Костанайский городской суд отменил решение об увольнении со службы и отчислении из местной академии МВД полицейского, ставшего участником скандального видео с Lexus LX 600 и сотрудниками патрульной службы на трассе Костанай – Аулиеколь – Сурган в марте этого года, передаёт корреспондент Tengrinews.kz.
Что произошло
В начале марта этого года в сети разлетелось видео с водителем автомобиля Lexus LX 600, спорившим на трассе Костанай – Аулиеколь – Сурган с сотрудниками патрульной службы.
На записи водитель Lexus выражает недовольство действиями патрульных, утверждая, что его не имели права останавливать. Используя ненормативную лексику, водитель ссылается на то, что проработал в полиции 11 лет и его номера должны пробиваться как "гаишные". В ответ сотрудники патрульной службы настаивают на имевшемся превышении скорости.
Позже выяснилось, что на момент случившегося водитель проходил обучение в магистратуре Костанайской академии МВД. Тогда в вузе пояснили, что слушатель академии с 1 марта находился на больничном и дисциплинарные меры в отношении него будут приняты после его возвращения.
Уже по итогам служебного расследования водителя отчислили из магистратуры академии МВД и уволили из органов внутренних дел "за совершение проступка, дискредитирующего правоохранительный орган".
Иск против академии МВД
Редакция Tengrinews.kz выяснила, что уже 25 апреля участник скандального видео с инициалами E. Ж. обратился в Костанайский городской суд с гражданским иском к местной академии МВД. Он потребовал признать незаконными и отменить заключение служебного расследования и приказ о его увольнении из органов внутренних дел. И, как следствие, восстановить его на службе в полиции и на учебе, а также выплатить заработную плату за время вынужденного прогула.
Позиция уволенного
Из судебных документов, опубликованных в судебном кабинете Верховного суда, стало известно, что Е. Ж. имел звание капитана полиции и занимал должность начальника отделения административной полиции в отделении Костанайского района. В распоряжение академии МВД он был откомандирован с 1 сентября 2023 года в связи с поступлением в научную и педагогическую магистратуру.
"Иск мотивирован тем, что Е. Ж. подчинился требованиям сотрудников полиции об остановке, которые не требовали предъявление каких-либо документов, он не представлялся инспекторам сотрудником полиции и не предъявлял служебного удостоверения, место остановки он покинул по разрешению инспекторов", – говорится в судебных документах.
Также утверждается, что со стороны истца не установили неповиновение, превышение скорости, а также отсутствует запись видеорегистратора экипажа патрульной полиции, их нагрудных видеожетонов и служебного планшета.
Помимо прочего, Е. Ж. предоставил суду заключение эксперта, который посчитал, что видеозапись инцидента была переснята с экрана "неустановленного устройства" и в ней имеются признаки монтажа с "вероятным" редактированием звуковой дорожки.
Истец также обратил внимание на то, что на момент служебного расследования находился в "листе нетрудоспособности".
"Истец уволен без проведения и рекомендации дисциплинарной комиссии, с изданными приказами, результатами служебного расследования истец не ознакомлен", – отмечается в документах.
Во время судебного заседания Е. Ж. пояснил, что на видеозаписи действительно зафиксировано его изображение. При этом он не отрицал, что у него возник словесный конфликт с сотрудниками полиции и во время него он "нецензурно выразился".
Представители истца во время судебного заседания также обратили внимание, что
Костанайская академия МВД не обладает правом увольнения истца, поскольку является организацией образования.
Позиция академии и департамента полиции
В судебном заседании представитель Костанайской академии МВД пояснила, что после публикации видеозаписи с инцидентом на дороге в соцсетях возник "негативный широкий общественный резонанс". Тем самым был подорван авторитет правоохранительной службы. В период с 3 по 4 марта 2025 года в академию поступили обращения с республиканских и местных СМИ с требованием сообщить о мерах, принятых в отношении истца.
"Вопрос находился на контроле МВД РК, не была проведена дисциплинарная комиссия, право на увольнение отсутствовало, объяснительная от истца не отбиралась, приказ об отчислении, увольнении истцу и в департамент не направлены", – признала представитель академии МВД в суде.
Также она пояснила, что в отношении истца управлением собственной безопасности департамента полиции Костанайской области проводится досудебное расследование по части 1 статьи 378 УК РК (Оскорбление представителя власти при исполнении служебных обязанностей). В иске просила отказать.
В свою очередь представитель местного департамента полиции не стал возражать против иска и оставил его решение на усмотрение суда. Он сослался на то, что ответчик не обладал полномочиями по увольнению истца и должен был направить для сведения приказ об отчислении магистранта.
Участвующий в деле прокурор дала заключение о необходимости удовлетворения иска.
Что решил суд
Заслушав доводы сторон, суд пришел к выводу, что служебное расследование в отношении Е. Ж. провели с нарушением законных требований – оно состоялось в период "нахождения истца на листе нетрудоспособности", ему не дали выступить в свою защиту и не ознакомили с заключением по итогам расследования.
"Доводы представителя ответчика о поступивших обращениях по поводу распространенной видеозаписи в социальных сетях с участием истца, общественном негативном резонансе не упрощают процедуру расследования дисциплинарного проступка и не могут являться основанием умаления прав и интересов обучающегося лица", – считает суд.
Также суд посчитал, что вопрос увольнения мог быть разрешен только работодателем истца, а им является департамент полиции.
В конечном итоге 25 июня Костанайский городской суд признал незаконным заключение служебного расследования в отношении Е. Ж. Также были признаны незаконными и отменены приказы об отчислении полицейского из академии МВД и о его увольнении из органов внутренних дел.
Решение суда вступило в силу 4 августа.
Читайте также: Не оплатили счёт — потеряли погоны: полицейские в Караганде пытались вернуться на службу через суд