на 78-м году жизни в Москве скончался российский поэт, без преувеличения великий, Андрей Вознесенский. Пожалуй, он был одним из самых плодовитых поэтов-"шестидесятников". Написанные им "Миллион алых роз" и "Я тебя никогда не забуду" для рок-оперы "Юнона и Авось" до сих пор являются одними из самых исполняемых произведений. Вознесенский и сам подливал масла в этот огонь: он живыми, яркими стихами, сплетая во едино Чавеса, Тарантино и Пугачеву, реагировал на эту жизнь. Живи, страна, стихи муссируя, меня, как своего, браня. Конечно, я не вся Россия. Но нет России без меня. "Москвич", 2006 После продолжительной болезни Сердце известного российского поэта Андрея Вознесенского остановилось 1 июня. Поэт скончался у себя дома на руках у жены, писательницы и критика Зои Богуславской. Свои соболезнования родным и близким поэта выразил президент России Дмитрий Медведев. Известно, что прощание с поэтом запланировано на 4 июня. Гражданская панихида состоится в доме литераторов, а тело будет предано земле на кладбище в Переделкино. В последний раз на публике Вознесенский появился в январе этого года, на вручении театральной премии "Триумф". Вскоре после этого его сразил второй инсульт (первый был в 2006 году). Вследствие этого у поэта пропал голос, он не вставал с постели. Последний месяц его жизни был напряженным: накануне своего дня рождения, он вернулся из Мюнхена. Родственники поэта доверили его здоровье немецким врачам. Вознесенскому сделали операцию по устранению атеросклеротических повреждений артерий. Благословленный Пастернаком Андрей Вознесенский родился в Москве 12 мая 1933 года, а когда началась война, то вместе с матерью Антониной Сергеевной был эвакуирован в Курган. Вскоре семья вернулась в столицу. Его талант проявился еще в детстве, достойную оценку стихам Вознесенского дал сам Борис Пастернак. 14-летний мальчик прислал великому поэту свои стихи, а обратным письмом получил предложение дружить. Несмотря на это признание, будущий поэт отправился не в Литинститут, а в Московский архитектурный институт (МАРХИ). Окончание учебы поэт отметил следующими строками: "Прощай, архитектура! Пылайте широко, коровники в амурах, сортиры в рококо!.." Первые зрелые стихи поэта были опубликованы в 1958 году. Спустя два года почти одновременно свет увидели сборники его стихов и поэм "Парабола" и "Мозаика". Публика приняла его на ура: колючие, звонкие, экстравагантные рифмы при декламации поражали красочностью звуковых эффектов. Однако критики и советская власть были настроены против молодого поэта: тираж сборника "Парабола" хотели уничтожить, а "Мозаика" была издана столь малым количеством копий, что сразу стала библиографической редкостью. Говорят, что многие не могли ему простить "внезапного, стремительного и бурного" вступления в литературу. Еще большую немилость Вознесенский навлек на себя после возвращения из поездки в США, выпустив сборник "Треугольная груша". В 1963 году на поэта ополчился сам Генсек. Никита Хрущев на встрече с интеллигенцией в Кремле повел себя далеко не интеллигентно, он буквально кричал на поэта: "Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам. Я прикажу Шелепину, и он подпишет вам заграничный паспорт!" Спас Вознесенского ... президент США Джон Кеннеди, который в телефонном разговоре замолвил слово за "талантливого русского". После этого Вознесенского еще не единожды выпускали за океан. Его стихи даже переводил Роберт Кеннеди. Однако на родине на некоторое время вокруг него образовался вакуум. Все понимали, что в строчках "В Америке, пропахшей мраком и аммиаком. Пыхтя, как будто тягачи, за мною ходят стукачи…" речь идет об агентах СССР. Его стихи издавали в твердом переплете, но печатали малым тиражом. Думая, что это дефицит, как копченая колбаса, несмыслящие в поэзии партийные работники разбирали их, не оставляя шансов ценителям литературы. Но Вознесенский на это внимания не обращал. Он понимал, что травля на него, Евгения Евтушенко и Беллу Ахмадуллину говорит далеко не об их поэтической несостоятельности. 60-70-е годы для поэта стали очень плодотворными. Он много ездил с выступлениям по Америке и Европе (Франция, Германия, Италия). Впечатления от этих поездок саркастически, а иногда, наоборот, наставительно, он отражал в своих стихах, вышло более десятка сборников - "Ахиллесово сердце" (1966), "Тень звука" (1970), "Взгляд" (1972), "Выпусти птицу!" (1974), "Дубовый лист виолончельный" (1975), "Витражных дел мастер" (1976), "Соблазн" (1979). Когда все поутихло, сборники его произведений начали выходить тиражом от 200 тысяч копий. Также попробовал он свои силы и в написании прозы: "О" (1982), "Прорабы духа. Прозаические и поэтические произведения" (1984), "Ров. Стихи и проза" (1987), "Аксиома самоиска" (1990), "Россiя, Poesia" (1991). Поэт миллионов Отдельной вехой в его творчестве можно считать сотрудничество с деятелями театра. В 1965 году на Таганке был поставлен спектакль по стихотворному сборнику "Антимиры". А 15 лет спустя на театральные подмостки действие поэмы "Авось" перенес Марк Захаров. Так появилась первая в СССР рок-опера. "Юнона и Авось", положенная на музыку Рыбникова, до сих пор является визитной карточкой "Ленкома", а ее заглавная тема "Ты меня никогда не забудешь./Ты меня никогда не увидишь" - самая перепеваемая песня 1990-2000-х годов. Это не единственный вклад Вознесенского в шоу-бизнес. Чего стоит только песня "Миллион алых роз", исполненная Аллой Пугачевой. Кстати, сюжет поэтом был взят из новеллы Константина Паустовского. Той самой, где рассказывается о любви известного грузинского художника Нико Пиросмани к певице. Кстати, также на стихи поэта написаны популярные песни "Мерзнет девочка в автомате", "Барабан", "Вслед за мной на водных лыжах ты летишь…". Последние годы Андрей Вознесенский почти все время жил в подмосковном Переделкино. Дважды в год он устраивал поэтические чтения в честь своего наставника Бориса Пастернака, а также продолжал выпускать сборники. Его стихи с радостью публиковали газеты, особо помечая эксклюзивность права на первый выход в свет на их страницах. Он остро и неравнодушно воспринимал и теракты 9/11, и роман Пугачевой с Галкиным (поэма "Гламурная революция"). Также он работал в жанре "визуальной поэзии": читал стихи под музыку и видеоряд. В своем творчестве не обошел стороной поэт и такое явление, как Рунет. Несколько лет назад он выпустил поэму под названием Ru: "Считываю на ветру смысл кардиограммы - дабл ю - www.ru". Сила Вознесенского Отношение Вознесенского к жизни можно прочувствовать в его стихах о Москве. В вопросе любви к родному городу он был преемником Пушкина, Лермонтова, Есенина, Цветаевой, Ходасевича и многих других. У поэтов прошлого Москва была златоглавой, белокаменной, а у него восторженные эпитеты перемежались со сравнениями в духе 21-го века: "Москвичка, в жопе спичка!", "Moscow-City и мельниковский зуботыч","Лица кавказские в транзите". Коллеги и друзья Вознесенского выразили соболезнования его семье. По словам Марка Захарова, стихи поэта вознесли его на высокую орбиту: "Он прошел через опалу, через непонимание, через гонения, через все сложности, которые положено пройти настоящему русскому поэту, и поднялся к высотам поэтического мышления", - добавил режиссер. Дирижер Юрий Башмет отметил, что Вознесенский был "естественно, неоднозначной персоной". "Так же как о многих выдающихся людях существуют разные мнения, о нем тоже можно сказать много всего. Но достойно вот что: он цельно прошел всю нашу историю, благородно выдержал свой путь, с достоинством и высоко поднятой головой. Сила его именно в этой цельности", - цитирует РИА Новости. На неоднозначность восприятия Вознесенского в своих воспоминаниях указал и известный писатель Дмитрий Быков. "С Вознесенским практически уникальная ситуация: несмотря на очень гнусный критический вой в его адрес, о нем практически никто не может вспомнить ничего плохого, при том, что человек вызывал бешеную злобу одним фактом своей славы и смелости".
ПОДЕЛИТЬСЯ
1 июня на 78-м году жизни в Москве скончался российский поэт, без преувеличения великий, Андрей Вознесенский. Пожалуй, он был одним из самых плодовитых поэтов-"шестидесятников". Написанные им "Миллион алых роз" и "Я тебя никогда не забуду" для рок-оперы "Юнона и Авось" до сих пор являются одними из самых исполняемых произведений. Вознесенский и сам подливал масла в этот огонь: он живыми, яркими стихами, сплетая во едино Чавеса, Тарантино и Пугачеву, реагировал на эту жизнь. Живи, страна, стихи муссируя, меня, как своего, браня. Конечно, я не вся Россия. Но нет России без меня. "Москвич", 2006 После продолжительной болезни Сердце известного российского поэта Андрея Вознесенского остановилось 1 июня. Поэт скончался у себя дома на руках у жены, писательницы и критика Зои Богуславской. Свои соболезнования родным и близким поэта выразил президент России Дмитрий Медведев. Известно, что прощание с поэтом запланировано на 4 июня. Гражданская панихида состоится в доме литераторов, а тело будет предано земле на кладбище в Переделкино. В последний раз на публике Вознесенский появился в январе этого года, на вручении театральной премии "Триумф". Вскоре после этого его сразил второй инсульт (первый был в 2006 году). Вследствие этого у поэта пропал голос, он не вставал с постели. Последний месяц его жизни был напряженным: накануне своего дня рождения, он вернулся из Мюнхена. Родственники поэта доверили его здоровье немецким врачам. Вознесенскому сделали операцию по устранению атеросклеротических повреждений артерий. Благословленный Пастернаком Андрей Вознесенский родился в Москве 12 мая 1933 года, а когда началась война, то вместе с матерью Антониной Сергеевной был эвакуирован в Курган. Вскоре семья вернулась в столицу. Его талант проявился еще в детстве, достойную оценку стихам Вознесенского дал сам Борис Пастернак. 14-летний мальчик прислал великому поэту свои стихи, а обратным письмом получил предложение дружить. Несмотря на это признание, будущий поэт отправился не в Литинститут, а в Московский архитектурный институт (МАРХИ). Окончание учебы поэт отметил следующими строками: "Прощай, архитектура! Пылайте широко, коровники в амурах, сортиры в рококо!.." Первые зрелые стихи поэта были опубликованы в 1958 году. Спустя два года почти одновременно свет увидели сборники его стихов и поэм "Парабола" и "Мозаика". Публика приняла его на ура: колючие, звонкие, экстравагантные рифмы при декламации поражали красочностью звуковых эффектов. Однако критики и советская власть были настроены против молодого поэта: тираж сборника "Парабола" хотели уничтожить, а "Мозаика" была издана столь малым количеством копий, что сразу стала библиографической редкостью. Говорят, что многие не могли ему простить "внезапного, стремительного и бурного" вступления в литературу. Еще большую немилость Вознесенский навлек на себя после возвращения из поездки в США, выпустив сборник "Треугольная груша". В 1963 году на поэта ополчился сам Генсек. Никита Хрущев на встрече с интеллигенцией в Кремле повел себя далеко не интеллигентно, он буквально кричал на поэта: "Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам. Я прикажу Шелепину, и он подпишет вам заграничный паспорт!" Спас Вознесенского ... президент США Джон Кеннеди, который в телефонном разговоре замолвил слово за "талантливого русского". После этого Вознесенского еще не единожды выпускали за океан. Его стихи даже переводил Роберт Кеннеди. Однако на родине на некоторое время вокруг него образовался вакуум. Все понимали, что в строчках "В Америке, пропахшей мраком и аммиаком. Пыхтя, как будто тягачи, за мною ходят стукачи…" речь идет об агентах СССР. Его стихи издавали в твердом переплете, но печатали малым тиражом. Думая, что это дефицит, как копченая колбаса, несмыслящие в поэзии партийные работники разбирали их, не оставляя шансов ценителям литературы. Но Вознесенский на это внимания не обращал. Он понимал, что травля на него, Евгения Евтушенко и Беллу Ахмадуллину говорит далеко не об их поэтической несостоятельности. 60-70-е годы для поэта стали очень плодотворными. Он много ездил с выступлениям по Америке и Европе (Франция, Германия, Италия). Впечатления от этих поездок саркастически, а иногда, наоборот, наставительно, он отражал в своих стихах, вышло более десятка сборников - "Ахиллесово сердце" (1966), "Тень звука" (1970), "Взгляд" (1972), "Выпусти птицу!" (1974), "Дубовый лист виолончельный" (1975), "Витражных дел мастер" (1976), "Соблазн" (1979). Когда все поутихло, сборники его произведений начали выходить тиражом от 200 тысяч копий. Также попробовал он свои силы и в написании прозы: "О" (1982), "Прорабы духа. Прозаические и поэтические произведения" (1984), "Ров. Стихи и проза" (1987), "Аксиома самоиска" (1990), "Россiя, Poesia" (1991). Поэт миллионов Отдельной вехой в его творчестве можно считать сотрудничество с деятелями театра. В 1965 году на Таганке был поставлен спектакль по стихотворному сборнику "Антимиры". А 15 лет спустя на театральные подмостки действие поэмы "Авось" перенес Марк Захаров. Так появилась первая в СССР рок-опера. "Юнона и Авось", положенная на музыку Рыбникова, до сих пор является визитной карточкой "Ленкома", а ее заглавная тема "Ты меня никогда не забудешь./Ты меня никогда не увидишь" - самая перепеваемая песня 1990-2000-х годов. Это не единственный вклад Вознесенского в шоу-бизнес. Чего стоит только песня "Миллион алых роз", исполненная Аллой Пугачевой. Кстати, сюжет поэтом был взят из новеллы Константина Паустовского. Той самой, где рассказывается о любви известного грузинского художника Нико Пиросмани к певице. Кстати, также на стихи поэта написаны популярные песни "Мерзнет девочка в автомате", "Барабан", "Вслед за мной на водных лыжах ты летишь…". Последние годы Андрей Вознесенский почти все время жил в подмосковном Переделкино. Дважды в год он устраивал поэтические чтения в честь своего наставника Бориса Пастернака, а также продолжал выпускать сборники. Его стихи с радостью публиковали газеты, особо помечая эксклюзивность права на первый выход в свет на их страницах. Он остро и неравнодушно воспринимал и теракты 9/11, и роман Пугачевой с Галкиным (поэма "Гламурная революция"). Также он работал в жанре "визуальной поэзии": читал стихи под музыку и видеоряд. В своем творчестве не обошел стороной поэт и такое явление, как Рунет. Несколько лет назад он выпустил поэму под названием Ru: "Считываю на ветру смысл кардиограммы - дабл ю - www.ru". Сила Вознесенского Отношение Вознесенского к жизни можно прочувствовать в его стихах о Москве. В вопросе любви к родному городу он был преемником Пушкина, Лермонтова, Есенина, Цветаевой, Ходасевича и многих других. У поэтов прошлого Москва была златоглавой, белокаменной, а у него восторженные эпитеты перемежались со сравнениями в духе 21-го века: "Москвичка, в жопе спичка!", "Moscow-City и мельниковский зуботыч","Лица кавказские в транзите". Коллеги и друзья Вознесенского выразили соболезнования его семье. По словам Марка Захарова, стихи поэта вознесли его на высокую орбиту: "Он прошел через опалу, через непонимание, через гонения, через все сложности, которые положено пройти настоящему русскому поэту, и поднялся к высотам поэтического мышления", - добавил режиссер. Дирижер Юрий Башмет отметил, что Вознесенский был "естественно, неоднозначной персоной". "Так же как о многих выдающихся людях существуют разные мнения, о нем тоже можно сказать много всего. Но достойно вот что: он цельно прошел всю нашу историю, благородно выдержал свой путь, с достоинством и высоко поднятой головой. Сила его именно в этой цельности", - цитирует РИА Новости. На неоднозначность восприятия Вознесенского в своих воспоминаниях указал и известный писатель Дмитрий Быков. "С Вознесенским практически уникальная ситуация: несмотря на очень гнусный критический вой в его адрес, о нем практически никто не может вспомнить ничего плохого, при том, что человек вызывал бешеную злобу одним фактом своей славы и смелости".
Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также